Рабочая программа профильного курса История России в лицах


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемые эпохи, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Поможет успешной сдачи экзамена за курс средней школы.
В результате реализации программы учащиеся совершенствуют компетенции:
- умение работать с историческими источниками;
- включение самостоятельной работы;
- творческое преобразование информации в ходе выполнения проекта;
- формирование коммуникативной, социальной и рефлексивной компетенции;
- отработка жизненно важных умений и навыков.
Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В результате освоения курса учащиеся должны
знать:
- даты событий;
- основные факты, явления, процессы, понятия;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- персоналии, связанные с проблематикой курса.
уметь:
- находить, систематизировать и анализировать информацию;
- выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок; - определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам;
- владеть словом и логикой, представлять результаты индивидуальной и историко-познавательной групповой деятельности в форме конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации;
- анализировать и сопоставлять факты;
-анализировать исторические документов;
- выстраивать линии сравнения, выявляя взаимосвязи между понятиями, классифицировать, обобщать, делать вывод;
- использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Личность и история России» рассчитан на 72 часа:
10 класс I часть «Великие Рюриковичи» 34 ч.;
11 класс II часть «Русь единая. Российская империя» 38 ч.
Киевская Русь. Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.
Олег- победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь, противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.
Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении. Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.
Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца...» (
Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».
Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. «Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».
Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.
Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».
Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.
Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князяЮрия Данилович Московского.
Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить внем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.
Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.
Русь единая. Российская империя. Русь неделимая, единая, долговечная. Самодержцы земли Русской.
Самодержавная власть. Условия создания Московского государства. Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог. Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».
Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».
Государь Иван Васильевич -Грозный, Удивительный. Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. -венчание Ивана на царство. Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана», военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет. Храм Василий Блаженного. Внешнеполитическая деятельность.
Государь князь Федор-достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову. Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского. Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия
Великие Романовы. Путь к абсолютизму.
Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович.«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.
Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С. Полоцкий; экспедиция Семена Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
Федор Тишайший. Царевна Софья.Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Регентство царевны Софьи.
Царь Петр Алексеевич - Великий.Потешные полки. Основание славяно-греко-латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета «Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук.
Эпоха дворцовых переворотов.Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоан-новны.Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д. Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был грубый вызов русскому чувству национальной чести».Елизавета Петровна и Петр Ш.«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания» (В. О. Ключеский).Петр III - «он не был злым, но его ограниченность - недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольностидворянской».
Екатерина II. Павел I и Александр I.«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным уважать права своих подданных.
Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась, насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс - неразгаданный до гроба» (А. С. Пушкин).
Эпоха самодержавных преобразований. Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина. Указ « Об обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый политик.
Александр II. Отмена крепостного права и либеральные реформы.
Александр III и Николай II. Контрреформы Александра III.Царствование Николая II. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).
Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы в проведении профильного курса:
•исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
•планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
•анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
•переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;
•лекции с последующим опросом;
•лекции с обсуждением документов;
•беседы;
•семинары;
•практические занятия;
•конференции;
• заседания круглых столов;
•«мозговой штурм»;
•анализ альтернативных ситуаций;
•работа в группах, парах, индивидуально;
•выполнение работ по заданному алгоритму;
•творческие работы;
• защита проектов.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
•видеть проблему;
•сформулировать проблему;
•выдвинуть гипотезу;
•составить план решения проблемы, задачи;
•делать обобщения и выводы;
•систематизировать материал;
•составить план по теме;
писать эссе
•делать прогноз;
•анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);
•оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
•использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.
Так как в этом курсе используются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Наименование разделов и тем Из них
Теоретическое
обучение Контрольные
работы Самостоятельная работа
10 КЛАСС
1 Раздел I. Киевская Русь. 7 3
2 Раздел II.Эпоха феодальной раздробленности. 18 6
3 Раздел III. Русь единая. Российская империя. 8 3
4 Великие Рюриковичи. 1 ИТОГО: 33 1 12
11 КЛАСС
1 Раздел I. Великие Романовы. Путь к абсолютизму. 18 9
2 Раздел II. Эпоха самодержавных преобразований. 19 9
7 Российская империя. 1 ИТОГО: 38 1 18