Занятие по развитию речи Космос (старшая группа)


Ход занятия:
Оргмомент
Дети становятся в круг.
Отгадайте мою загадку: «Светит, сверкает, всех согревает».
Что это? (Солнце.)
Как ласково называем его? (Солнышко.)
Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно.
Расслабление.
Подул холодный ветер, вам холодно.
Напряжение.
Опять засверкало солнышко.
Расслабление.
Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы
занятия.

Педагог приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и
предлагает им приготовиться к занятию. На столе перед каждым
ребенком лежит предметная картинка.
Педагог. Встаньте около стульев, посмотрите на свои
картинки. Сядет тот, кто назовет свою картинку и разделит ее
название на слоги.

Ра-ке-та. В этом слове три слога.

Спут-ник. В этом слове два слога.

Кос-мо-навт. В этом слове три слога.

Лу-на. В этом слове два слога.

Педагог. Молодцы! Вы быстро и правильно выполнили первое
задание.
Выставляется модель Солнечной системы.

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце – звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
Солнце – звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце – светило они обожают!
Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть люди на них обитают?
Одна из планет Солнечной системы Земля. А какие еще планеты
живут рядом с нашей планетой?

Звездочет
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два, три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять – дальше всех Плутон.
Кто не видит, выйди вон!
Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружится еще 8 планет. У
каждой планеты свой путь, который называется орбита.
Все планеты движутся вокруг Солнца по кругу.
Все планеты Солнечной системы очень различаются по размеру.
Все планеты находятся на разном расстоянии от Солнца.
На какой планете будет больше света и тепла? На самой ближней к
Солнцу или на самой дальней от него? (ответы детей)
Развитие фонематического восприятия
Педагог. Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны
выбрать, на какую полетим: Венера, Марс, Юпитер, Нептун, Сатурн.
(На Марс.)
Кого мы можем там встретить? (Марсиан.)
Мужчину называют ... (марсианин), женщину ... (марсианка).
А мы кто? (Земляне.)
Почему нас так называют?
Кем будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)
Произношение слов сложного звуко-слогового состава
Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома.)

Выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома.
А вот и космодром! Можно ли полететь в космос в наших костюмах?
Что мы наденем? (Скафандры.)

Имитация надевания.
Вова, ты в чем? (В скафандре.) Что такое скафандр? (Космический
костюм.)

Внимание! Приготовьтесь к полету. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!
Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые
голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из
притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Как вы
понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии
невесомости. А сейчас посмотрим в иллюминатор.
Дети. Мы видим Землю, Луну и много звезд.
Педагог. Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?
Дети. Голубая, далекая, красивая.
Педагог. А Луна, какая?
Дети. Маленькая, холодная, круглая.
Педагог. Какие звезды вы видите?
Дети. Большие, блестящие, яркие.
Педагог. Как вы думаете, какая работа у космонавтов?
Дети. Трудная, интересная, важная, опасная.
Педагог. Правильно. Космонавты действительно выполняют очень
важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и
техника.
Педагог убирает картину.

5.Отгадывание загадок. Развитие связной речи, мышления.
Педагог. А теперь попробуйте отгадать мои загадки.

Угли пылают
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.
Что это?
Дети. Это звезды.
Педагог. Как вы догадались?
Д е т и. Звезды ярко горят, но днем их не видно.
Педагог. Какие же вы сообразительные! Молодцы!
От планеты
До планеты
Мчатся в космосе. (ракеты)

У бабушки над избушкой
Висит неба краюшка
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Синенька шуба
Покрыла весь мир. (Небо)

6. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики. Профилактика
нарушений письменной речи.
Педагог раздает детям тетради,, ставит на стол контейнер с
карандашами.
Педагог. Посмотрите на страницу слева. Что вы видите?
Д е т и. Это ракета и спутник.
Педагог. Возьмите любой цветной карандаш. Обведите ракету по
контуру, а потом раскрасьте ее.
Дети выполняют задание Педагог оценивает их работу, а потом
убирает тетради и карандаши.

7. Подвижное упражнение «Ракета». Координация речи с
движением. Развитие творческого воображения.
Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать
знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, Маршируют по кругу
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, Поднимаются на носки,
тянут руки вверх, сомкнув
их
А потом руки вниз Опускают руки.
Раз, два, подтянись. Вновь тянутся вверх.
Вот летит ракета ввысь! Бегут по кругу на носочках.

8. Игра «Скажи наоборот» Развитие словаря, подбор слов
антонимов.
Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Он
берет в руки мяч.
Педагог. Давайте поиграем в игру « Скажи наоборот» В солнечный
день очень светло, а в космосе. (темно)
Педагог. Летом на солнце очень жарко, а в космосе. (холодно)
Педагог. На Земле люди совершают движения быстро, а в
космосе.(медленно)
Педагог. На Земле работать легко, а в космосе (тяжело)
Педагог. Молодцы! Это было очень трудное задание.

9. Игра «Подбери звезду» Развитие зрительного внимания и
восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.
Картина с изображением космического корабля и звездного неба. У
детей плоскостные изображения звезд.

Педагог. А сейчас Вы должны внимательно рассмотреть картинку и
найти на ней место для своей звезды. Считайте лучи, смотрите,
чтобы звезда точно соответствовала контуру пустоты на игровом
поле.
Педагог. Как можно ласково назвать звезду? (звездочка)
Если на небе много звезд, то, какое оно? (звездное)
Как можно назвать корабль, который летит к звездам?
(звездолет)
Молодцы. Вы меня порадовали.
А сейчас пора возвращаться на Землю. К полету готовы?
Закройте глаза. Мы в космосе. Вот и Земля.


10. Итог занятия.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15