Твори, дерзай и увлекай!

«Твори, дерзай и увлекай!» (эссе)
Известный немецкий педагог, председатель «Всеобщего немецкого учительского союза», сторонник секуляризации образования, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, утверждал, что учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает под влияние трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механичности. Поэтому ручкой в блокноте, мелом на доске и любовью на сердце любой учитель должен начертать защитную фразу: «Твори, дерзай и увлекай!». Эта фраза будет защищать не только самого учителя, но и его многочисленных учеников. Размышления на данную тему весьма и весьма полезны для учителей всех возрастов и предметных специализаций.
Большое начинается с малого, река – из родника, а человек начинается со своей малой, но очень значимой Родины – земли своего рождения. На песчаных пляжах древней Керкинитиды, на узких улочках Гезлёва прошло моё детство. В доме, который хранил память о великой поэтессе Анне Ахматовой, была музыкальная школа, где я обучалась игре на фортепиано, что сыграло немаловажную роль в формировании моей личности. В уютных классах евпаторийских общеобразовательных учебных заведений №13 и №14 я приобщилась к процессу познания природы. С благодарностью вспоминаю учителей биологии: Шуваликову Татьяну Петровну и Гинкул Людмилу Ивановну; их профессионализм и требовательность внесли свой вклад в процесс формирования моего сознания. В своё время я решила стать педагогом, и ничуть об этом не жалею.
В моей учительской деятельности были разные периоды: первых проб и ошибок; совершенствования педагогического мастерства; победителей олимпиад по предмету и призёров творческих конкурсов-защит научно-исследовательских работ МАН «Искатель». Шло время, уходили, вновь приходили в класс учащиеся, менялась и я сама. Но было ли что-то во мне как учителе, оставшееся неизменным и сегодня? Да. Моя увлечённость делом.
Я намеренно не сказала предметом, потому что преподавание – лишь часть уникального действа под названием жизнь. Искренне считаю, что полноценна только та личность, интересы которой не ограничены узкими рамками профессии. В творческом наследии Козьмы Пруткова, по этому поводу можно прочесть: «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння». Моя жизнь полна творческих увлечений, которым я, по возможности, уделяю время: чтение художественной литературы, игра на музыкальных инструментах, поэзия. Всё это позволяет мне быть разносторонней личностью, а значит, и хорошим учителем.
Вслед за бесспорным гением русской литературы, Федором Михайловичем Достоевским я повторяю: «Творчество есть цельное, органическое свойство человеческой природы. Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа... Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое». Эту философию я прививаю школьникам. Скука – отражение неспособности к творчеству; она возможна там, где человек не приучен к радостному процессу реализации природных задатков.
Специфика предмета, преподаваемого мной, состоит в рассмотрении живых существ с точки зрения физиологических процессов. Учащиеся прекрасно понимают логику развития живого: рождение, созревание, старение; для них не секрет, что биологическая жизнь конечна. Где же выход из трагизма ситуации? Ответ прост – знакомить детей с уникальной способностью творчества – дарить духовное бессмертие.
Чтобы учащийся стал творческой личностью, необходима серьёзная подготовительная работа. Необходимо научить ребёнка учиться, то есть развивать внимание, память, мышление, но более всего – самостоятельность! Правильная постановка вопросов, поиск необходимой информации и чётких формулировок ответов – тяжёлый, но необходимый совместный труд учителя и учащегося. Приходя на урок, я приношу задания, требующие приложения умственных и душевных усилий. Дети ценят свои личные находки и достижения неизмеримо выше любых готовых сведений. Мною апробировано множество инновационных технологий: личностно-ориентированные, информационно-компьютерные, тренинговые, проектные. Каждая из методик имеет свои плюсы и минусы, но преодолевая сомнения и внутреннюю инертность необходимо творить и дерзать самому, увлекать за собой ученический и преподавательский коллективы. Состоявшийся учитель не урокодатель, но наряду с родителями, «улицей», СМИ – воспитатель человеческой души, обязанный быть хорошим психологом, понимать возрастные особенности высшей нервной деятельности ребёнка, использовать эти знания для достижения наилучших результатов.
Базу личности закладывает не школа, а родители, формируя из младенца [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]признавал: «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». Современное общество возвело вещизм в культ, перевернув с ног на голову концепцию воспитания детей, поэтому важной стороной педагогической деятельности считаю работу с родителями. Научить ребёнка позитивному, конструктивному мышлению – архиважная задача, трудный, но единственно правильный путь. Выпускник, обладающий культурой мышления, верой в свои возможности, и есть тот самый идеал, к созиданию которого стремится каждый неравнодушный учитель.
Подводя итог всему выше сказанному (а именно, рефлексией должен завершаться любой процесс: написание эссе, школьный урок, а по большому счёту и сама жизнь), могу с полной уверенностью утверждать, что моя учительская деятельность есть реминисценция на фразу: «Твори, дерзай и увлекай!».








13PAGE \* MERGEFORMAT14115




15