Методические рекомендации по использованию средств ИКТ для организации проверки знаний в игровой форме


Автор: Швидченко Андрей Георгиевич, учитель информатики, МБОУ СОШ № 9 г. Азова, Ростовская область

Тема: “Методические рекомендации по использованию средств ИКТ для организации проверки знаний в игровой форме”

Аннотация
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи учителям предметникам для организации проверки знаний на уроке и самостоятельной работы обучающихся в игровой форме с помощью цифровых электронных ресурсов.
Современные цифровые ресурсы способны оказать помощь учителю в ходе образовательного процесса на всех этапах урока: от получения информации до проверки знаний. В основу методических рекомендаций положен личный опыт, полученный при разработке проверочных заданий для уроков информатики.
Ключевые слов
Информатика, ИКТ, игра, LearningApps, проверка знаний, ЭОР, PurposeGames,
Содержание рекомендаций
Основной целью интерактивных заданий, конструируемых с помощью ЭОР, является возможность создания среды, которая помогает обучающимся проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию устойчивого интереса учащихся к получению новых знаний, а также повышает компетенции в области использования сети Интернет, компьютерных программ.
Использование ЭОР направлено на достижение новых образовательных результатов, таких как развитие умений работы с информацией, поиск, оценка, отбор и систематизация информации, формирование навыков исследовательской деятельности, развитие навыков самостоятельной работы и оценки результатов своей деятельности, формирование навыков работы в группе.
Для проверки знаний учащихся можно использовать сервис LearningApps, который является очень доступным для овладения, в связи с чем, интерактивные учебные задания могут создаваться как учителем, так и обучающимися. Практически любой шаблон, предлагаемый сервисом может быть использован в качестве заданий для текущего контроля, при обобщении и повторении темы, сервис можно применять при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Все имеющиеся шаблоны (их более 20), можно наполнить разнообразным содержанием в зависимости от изучаемой темы. Создание заданий не требует дополнительных инструкций. Так как с помощью готовых шаблонов, которые рассматриваются на http://learningapps.org/, можно пошагово освоить конструирование заданий. Примером использования шаблонов при контроле усвоения знаний по теме «Устройства компьютера» в 5 классе может служить задание «Устройства компьютера», выполненное с помощью различных шаблонов:
· «Классификация» - http://LearningApps.org/watch?v=pzdvakqxk16· «Кроссворд» - http://LearningApps.org/watch?v=p2nb5dhck16· «Угадай слова» - http://LearningApps.org/watch?v=pas224hxn16В зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей, обучающихся можно рекомендовать шаблоны с упражнениями разного уровня сложности.
Ещё одним сервисом, с помощью которого можно провести проверку знаний в игровой форме, является сервис PurposeGames. Сервис позволяет создавать игры на нахождение объекта (в виде точки и в виде области) и викторины, создать турнир, провести зачётное занятие. При выполнении заданий сохраняется рейтинг, учитывающий не только корректность ответов, но и время, затраченное на прохождение задания, что дает возможность включить в процесс обучения элемент соревнования между обучающимися. Примеры заданий:
· «Типы устройств компьютера» для 5 класса - (http://www.purposegames.com/game/d180d0b0d181d0bfd180d0b5d0b4d0b5d0bbd0b8-d183d181d182d180d0bed0b9d181d182d0b2d0b0-d0bfd0ba-d0bfd0be-d184d183d0bdd0bad186d0b8d18fd0bc-quiz);
· «Устройство системного блока ПК» для 8 класса – (http://www.purposegames.com/game/d183d181d182d180d0bed0b9d181d182d0b2d0be-d181d0b8d181d182d0b5d0bcd0bdd0bed0b3d0be-d0b1d0bbd0bed0bad0b0-d0bfd0ba-quiz).
Для организации процесса проверки знаний в увлекательной игровой форме можно использовать сервис Umapalata.com, который представляет собой интернет-проект дистанционного обучения, основанный на разработке учебных программ. Сервис содержит новую онлайновую систему для создания, публикации и выполнения дидактических игр для детей. Сервис может быть легко интегрирован в основной учебный процесс в качестве дополнительного обучающего инструмента - игрового, и в то же время эффективного, который можно использовать как в школе, так и дома, как индивидуально, так и для группы учеников. Он имеет простой и интуитивно понятный интерфейс, позволяет создавать, публиковать, обмениваться созданными ресурсами, использовать библиотеку ресурсов. Пример:
· «Ваня на планете информации» 5 класс - http://www.umapalata.com/uschool/expo/olesyasannikova/6220.html?LANG=RU· «Компьютерленд» 5 класс - http://www.umapalata.com/uschool/expo/proton72/6494.html?LANG=RUДля обобщения и проверки знаний по предмету «Информатика» в 10-11 классах можно использовать создаваемые в программе «AutoPlay Media Studio» интерактивные ресурсы, которые можно наполнить различным мультимедийным контентом (видео, аудио). Недостатками программы является сложность освоения и необходимость приобретения лицензии. Примером такого ресурса может служить система тестирования в игровой форме «Великий Информатик», разработанная автором для проведения внеклассного мероприятия по информатике. Данный электронный ресурс создан по типу телевизионной викторины «Своя игра» и включает в себя вопросы, охватывающие разные темы предмета «Информатика». Ресурс содержит вопросы различной категории сложности и задания, требующие принятия решения («Кот в мешке»), что помогает участникам игры сформировать умения оценивать собственные знания и принимать решения в различных нестандартных ситуациях, а также координировать и соотносить свои действия с действиями других участников игры.
Для использования цифровых ресурсов необходим достаточный уровень технического оснащения, включая оснащение видеопроектором, интерактивной доской и т.п. Важно наличие компьютера для каждого ученика и устойчивое подключение к сети Интернет.
Применение цифровых образовательных ресурсов рассчитано на использование индивидуального подхода в работе с обучающимися, что позволяет со слабыми учащимися отрабатывать определенные предметные и технические навыки, а с сильными учащимися - позволяет организовать самостоятельную работу. Кроме того, работа может проводится в группах, каждая из которых нацелена на решение определенной учебной задачи и коллективное выполнение электронных заданий.
Наиболее трудными моментами в организации и проведении урока с применением цифровых образовательных ресурсов является достаточно длительная подготовка к уроку, связанная с подбором готовых ЭОР, созданием собственных ресурсов. Следует предостеречь учителя от чрезмерного использования цифровых ресурсов, так как при недостаточной методической подготовленности может возникнуть ситуация, приводящая не только к неправильному определению дидактической роли и места на уроке, но и к подавлению межличностного общения.


Литература
1. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
2. Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.
3. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
4. Рекомендации по внедрению и эффективному использованию
электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] официальный сайт/URL: http://www.microbik.ru/dost/Методические%20рекомендации%20субъектам%20Российской%20Федерации%20по%20модернизации%20общеобразовательных%20учреждений%20путем%20организации%20в%20них%20систем%20дистанционного%20обученияb/shk-3.html
5. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). – М., 2007.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
7. Сидорова Е.В., Фрадкин В.Е. Информационная компетентность учителя. (Монография) – СПб, ИПО РАО, 2008 – 126 с.
8. Скаткин М.Н. [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.
9. Создание интерактивных упражнений [Электронный ресурс] официальный сайт/URL: http://interactivupr.blogspot.ru/p/purposegames.html
10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
11. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.