статья в сборник по итогам участия в научно-практической конференции

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО,
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.
Н.М.Денисова
ГБОУ СПО "СТТ", г.Михайловка
e-mail: dnm-5913@yandex.ru

"Социальное партнерство" - это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности.
Оно строится на определенных принципах и нормах и направленно на установление партнерских отношений с окружающим социумом.
Социальное партнёрство - объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей, взаимовыгодное сотрудничество.
Сегодняшний работодатель требует не просто подготовленного специалиста, а выпускника, готового качественно выполнять производственные задания. При этом сам работодатель пока не считает себя участником образовательного процесса, а позиционируется преимущественно потребителем, заказчиком квалифицированных кадров.
Чтобы устранить эти противоречия, необходимы программы взаимодействия с работодателями, т.е. с социальными партнерами. Структуру взаимодействия можно представить в схеме 1.
Взаимодействие с социальными партнерами позволило бы социально и профессионально адаптировать обучающихся, обеспечить максимальное использование потенциала каждого, осуществлять деловые взаимовыгодные отношения с предприятиями и другими социальными партнерами.
Перспективными в области организации социального партнерства могут быть исследования (изучение рынка труда, запросов работодателей, исследование влияния партнерства с различными учреждениями на уровень компетентности обучающихся и др).
Если говорить о компетентности - это способность человека эффективно решать проблемы (и индивидуальные, и социальные) в процессе взаимодействия с социумом. Можно выделить ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, креативность, а также самостоятельность действий. От взаимодействия социальных партнеров во многом зависит решение основной задачи – повышения качества подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.























Схема.1. Компоненты взаимодействия
с социальными партнерами

На современном этапе развития общества назрела необходимость не только обучать выпускников овладевать профессией, но и нравственно воспитывать подростков. Образование неразрывно связано с воспитательным процессом.
Однажды, проводя внеурочное мероприятие, посвященное теме толерантность, родилась идея создать проект, который будет затрагивать и обучение и воспитание.
Основная идея проекта - привлечение к полезной деятельности обучающихся с разными умственными и физическими возможностями, а также занятость во внеурочное время и прохождение практики.
Так как наши обучающие получают строительные специальности и на старших курсах в условиях производственной практики получают необходимые профессиональные навыки, появилась идея выполнить ремонтные работы собственными силами, а строительные материалы найти, наладив социальные связи.
Для начала мы совместно с обучающимися наладили социальную связь с Михайловским комплексным центом социального обслуживания населения, где нас любезно приняли и в настоящее время совместно сотрудничаем.
В проектной группе 13 человек обучающихся разных курсов и профессий, но это основная группа, есть еще желающие, которых будем привлекать.
Не скрою, были сомнения, смогут ли, захотят ли обучающиеся принять участие в такой работе, тем более, что работать приходится во внеурочное время, но это хорошая практика получить умения по профессии непосредственно в жизненной ситуации.
Однако, когда был проведен опрос среди обучающихся. большинство высказались "за".
Проект "молодой", разработка началась с сентября 2014г, но уже многое сделано, получили массу положительных откликов в устной и письменной форме, а также через газету "Призыв".
У нас большие планы, будем продолжать такую необходимую для всех работу и налаживать социальные связи.
Актуальность проекта:
В настоящее время существует проблема прохождения производственной практики, когда предприятия хотят брать на работу готовых специалистов. Поэтому появилась идея помогать нуждающимся и одновременно обучать и воспитывать подростков. Для этого необходимо налаживать социальные связи.
Основная идея проекта: сформировать потребность в самообразовании, самостоятельность в практической работе, воспитание способности выпускников к самовыражению, умении ориентироваться в незнакомой ситуации.
Задачи реализации проекта:
-определение целей и задач углубленного изучения учебных программ и образовательных стандартов, формирование и проверка в практике необходимых умений;
-создание системы внеучебной воспитательной работы, актуализирующей личностно-значимые компоненты готовности обучающихся к гражданской активности;
-установление тесного контакта с партнерами:
- совместная разработка проекта благотворительной деятельности;
-анализ и популяризация проекта.
Этапы реализации проекта:
(предполагается, что вся работа будет происходить поэтапно, последовательно, комплексно).
Первый этап (2014-2015 у.г.):
Анализ возможностей для реализации проекта.
Подбор кадров, участвующих в инновационной работе.
Формирование базы и предпосылок для реализации проекта.
Подготовка и измерение уровня готовности обучающихся к работе в проекте.
Изучение опыта по проблеме практико риентированного подхода в образования и воспитания.
Пробное введение мероприятий.
Второй этап (2015-2016 у.г.)
Отработка имеющегося опыта работы с привлечением партнеров.
Моделирование системы внеучебной воспитательной работы, сориентированной на обеспечение готовности обучающихся, с учетом недостатков, выявленных на первом этапе реализации проекта.
Третий этап (2016-2017 у.г.)
Формирование дальнейшей работы с привлечением партнеров.
Подготовка итогового отчета о реализации проекта и обобщение результатов проектной деятельности.
Механизм выполнения проекта:
-обучающиеся техникума разных строительных групп;
-социальные партнеры.
Предполагается заключение договоров о сотрудничестве с предприятиями и отдельными лицами на выделение оборудования, техники и материалов, необходимых для успешной реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
-создание устойчивой и постоянной системы социального партнёрства.
-система подготовки рабочих кадров по профессиональному образованию;
У выпускников будут сформированы:
· практические знание способов производства работ;
· умение владеть приемами работ;
· умения планировать и анализировать собственную деятельность.
Вопросы организации прохождения практики актуальны сегодня для современного образовательного учреждения. Реализация нашего проекта - необходимый шаг в достижении этой цели.
Результаты реализации данного проекта могут быть внедрены в практику работы других ОУ. Научная обоснованность и экспертная оценка станут гарантией достижения заявленных результатов для последователей опыта.
Вывод: обучающиеся– участники проекта, – начиная с первого курса, гораздо лучше ориентируются в общепрофессиональных и специальных дисциплинах, так как непосредственно используют в практической деятельности изучаемый теоретический материал. А отсюда и мотивация обучения у них выше.
Взаимодействие с социальными партнерами может существенным образом влиять на качество профессионального обучения, способствовать его продвижению от низкого уровня к высокому, что выражается в повышении теоретической и практической подготовки, сформированности мотивационной направленности у обучающихся к реализации профессиональной деятельности, профессионально-личностной готовности к работе, социальной адаптированности к условиям самостоятельного труда.




























СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
компонент

программа развития социального партнерства

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
компонент

Формы

Механизмы мотивации взаимодействия


Механизмы социального партнерства


Факторы

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ
компонент


Критерии

Мониторинг

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
компонент


Качество профессиональной подготовки



15