Конспект по музыки на тему Русские народные праздники,традиции,обычаи(2 класс)


Конспект урока музыки
2 класс
Учитель:
Методист: Головина Л.А.
Студентка: гр. 931 Фуражкина Паулина Сергеевна
Тема урока: «Русские народные праздники, традиции, обряды»
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, экран;
Презентация для сопровождения урока;
Цель урока: познакомить учащихся с русскими народными праздниками, обрядами, традиции.
Задачи урока:
Предметные:
Познакомить с разнообразием русских праздников,традиций,обрядов.
Метапредметные:
Познавательные:
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Личностные:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «Родина»
Уважение к своему народу, к своей родине.
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций.
Этап урока Действия учителя Действия учащихся
Организационный
момент Здравствуйте!
Меня зовут Паулина Сергеевна.
Посмотрите чтобы у вас не было нечего лишнего на рабочем месте. Соблюдайте правильную посадку: спина прямая, руки сложили друг на друга, и глазками смотрим на меня.
Приветствуют учителя.
Актуализация знаний
Ребята отгадайте загадки
Снег идёт, под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята -
Снова к нам пришла ...
Возле елки хоровод,
Мы встречаем..Если веришь в привороты,
Магию и колдовство,
Погадать успей в субботу
Или в ночь под…
– Посмотрите на репродукцию художника и предположите, какая тема сегодняшнего урока?
– Как вы думаете, что мы будем делать на занятии
– Зачем нам надо говорить о русских народных праздниках? (Русские народные праздники)
(Познакомимся с традициями русского народного праздника, поиграем в народную игру, разучим народную песню, познакомимся с картинами русских художников).
(Чтобы знать традиции и историю своей страны. Многие традиции народных праздников живы и сегодня)
Определение темы урока Посмотрите сколько праздников вы знаете, но сегодня мы с вами поговорим об Святках, о Рождестве, о Крещение. Ребята, вы слушали о таких праздниках? Постановка целей и задач – Какие праздники вы знаете?
– Какие из этих праздников вы отмечаете?
– Зачем людям нужны праздники?
У наших предков не было календаря, похожего на наш, с красными числами, но они отлично знали, когда и что происходит. На Руси очень много праздников, народ русский умел трудится ,но умел и отдыхать, чтобы потом с новыми силами работать. Народ много трудился не было орудий, машин, техники, как сейчас раньше люди сами вспахивали земли, а сейчас чтобы сохранить время за нас это делает техника комбайн. Народ бы не выдержал все время работать ,поэтому на Руси было очень много праздников. Ведь под праздником всегда подразумеваются положительные эмоции, радость, надежда.Сегодня мы с вами поговорим о Рождестве,Святках,Крещение.
Отвечают на вопросы.
Планирование Далее на уроке мы с вами познакомимся С праздниками (Крещение ,Рождество, Святки) прослушаем несколько музыкальных русско-народных композиций, поговорим о них, смотрим видео о крещение, и о рождестве.(Каляда,каляда)
Практическая деятельность Святки — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января). всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, все 12 дней, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. Самое главное в празднике – настроение колядующих, они должны быть веселыми и шумными, тогда и праздник удастся. В ночь на Коляду жгли, вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев угощенье и пожелать им здоровья и добра.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки
По дворам ходили в Святки.
Как оно звучит?
Какие чувства выражает?
О чём рассказывает?
Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения 7 января Иисуса Христа. Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена.
Рождество это праздник церковный. В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего.. В Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне. И пение, которое мы услышали в этом видеосюжете это молитва – духовная музыка, которую мы можем услышать в соборе, церкви во время богослужения. И сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма «Ночь перед рождеством», где вы и увидите, как происходили эти празднования. (Просмотр видеоролика)
- Именно так и праздновалось рождество Христово!
Рождество – великий праздник,
Рождество – благая весть:
За людей рождён заступник
И Спаситель всех нас есть!

С этой радостью спешим мы
От души поздравить вас –
Мира, счастья и покоя
Каждый день и каждый час.
Что вы почувствовали слушая эту музыку? Какой у неё характер?
Крещение отмечают 19 января, как правило это морозный день.Традиционным и непременным обрядом в праздник было освящение воды, причем не имело значение то, была ли это вода из церкви или же из естественного водоёма. В последнем случае у реки собирался народ, пробивали небольшую прорубь во льду, после этого батюшка освящал воду в реке, опуская в прорубь крест, но чтобы купаться нужно закалится. С праздником Крещения связаны всевозможные гадания (о замужестве, здоровье, приплоде скота и т.п.) и приметы о погоде и урожае. Верили, что теплая погода на Крещение или мокрый снег означали хороший урожай злаков, а метель и ветер – урожай грибов и ягод. Видео о крещение.
Смотрят презентацию, и слушают песню Каляда, Каляда.
(праздничное)
Осуществление контроля Осуществление коррекции Кто из вас что-то не понял на уроке?
Что вызвало затруднения?
Итог урока
Давайте посмотрим на план нашего урока, и узнаем все ли цели и задачи мы решили на уроке:
О каких праздников мы сегодня говорили?
Какая песня больше всего запомнилась?
О чем народ рассказывал в своих песнях?
Что мы делали на уроке…
– За что вы себя можете похвалить…
Вы все сегодня молодцы. Все участвовали. Мне очень понравилось с вами работать, я думаю что вам тоже очень понравилось и вы многое для себя узнали из этого урока.
Домашнее задание Дома вы должны нарисовать иллюстрацию к праздникам 1 ряд-Рождество,2 ряд-Крещение,3ряд-Святки.
Урок окончен.
До свидания. Учитель: (подпись)


Методист: (подпись)