Классный час о Государственной символике

Классный час
Тема: Символы моей Родины
Цели:
- расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
- популяризация государственных символов РФ;
- осознание роли и значения государственных символов РФ;
- развитие познавательных способностей; речи, словарного запаса учащихся
- формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся;
- воспитание уважения к символам государства, любовь к Родине.

Оборудование: Герб России, государственный флаг России, грамзапись гимна РФ, открытки с видами Москвы, грамзаписи русских народных песен, песен о Москве, песни о Родине, плакат с пословицами о родине, карта России на доске.

Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о государственных символах, о нашей Родине.
Россия...
Как из песни слово,
Березок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа - Люблю тебя, моя Россия За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть,
Люблю все то, что называют Одним широким словом Русь.
У.: отношение народа к родине выражено в пословицах. Прочитайте и скажите, как вы их понимаете. (На доске - на плакате русские народные пословицы).
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
У.: Послушайте стихотворение Б. Васильева и подумайте над вопросом, который он задает «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды - Звезды мира над Кремлем.
У.: Как называется страна, в которой вы живете?
Дети: Россия.
У.: В каком государстве вы живете?
Д.: Российская Федерация.
У.: Назовите столицу нашего государства.
Д.: Москва.
В.: Конечно, каждый хотел бы побывать в Москве. Мы это сделаем - совершим заочное путешествие по столице.
(Демонстрация открытой с видами Москвы, с комментариями).
У.: На уроках окружающего мира, литературного чтения вы уже знакомились с историей Москвы. Поэтому задание, которое вы сейчас получите, не будет для вас трудным. Вам нужно собрать мозаику с видом Москвы и рассказать об изображенной на ней достопримечательности.
(Во время работы звучит песня «Москва златоглавая»).
Проверка творческой работы детей.
У.: Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией РФ - основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности ее граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции является государственным праздником.
У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как герб, флаг и гимн.
Вы учащиеся 4 класса, поэтому уже должны знать государственные символы Родины. Каково значение цветов российского флага?

Ответы детей.
У.: Во все времена цвету придавали особое значение: белый означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и в декоративноприкладном искусстве. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Герб - это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разглядывая символы. Рассмотрите герб нашего государства и расскажите о его символике.
Ответы детей.
У.: Фон герба - красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита - золотой двуглавый орел. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. Правой лапой сжимает орел скипетржезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. В его левой лапе держава - золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим коны. В давние времена корона, скипетр и держава служили символами власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины, символизируют единство нашего государства и независимость его от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец.
Двуглавый орел является символом России уже более 500 лет.
Подумайте и ответьте на вопрос. Для чего стране нужны такие государственные символы, как герб и флаг?
Ответы детей.
У.: У каждого государства есть свой государственный гимн. Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна люди любой страны, слушающие его встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
(Исполняется первый куплет и припев гимна).
У.: Чтобы уважать родину надо ее знать. А что вы знаете о России?
Ответы детей.
У.: Помните, дети, «Родина любимая, что мать родимая». Ее мы бережем, ею мы гордимся, ей мы посвящаем свой труд, свои достижения в науке, культуре, искусстве.