Разработка урока по технологии для 5 класса Изготовление прихватки в лоскутной технике

Конспект урока
Аттестуемый педагог: Тупота Елена Юрьевна
Предмет: технология. 5 класс:
Тема урока « Изготовление прихватки в лоскутной технике»
Продолжительность: 80 мин.
Цель: Изучение и практическое выполнение прихватки в лоскутной технике.
Образовательные задачи: - продолжить формирование полученных умений и навыков при работе с тканью,
уметь из одинаковых материалов создавать разные по внешнему виду изделия, используя
одинаковую технологию
- закрепить умение работать с инструкционно – технологическими картами

Развивающие задачи: - развивать умение сравнивать работу с образцом, анализировать, находить ошибки, исправлять их,
пользоваться терминологической речью, развивать творческие способности.

Воспитательные задачи: - воспитывать самостоятельность и чувство ответственности перед коллективом, умение работать в коллективе,
культуру общения

Тип урока: комбинированный
Форма работы на уроке:
Организации учебно – практической деятельности: демонстрация, использование информационных технологи; постановка проблемных вопросов, решение поисковых задач, выполнение творческих заданий разного уровня.
Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: выполнение практической работы по выполнению проекта;
Использование групповых и индивидуальных методов
Контроль и самоконтроль: использование технологической карты для работы, самооценка своей работы, умение работать в группе.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, экран, швейные машины, утюг, гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, линейки, карандаш, инструкционные карты, хлопчатобумажные лоскуты ткани.

Этапы работы:

I. Организационный момент
II. Основная часть. 2.1 Повторение учебного материала.
2.2. Изучение нового материала
2.3. Практическая работа
III. Заключительная часть:








п/п

Этапы работы





Цели, задачи,
результативность
каждого этапа


Деятельность учителя


Деятельность
обучающихся

I
























2.1























2.2































































2.3




























































































III
Организационный момент, включающий:
постановка цели: организовать
совместное целепологание.
цели и задачи: создание позитивной мотивации работы на уроке, актуализация ранее полученных знаний по работе с тканью,
описание методов: репродуктивный (повторение пройденного материала), информационный ( показ мультимедийной презентации,
ученического целеполагания ( обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока).







Повторение учебного материала.
учебная цель: проверка знаний обучающихся по материаловедению
формы организации деятельности: фронтальный опрос.
критерии уровня внимания обучающихся:
правильные ответы обучающихся
методы стимулирования учебной активности обучающихся: одобрение, похвала:











Изучение нового материала

Цель: ознакомить обучающихся с историей лоскутного шитья,
решить проблему утилизации
бытовых отходов.

методы представления
нового материала:
опережающие задания,
демонстрация презентации,
слайдов, наглядность



















































Практическая работа

Учебная цель: научить изготовлять прихватку в лоскутной технике по технологической карте
Формы организации деятельности обучающихся:
практическая самостоятельная работа обучающихся.

Работа в бригадах
Учебная цель:
обобщить учебный материал через работу в группах
Задачи: организовать работу обучающихся в группах.

Определить задание каждой бригаде.
Формы организационной деятельности обучающихся:
работа бригад над проектом.
Критерии определения уровня внимания обучающихся: работа с инструкционными картами.
Методы стимулирования учебной активности обучающихся:
оценивание работы бригады






























































Заключительная часть:

а) закрепление нового материала
б) подведение итогов работы: проведение мини выставки с целью защиты своего проекта каждой бригадой.
в) рефлексия
г) домашнее задание








Цель: создание позитивной мотивации и умение работать в группе






















Цель: повторить с обучающимися ранее изученный материал

Цель: подготовить обучающихся для изучения нового материала



















Цель: Вызвать эмоциональный интерес у обучающихся и мотивацию к созданию изделия своими руками



























































Цель: закрепление умений работать с технологической картой и навыки работы с материалом






















































































Цель: оценка теоретических знаний и практических навыков
Организационный момент

Доброе утро, мы рады видеть вас.
Сегодня мы проводим не совсем обычный урок
« Изготовление прихватки в лоскутной технике»
Все необходимое для урока у вас есть на столах: инструменты, материалы,
образцы изделий.













Вопросы:
Из какого волокна изготовляют хлопчатобумажную ткань?
Какого происхождения это волокно?

Как определить нити основы и нити утка?


На какой стороне напечатанный рисунок более яркий и четкий?
Что значит сметать?

Что значит заутюжить?












Вступительное слово учителя:
Знаете ли вы, что такое декоративно - прикладное искусство?

Демонстрация презентации «Виды ручного декоративно прикладного творчества»
Слайд № 3.№4,№5,№6,№7

А что вы знаете о применении
лоскута в декоративном творчестве?
Демонстрация слайдов об изделиях в лоскутной технике:

Слайд №8

Слайд №10

Слайд №11,№12 №13 №14 №15

Показ изделий, имеющихся в кабинете (салфетки, панно, прихватки)
Учитель подводит обучающихся к определению целей урока



Где первоначально возникло лоскутное шитье?
Слайд № 9
Актуализация
Куда девать лоскутки от раскроя, испорченных и ненужных вещей?

При работе на кухне постоянно приходится иметь дело с горячей посудой.
Для того чтобы не обжечь руки
Чем пользуются? Слайд №16


А для чего на столах лоскуты разных тканей?
Совершенно верно мы будем шить прихватку для кухни.
Лоскутная техника очень проста и поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия нужна только ткань и нитки. И самые обычные инструменты и игла. А еще фантазия и желание создавать, что- либо новое для своего дома.






Рассказ учителя о технологической последовательности изготовления изделия.
А для чего нужно при изготовлении прихватки выстраивать поэтапное выполнение работы т.е. проекта?
Правильно, для того, чтобы продумать и просчитать все ситуации, трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы. Организовать свою деятельность по преодолению этих трудностей, чтобы конечный результат был хорошим и изделие качественным.
Вводный инструктаж по выполнению работы.
Представьте себе, что мы работаем не в классе, а в швейном цехе. Каждый из вас работает на своем участке и выполняет свою работу. В цехе 3 бригады. Я – технолог. Слушайте задание: каждая бригада должна сшить основу для прихватки. На столах все необходимое для работы, материалы и инструменты. Так же технологические карты, которые вы внимательно прочитаете. Чтобы не терять времени даром для сметчиков
И швей есть задел
( раскроенные и сметанные полоски)пока раскройщики будут готовить первые детали, сметчики и швеи тоже будут работать. Бригада это коллектив, который делает общее дело. Для успешного выполнения очень важна взаимопомощь. Например; если есть свободное время у швеи, она может помочь раскройщику обвести шаблон.
Актуализация знаний: перед тем, как приступим к работе, вспомним важные сведения, которые вам необходимо учитывать в ходе работы. Технолог:

Что означают стрелки на шаблонах?
Как определить направление долевой нити?
Каким швом и во сколько нитей сметывать?
Каким машинным швом будете соединять детали?
При сшивании деталей как обеспечить одинаковую ширину швов?
Инженер по ТБ:
Как закалываем булавки?
Куда убираем булавки после откалывания?
Физкультминутка: профилактика нарушения осанки.
Ознакомьтесь каждый со своей технологической картой и начинайте работу.
- наладчик швейного оборудования готовит к работе швейные машины.
Текущий инструктаж.
Технолог: не забывайте об экономном использовании материалов, о смекалке при раскрое деталей, сравнивайте выполняемую работу с вашей схемой.
Инженер по ТБ следит за соблюдением правил во время работы и отмечает замечания.
Технолог следит за качеством работы, советует как поступить в том или ином случае.


Заключительная часть:
а) закрепление нового материала:
Какие изделия можно выполнять из лоскутов?
Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?
Как называется лоскутная техника, с помощью которой вы выполняли лицевую часть прихватки
б) подведение итогов урока



в) в завершении нашего урока поделитесь своими впечатлениями:
- Довольны ли вы результатом?
- Самым интересным для меня на уроке было_ _ _
- Самым сложным для меня на уроке было_ _ _
- Моя оценка за урок_______
г) домашнее задание

Уборка рабочих мест
Организационный момент

Обучающиеся при входе в класс распределяются на
группы. На столах лежат
раздаточный материал: ткань, инструменты. инструкционные карты, шаблоны.
















Ответы:
Из хлопка
Растительного происхождения


Нить основы идет вдоль кромки, а нить идущая поперек нити основы – уток.

На лицевой стороне


Соединить две детали прямыми стежками.
Уложить припуски шва на одну сторону и закрепить их в
таком положении.







Ответы:
(от латинского dekoro)
Создание художественных изделий, имеющих практическое значение
Смотрят презентацию



Ответы


Смотрят слайды













Обучающиеся определяют цель урока:
Познакомиться с новым видом рукоделия, научиться работать с лоскутом

Сообщение1
Сообщение2






ответы

салфеткой, полотенцем, прихваткой.

Будем из них шить


















слушают



отвечают
для преодоления трудностей при выполнении работы













































Ответы
Направление долевой нити

Долевая нить не растягивается
Сметочным, в одну нить

Стачным

Шить на ширину лапки



Поперек шва
В игольницу








Выполняют практическую самостоятельную работу













Заключительная часть
Ответы:
Прихватки, панно, одеяла, наволочки и др.

Хлопчатобумажной ткани

«аппликация», «шитье из полос», « шитьё из треугольников».

б) подведение итогов урока.
защита своего проекта каждой бригадой.

в) рефлексия: обучающиеся оценивают результаты своей работы на уроке.








Убирают рабочие места