Конспект урока Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина ( «Не видно птиц. Покорно чахнет…», «Лапти»)


Конспект урока литературы в 6 классе
Учитель Пашкова Галина Ефимовна
Тема: « Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина ( «Не видно птиц. Покорно чахнет…», «Лапти»)Цели урока:
Формирование исследовательских навыков, развитие образного мышления, творческих способностей учащихся.
Формирование чувства единства с миром природы, гуманистического мировоззрения учащихся.
Выявление художественной идеи и символизма красного и белого как сил добра и зла в рассказе «Лапти».
Ход урока
Проверка домашнего задания: чтение учащимися наизусть стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет…»,
Беседа. Выявление впечатлений учащихся.
Какое время изображено в стихотворении?
Какое настроение преобладает в стихотворении? Найдите слова, дающие ответ на вопрос.
Какими размышлениями может быть вызвано такое настроение?
Какими образно-выразительными средствами пользуется автор?
Найдите примеры эпитетов. Какова их роль в тексте?
Вспомните определения «эпитет», «метафора».
Запись в литературоведческий словарик термина «оксюморон»
Найти его в тексте.
Найдите в тексте статьи Паустовского описание мастерства Бунина.
3.Исследовательская работа
Найдите в тексте стихотворения отрывки, описывающие цвета,
Запахи, звуки осеннего леса.
Какое настроение лирического героя передано в красках звуках, запахах осеннего леса? (Вывод: Картина осенней природы передана через переживания лирического героя.)Почему лирический герой испытывает одновременно столь разные чувства? (Герой ощущает свое единство с миром природы и принимает ее мудрые законы, он видит особую прелесть в увядании, т.к. знает , что за ним неизбежно следует обновление и в природе и в жизни человека.
Слово учителя:
Пейзажная лирика Бунина наполнена глубоким философским содержанием.
В бунинских стихах богатая «палитра» цветов, неповторимая гамма звуков, Бунин следует традициям русской классики, но постоянно ищет свежие штрихи, смелые сопоставления.
Таким же образом писатель поступает и в своих ранних рассказах.
4.Анализ рассказа «Лапти»
* Пересказ содержания (учащиеся продолжают друг за другом)
* Как бы вы сформулировали тему рассказа?
* Найдите в тексте описание места событий.
* Найдите в тексте описание вьюги.
* Какие чувства испытывают герои рассказа?
5. Чтение стихотворения Бунина «Мать»И дни и ночи до утраВ степи бураны бушевали,И вошки снегом заметали,И заносили хутора.Они врывались в мертвый дом -И стекла в рамах дребезжали,И снег сухой в старинной залеКружился в сумраке ночном.Но был огонь - не угасая,Светил в пристройке по ночам,И мать всю ночь ходила там,Глаз до рассвета не смыкая.Она мерцавшую свечуСтаринной книгой заслонилаИ, положив дитя к плечу,Все напевала и ходила...И ночь тянулась без конца...Порой, дремотой обвевая,Шумела тише вьюга злая,Шуршала снегом у крыльца.Когда ж буран в порыве дикомВнезапным шквалом налетал,Казалось ей, что дом дрожал,Что кто-то слабым, дальним крикомВ степи на помощь призывал.И до утра не раз слезамиНе усталый взор блестел,И мальчик вздрагивал, гляделБольшими томными глазами...
Как переданы чувства матери в стихотворении?
В че оно перекликается с рассказом?
Почему ребенок просит красные лапти?
Слово учителя о символике красного и белого цветов .
(Вывод о значении красного цвета в народной поэзии могут сделать учащиеся).
Беседа
Что в рассказе соотнесено с белым цветом?
В чем смысл противопоставления красного и белого в рассказе?
Что побеждает в этом противопоставлении?
Кто является воплощением сил добра в этом рассказе? (Молящаяся мать, Нефед, который хочет помочь чужому ребенку)
Как автор показал победу добра? (Жертва Нефеда спасла жизнь и мужикам и мальчику, ведь с ним были лапти и фуксин , а значит, есть надежда, что мальчик останется жить)
Итоги урока
Какова главная художественная идея, объединяющая эти два произведения И.А.Бунина? (Вечная борьба добра и зла. Победа жизни, любви и добра.)Домашнее задание
Подготовить сообщения о поэтах « серебряного века» (индивидуальные задания по выбору учащихся)