Статья на тему«Формирование толерантных отношений у учащихся внутри классного коллектива» (7 класс).


Шаманова Елена Алексеевна, классный руководитель МАОУ «Школа № 31» г. Балашиха.
e-mail: shamanova1@yandex.ruВ данной статье рассматривается изучение проблемы формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения.
«Формирование толерантных отношений у учащихся внутри классного коллектива».
В системе образования в условиях многонациональности российского государства важное значение имеют вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.
Образование является органической частью жизнедеятельности личности и в то же время выступает одной из важнейших сфер общества, участвующего в формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, основных ценностей и норм, всего того, что определяет взгляды, отношение к окружающему миру и, в конечном счёте, индивидуальное и коллективное поведение людей.
В своей статье я хочу поделиться опытом работы над проблемой формирования сплоченного классного коллектива через развитие у учащихся толерантного поведения. Толерантность нужно систематически воспитывать, тогда она станет элементом культуры жизнедеятельности классного коллектива.
Очень важно строить воспитательный процесс класса на основе таких принципах как:
принцип сотрудничества;
принцип взаимоуважения;
принцип деятельностного и творческого подхода;
принцип системности;
принцип учета возрастных особенностей;
принцип ориентации на «успех» каждого ученика;
принцип открытости.
В основу своей воспитательной работы с классом я закладываю идею воспитания дружного классного коллектива, в которой формирование толерантных отношений внутри класса является очень важной и ключевой задачей.
Реализация данной идеи предполагает создание воспитывающей среды в урочное и внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовно развитие личности каждого ученика, вовлечение всех учеников в систему классных часов и коллективных творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться к жизни не только в школе, но и за её пределами.
Для достижения планируемых результатов необходимо решить следующие частные задачи:
создание благоприятных условий и возможностей для формирования и развития личности каждого ученика;
развитие познавательного интереса, расширение кругозора и эрудиции учащихся;
создание условий для раскрытия творческого потенциала и воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом;
формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими;
провести мониторинг уровня сплоченности коллектива и межличностных отношений в классе.
Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий снижения напряженности в социуме.
Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом. Я считаю, что самое важное в воспитании коллектива это его сплочённость. Поэтому главной задачей всегда стоит сплочение коллектива. А значит воспитание в детях чувства понимания, доброго отношения друг к другу, сопереживания, желания действовать одной командой.
При написании статьи был использован собственный опыт проведения командного построения сплоченного коллектива в виде тренинга по «тимбилдингу», а также мероприятие в форме классного часа, включающее в себя основные направления развития толерантности:
усвоение того, что каждый человек – личность;
знакомство с важностью принципа уважения человеческого достоинства всех людей без исключения;
понимание учащимися идеи взаимодополняемости, как основной черты существующих различий, а также а также статьи психологов, изучающих проблемы воспитания детей.
Классный час – это лишь одна из основных форм работы классного руководителя с классом. На классных часах предоставляется возможность расширить кругозор учащихся по данной теме, сформировать представления о дружбе, друзьях, высказать свою точку зрения и выслушать одноклассников, решить проблемные ситуации, связанные с классом и школьной жизнью. Предусмотрены различные формы работы: анкетирование «Наши отношения», тестирование «Настоящий ли ты друг», игровой практикум «Учимся взаимодействию», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», беседа «О товариществе и дружбе» и выпуск стенгазеты «Наш дружный 7-а класс».
Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики:
психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено);
определение индекса групповой сплоченности Сишора;
тест «Самооценка толерантности личности» (Зиновьев Д.В.)
Оценка результатов проведения развивающих мероприятий показала, что в 7-а классе, классным руководителем которого я являюсь, целенаправленное развитие толерантности является фактором благоприятного социально-психологического климата классного коллектива, о чем свидетельствует высокий уровень толерантности и социально-психологического климата в коллективе.
С учащимися 7-а класса (22 чел.) был проведен психологический урок-тренинг «Наш дружный класс», тимбилдинг и анкетирование «Есть ли у тебя настоящий друг». По результатам теста 90 % учащихся подтвердили статус коллектива и только трое учащихся не захотели принять участие в «тимбилдинге». Два человека нарушали правила игры. В-целом, команда учащихся подчинилась ведущему и выполнила все условия задания. По результатам «тимбилдинга» 7-а класс в 98% является сплоченным коллективом и 100% имеют настоящих друзей
В заключении хочется сказать, что детский коллектив не может развиваться без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы: классные часы, организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организация творческих выставок, тематические вечера, организация праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах. Традиционной формой воспитательной работы является организация праздников, связанных с такими событиями, как Новый год, 23 февраля, 8 марта и пр. Важно внести разнообразие в содержание данных мероприятий.
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения, результаты которого необходимы окружающим. В нашем 7-а классе есть традиция поздравлять в День пожилых людей и посещать в праздничные дни пенсионеров нашего района, участвуя в масштабном проекте школы «Твори добро».
Литература:
1.Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.
2.Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.
3.Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
4.Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.
5.Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.
6.Лутошкин, А. Н.Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.