СПЕКТАКЛЬ ПО СКАЗКЕ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»


СПЕКТАКЛЬ ПО СКАЗКЕ «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ»
Цели: продолжить работу над сказкой; формировать навык чтения по ролям; приобщать детей к культуре театра; развивать умение эмоционально воспринимать текст; воспитывать интерес к чтению.

Ход урока
I. Организационный момент.
Шла лисичка по дорожке,
Нашла скалочку,
За скалочку взяла курочку,
За курочку взяла гусочку,
А за гусочку поплатилась мехом.

II. Постановка целей урока.
- Сегодня мы поставим спектакль по сказке «Лисичка со скалочкой», как в настоящем театре.

III. Постановка спектакля.
1. Беседа учителя о театре.
- Что такое театр?
- Что вы знаете о театре?
Театр родился в Древней Греции. Сначала театр напоминал собой веселые представления по случаю сбора урожая винограда. Позднее театром стали называть особый вид искусства, а также и здание, где демонстрируется это искусство.
Театр всегда занимал и занимает достойное место в жизни большинства людей. Театр осуждает зло, учит добру, любви, мудрости.
2. Определение основной идеи спектакля.
- Чему учит нас сказка «Лисичка со скалочкой»? (На чужом своего счастья не построить.)
- Эту мысль мы должны пронести через весь спектакль.
- Как это сделать? (Понять характер лисы и других персона-си сказки.)
3. Работа с текстом.
- Какова Лисичка? Подтвердите примерами из текста.
- Как будем петь песню Лисички? (Радостно, хвастливо. Поют тогда, когда переполняют какие-то особые чувства: горе, радость.)
- Пропойте песенку Лисички.
Чтение по ролям и анализ эпизодов.
- Прочитайте первый эпизод сказки.
- Как встретили Лисичку хозяева избы? (Неприветливо.)
- Почему же Лисичку пустили на ночлег? (Она хитрая, просила укромно, «сладким» голоском.)
- Представьте, какая мимика была у Лисички, какие жесты она использовала.
- Прочитайте первый эпизод по ролям.
- Разыграйте эту сценку.
- Покажите, как вела себя Лисичка утром. (Она крадется к печке на цыпочках, оглядывается, потом быстро возвращается на h точку, шумно «просыпается», будит хозяев.)
- Каким голосом она спрашивает о скалочке? (Она требует за скалочку курочку.)
- Как ведет себя мужик? (Ему досадно, но поделать он ничего не может. Возможно, он махнул с досады рукой.)
Второй эпизод разбирается аналогично.
- Как вы думаете, во втором эпизоде Лисичка ведет себя так же, как в первый раз, или по-другому? Почему? (Лисичка ведет себя точно так же, потому что в первый раз ее обман удался.)
- Чем отличается третий эпизод от первого и второго? (Вместо девочки в мешке оказалась собака.)
- Как Лисичка попала в нору? (Юркнула.)
- Как вы понимав это слово? (Вход в нору узок, Лисичка очень быстро, не мешкай проворно туда влезла и не застряла, а еще проделала это так быстро, что «исчезла» буквально на глазах у собаки.)
- Прочитайте разговор Лисички с ушками, глазками, ножками хвостом по ролям.
- Какие слова рассердили Лисичку?
- Что она сделала?
- Почему плутовка не поняла шутку своего хвоста? (Она натерпелась страху, устала от погони, разозлилась.)
- Действительно, гнев - плохой советчик. Недаром говорят семь раз отмерь, а один - отрежь.

Физкультминутка

Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
(На первую строчку - «шагать» двумя пальчиками по столу, изображая крадущиеся движения; на вторую - соединить пальцы («цепочки»); на третью - сделать колечко и посмотреть в него; на четвертую - поднести правую руку ладонью вниз ко лбу и посмотреть из-под нее.)
4. Выбор актеров на роли; подбор реквизита; обсуждение декораций.
- Где располагается изба? (В углу класса.)
- Что в ней должно стоять? (Две лавки и печка-стул.)
- Нору расположим в другом углу, там достаточно только стул для Лисички. Ушки, ножки, глазки, хвост - слова этих героев будем читать с места.
- Посередине будет дорога, по которой лиса бежит от собаки.
- Как показать, что Лисичка «бежала-бежала» долго? (Можно бежать по кругу.)
5. Показ спектакля.
Вступление читает заранее подготовленный ученик или учитель.
-О чем-то скрипят деревья,
И птицам опять не спится,
В лесной чащобе звери
Затеяли мудрый спор.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипят деревья,
По лесу ходят сказки.
Учащиеся воспроизводят текст своими словами.

V. Подведение итогов урока.
- Обсуждение спектакля.
- Что получилось хорошо? Почему?
- Над чем следует поработать?
- Какой лиса показана в русских сказках?
- Чем «Лисичка со скалочкой» отличается от других сказок о лисе?
- Назовите сказки, в которых главными героями являются жи-
потные.

Домашнее задание: принести книги с любимыми сказками; уметь рассказывать о своей книге.








«СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК...» (урок-праздник)
Цели: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; развивать память, внимание, наблюдательность к слову; воспитывать интерес к чтению; любовь к народному творчеству.
Ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
ЯРМАРКА ЧУДЕС
Со сказками все дружат –
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут
О том, что, может, было,
А может быть, и нет.

П. Проверка домашнего задания.
- Какие книги вы принесли сегодня в класс?
Рассказ учащихсяо своих книгах: 1) одно-два предложения о содержании книги; 2) показ книги, в которой помещена сказка; 3) пересказ или выборочное чтение сказки.
- Как можно назвать нашу выставку? («В гостях у сказки».)

III. Постановка целей урока.
- Сегодня мы, поговорим о русских народных сказках, вспомним все, что мы о них знаем. А помогут нам в этом гномы Загадка, Путалка и Забывалка.

IV. Повторение изученного.
- Какие особенности есть у сказок?
- По каким признакам вы отличаете их от других произведений?
- Кто «населяет» сказку? Назовите самых главных «жителей»! сказочного мира.
- Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бесссмертный, Баба-Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и Медведь? (У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)
Таким образом, сказка - волшебная страна со своими определенными жителями и правилами.
- Назовите самое главное правило в сказке. (Добро всегда побеждает зло.)
Отправляемся в сказку...
-Но на пути у нас грозное препятствие - трехголовый Змей-Горыныч. Каждая его голова любит разные сказки: о животных, волшебные сказки, бытовые сказки.
Будем сражаться с каждой головой по порядку. Начнем с той, которая любит сказки о животных.
Загадалка задаст задачку, посмотрим, кто быстрее ее решит: мы или Змей-Горыныч.

· - Есть много народных сказок о животных, - сказал Загадалка. - И вот некоторые из животных спрятались внутри таких слов:
баранка.
барак,
коньки,
Василиса.
волкодав.
икота, .
стрекоза.
хлев,
волшебник
- И как же они там спрятались? - удивился Путалка.
- И как же они там поместились? - поразился Забывалка.
- Не знаем мы таких животных, - сказали они в один голос.
- А вы, ребята, догадались, какие это животные?
- Смотрите, голова Змея Горыныча засыпает. Скорее расскажем ей сказку о животных.
- Какие сказки о животных вы знаете? В чем особенность этих сказок? (Животные ведут себя как люди.)
- Молодцы, ребята! Слышите, кто-то кричит!

· - Косой, сюда, косой! - донеслось издалека.
- Кому это косой грозят? Нам? - испугался Путалка.
- Ты что, не знаешь, какого зверька в русских народных сказках называют «косым»? - удивился Загадалка.
- Не знаю, - развел руками Путалка.
- А я знал, но забыл, - сказал Забывалка.
- Может, косулю? предположил Путалка.
- А вы как думаете?

· - Кричат вон оттуда. Пошли в обратную сторону, тихо предложил Забывалка.
- Этот зверь не страшный - можете не бояться, - сказал Загадалка. Тут эхом пронеслось:
- Кумушка, беги сюда.
- А эта «кумушка» - страшный зверь? - снова задрожал Путалка.
- Для нас нет, - успокоил Загадалка.
- Как вы думаете, кто такая кумушка?

· - Косолапый, иди к нам, - позвал кто-то.
- Опять нестрашный, - сказал Путалка. - Его уже звали. Только короче называли. Косой. А теперь - косойлапый!
- Не косойлапый, а косолапый, - тихо сказал Загадалка.
- А вот с не стоит встречаться.
- С кем не захотел встречаться в лесу Загадалка?

· Но и оттуда раздался крик:
- Серый, я здесь!
- А это еще кто? - удивился Путалка. - Который зимой белый, а летом серый? Или нет? Этого будем бояться?
- Будем, - сказал Загадалка.

- Кого в русских сказках называют «серым»?
- А кто зимой белый, а летом серый?
- Возьмите две карточки с изображением животных и разыграйте их диалог (своими словами).
Карточки: лиса, журавль («Лиса и журавль».)
заяц, ворона («Заяц-хваста».)
лиса, собака («Лисичка со скалочкой».)
- Вспомните название сказки, из которой ваши герои.
- Какова главная мысль сказки?
- Посмотрите, первую голову мы одолели. Она спит. Примемся за вторую. Вот корзина, в ней разные вещи. Интересно, чьи они?
-Я буду их показывать, а вы думайте и отвечайте, чья это вещь, из какой сказки (стрела, клубок, щука, перстень, перо Жар-птицы - из сказок «Царевна-лягушка», «По-Щучьему велению», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк».)
- Почему эти сказки называются волшебными? Какие чудеса в них происходят?
- Вот и вторую голову мы одолели. Она сладко зевнула и заснула.

Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайся на носочки,
Словно тянешься к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

- Эта третья голова любит сказки... (бытовые).
Одну из бытовых сказок мы сегодня прочитаем. Учащиеся читают вслух сказку «Каша из топора».
КАША ИЗ ТОПОРА Шел солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха:
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня еще ничего не ела: нечего.
- Ну, нет так нет, - солдат говорит.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
- Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить. Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу?
- А вот так. Дай-ка котел. Принесла старуха котел.
Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
- Ну как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова,- отвечает. Жаль, что вот соли нет.
- Соль-то у меня есть. Посоли. Солдат посолил, снова попробовал:
- Коли сюда бы да горсточку крупы! Старуха принесла из чулана мешочек крупы.
- На, заправь как надо.
Варил, варил солдат, помешивал, потом попробовал. Глядит старуха, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - хвалит солдат.
- Как бы сюда да чуточку масла - было бы и вовсе объедение. Нашлось у старухи и масло. Сдобрили кашу.
- Бери ложку, хозяюшка. Стал кашу есть, да похваливать.
- Вот уж не думала, что из топора этакую кашу можно сварить, - дивится старуха. А солдат ест да посмеивается.
- Что в сказке вымысел, а что могло случиться в жизни?

-В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными.
- Какие бытовые сказки мы читали на уроках? («Мена», «Самое дорогое».)
- Вот мы и одолели Змея, да и гномам пора в сказку. Путь свободен!



V. Подведение итогов урока.
- Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных.)
- В чем их отличие друг от друга?
- Что общего у всех сказок? (Они учат добру, которое всегда и
побеждает.)
- Расставьте книги на выставке так: бытовые сказки, волшебные сказки, сказки о животных.
- Какие из них вы хотели бы прочитать? Читайте, путь в сказку открыт!

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любимой сказке, перечитать ее.
















































ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ СКАЗКИ. Д. МАМИН-СИБИРЯК «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; формировать умение определять жанр и тему; обогащать читательский опыт детей; формировать нравственно-эстетические понятия.

Ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
Много бед таят леса, .
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
(Зайка.)

П. Проверка домашнего задания.
Выставка рисунков по темам: волшебные сказки, бытовые, о животных.
- Кто обычно является главными героями сказок о животных?
- Послушайте стихотворение и подумайте, кто из героев сказок о животных говорит о себе такое?
Читает заранее подготовленный ученик, стараясь передать тревогу, пугливость.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушку.
Я боюсь, я боюсь
Жабу и лягушку.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушку,
И ужа, и ежа,
И чижа, и стрижа.
Поглядите, как дрожат
Ушки на макушке.

III. Постановка целей урока.
- Вы правы, это заяц. Объясните фразеологизм «заячья душа».
- Перед работой с выставкой книг послушайте слова благодарности книге.
Чтение стихотворения.
КНИГА
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Ты узнаешь, сколько лет
Солнце нам дает свой свет,
Почему весной цветы,
А зимой поля пусты.
Край родной узнаешь свой,
Край могучий и большой...
Книга - друг хороший нам,
Прочитай - узнаешь сам!

Работа с выставкой книг (задания 1, 2, с. 149).
- Составьте «паспорт» выбранной книги: укажите ее автора, название, название издательства.
- Сегодня вы познакомитесь со «Сказкой про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка и попробуете найти похожую сказку среди русских народных.
IV. Изучение нового материала.
1. Знакомство с биографией Д. Мамина-Сибиряка.
2. Первичное чтение сказки учащимися (вслух).
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- Заяц назвал себя храбрым. А как бы вы его назвали?
- Что подумали зайцы о своем товарище, когда тот испугал Волка?
- Почему они так подумали?
- Дайте совет зайцам, как надо вести себя при встрече с Волком?
Словарная работа (походу чтения).
- Просмотрите текст еще раз.
- Найдите слова, которые отражают эмоциональное состояние главного героя.
Заяц: боялся, крикнул, расхрабрившийся, несчастный, еле жив от страха, приободрился, встряхнулся, прищурил глаза, начал сам верить, что никого не боится.
- Почему в начале сказки над ним все смеялись, а в конце стали его называть храбрым и бесстрашным?
- Как бы вы назвали Зайца? Найдите слова, которые описывают: Действия Зайца: крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.
Действия других зайцев: собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос.
Действия Волка: ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал.

Физкультминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели (взмах руками).
Мы летели, мы летели (махи руками),
И на землю тихо сели (присесть на корточки).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (встать).
Закружились, полетели (покружиться)
И на землю снова сели (садятся за парты).
3. Выборочное чтение текста.
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Какой эпизод сказки изобразил художник?
- Найдите отрывок и прочитайте.
- Как вы думаете, какие чувства испытывает Заяц в этот момент?
- Найдите и зачитайте отрывок о том, как повел себя Заяц при встрече с Волком.
- Объясните пословицу: «Смелость города берет». Относится ли она к герою этой сказки? Почему?

V. Подведение итогов урока.
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Как вы относитесь к Зайцу?
- Как вы думаете, как автор к нему относится?
-На какую русскую народную сказку похожа «Сказка про храброго Зайца»? («Заяц-хваста».)

Домашнее задание: выразительно читать (с. 149-152).

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912), известный беллетрист, этнограф. Родился 25 октября 1852 года в Пермской губернии, в семье священника. Окончил в Перми курс духовной семинарии. К пребыванию здесь относятся его первые творческие попытки. Весной 1871 года перебирается в Петербург и поступает в медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение, а затем переходит на медицинское. В 1874 году Мамин выдержал экзамен в университет и, пробыв около двух лет на естественном факультете, перешел на юридический, но и чдесь курса не кончил. Вследствие тяжелой болезни он оставил университет и уехал на Урал, где прожил почти 15 лет. Здесь он написал множество произведений: романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо» и другие, пьесы, «Уральские рассказы». Самобытный художественный талант, глубокая жизненная правда, любовь к родной северной природе отличают эти произведения.
235
15