«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ III-IV ВИДОВ.»

ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №28 для слепых и слабовидящих детей





Доклад на методическом объединении воспитателей старших классов на тему:



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ III-IV ВИДОВ.»









Воспитатель: Ярмухаметова

Аниса Мирзагитовна







Г.Уфа -2015г.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 39 миллионов слепых людей и 246 миллионов с плохим зрением. [1] По некоторым данным количество учтенных слепых и слабовидящих в России составляет 218 тыс. человек, из них абсолютно слепых – 103 тыс. (данные на 2009 год). Из этого количества 22% составляет молодежь трудоспособного возраста, т.е. практически каждый пятый из всех слепых и слабовидящих.

Однако точные статистические данные почти невозможно найти. В обществах слепых неофициально заявляют, что слепых на самом деле гораздо больше. Банальный пример: больные сахарным диабетом часто слепнут. Но они почти никогда не спешат переходить в категорию слепых, т.к. если они получат статус слепого, значит перестанут получать инсулин бесплатно. К тому же далеко не все слепые обращаются в общества слепых, по количеству членов которого и ведется статистика. Многие, например, всю жизнь проводят в малых населенных пунктах, не зная о существовании подобных учреждений. И подобных ситуаций масса.
В настоящее время из 35,9 млн. детей, проживающих в Российской
Федерации, 4,5%, т.е. 1,6 млн., относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей профессиональной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого воспитанника класса. В начале учебного года систематически расширяю свои знания по проблеме воспитания слабовидящих детей, обновляю документы личных дел своих воспитанников, планирую работу с родителями (родительские собрания, экспресс-анкеты, беседы с родителями, готовлю презентации. В начале сентября провожу анкетирование детей, с целью выявления интересов своих воспитанников, планирую тематику видов деятельности (беседы, внеклассного чтения, игр и экскурсий), внеклассных мероприятий, классных и общешкольных праздников, что помогает мне при составлении плана воспитательной работы.
Для диагностики уровня воспитанности применяю различные методы и приемы: фронтальный опрос, тестированные задания, письменные задания, метод контроля, мультимедийные презентации.
Я использую разнообразные формы, методы и приемы проведения видов деятельности. Часто провожу занятия в нетрадиционной форме. Это игра-путешествие, тест-викторина, миниспектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. Исходя из всех этих проведенных мероприятий я пришла к выводу, что в основе планирования любого занятия должны быть использованы наиболее эффективные средства включения детей с особыми образовательными потребностями в процессе творчества во внеурочных занятиях.
Такими средствами являются: коррекционно-развивающие игры и упражнения, создание положительных эмоциональных ситуаций, направленных на включение развития остаточного слуха, яркие наглядные пособия, занимательность. Учить играя,- оспаривать эту заповедь не станет никто. Мои воспитанники, несмотря на подростковый возраст, с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней, а на занятиях во второй половине дня нет скучающих глаз.

Для эффективного использования времени на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке использую разнообразные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415свободного выбора активные самопознание и саморазвитие
(свободная беседа, (ученики в роли учителя, (интеллекта, эмоций,
выбор действия, обучение действием, общения, воображения,
его способа, обсуждение в группах, самооценки и взаимо-
выбор приемов ролевая игра, дискуссия, оценки)
взаимодействия, ученик – исследователь)
свобода творчества)


Использую в своей практике эффективные педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, методы оздоровления, занятия в спортивных кружках и секциях(9 учащихся из 16 посещают различные спортивные кружки: плаванием занимаются: Холмов Арсений, Абдурамов Рияз, Сафиуллина Ляйсан, Фионина Екатерина, Трофимова Екатерина, Мавлекаев Абдельмансур, Тимиров Андрей; Легкой атлетикой занимаются:Галимова Диана, Валиахметова Диана, Трофимова Екатерина;дзюдо занимаются Абдураимов Рияз, Тимиров Андрей ;футболом занимаются: Холмов Арсений, Абдураимов Рияз, Тимиров Андрей;шашками занимаются: Холмов Арсений, Абдураимов Рияз,Сафиуллина Ляйсан). А также гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, различные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- блочное обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- разноуровневое обучение;
- технологию индивидуализированного обучения Р. А. Кистеневой.
- элементы ИКТ;
При проведении внеклассных занятий во второй половине дня использую компьютерные технологии, как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений слухового восприятия, устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.
Я не только уверенно владею ИКТ, пользуюсь интернетом, создаю презентации, но и почти все учащиеся моего класса также владеют ИКТ. Холмов Арсений и Фионина Екатерина очень продвинутые компьютерщики .
При подготовке к общешкольным и внеклассным мероприятиям сами находим понравившиеся нам самим песни, находим минусовки (бывает и попрошайничаем в контакте) и самостоятельно учим их.

Для повышения эффективности уровня воспитанности использую нестандартные формы обучения. При проведении таких занятий применяю ИКТ. В результате соединения воспитательной и игровой деятельности мои воспитанники учатся моделировать материал, самостоятельно добывать знания (пользуются познавательной литературой, энциклопедией, на занятиях по видам деятельности, классных и общешкольных праздниках выступают с сообщениями, пользуясь информационными ресурсами сети Интернет). Эта форма работы помогает мне прививать интерес к предлагаемым воспитанникам темам и поддерживать его в дальнейшем.

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий, видов деятельности, самоподготовки путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебно-воспитательная деятельность.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Нахожусь в постоянном поиске, использую новые педагогические технологии, которые положительно соотносятся с потребностями моих воспитанников.
Практикую проверку домашних или тестовых работ самими учениками друг у друга: ученики обмениваются работами и проверяют правильность выполнения их. Это повышает ответственность учащихся, развивает критическое отношение к собственной работе и работе товарищей. Когда сомневаются в правильности выполнения домашнего задания, находят в интернете гдз спиши ру.
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса провожу психолого-педагогическую диагностику, которая направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей воспитанников и социально-психологических характеристик детского коллектива.
«Ранжирование»- выявление учебно-воспитательных интересов обучающихся.
«Ассоциации»- определение позитивных или негативных ассоциаций, связанных со школой.
«Что у меня на сердце»- узнать причины переживаний ребенка, пути их преодоления.
«Три желания» - выяснить направленность (личную, общественную).

С сентября 2014 года я работаю в двух классах, где общее количество воспитанников составляет 16 человек, остаются ночевать 13 учащихся. Я не успеваю контролировать выполнение домашнего задания, организовать экскурсии, следить за уборкой классных и спальных помещений (их у меня 5), а уборку 37 кабинета и 52 палаты приходится делать самой, так как дети данного класса по состоянию здоровья не могут самостоятельно выполнить ту или иную физическую работу и просто к этому были не приучены за годы учебы в школе. 11 учащихся из 16 занимаются в музыкальной школе имени Н.Сабитова, 9 из них посещают различные спортивные секции. 6 учащихся участвовали на Всероссийской летней спартакиаде «Республика спорт», трое заняли призовые места. Все это не происходит без моей поддержки и помощи. В 7 «а» классе 6 учащихся, 5 из них тотально слепые. Зайнишев Вильдан, поступивший в этом учебном году, ослепший в марте нынешнего года, нуждается в постоянной помощи и сопровождении. У него в голове шунт. 19 октября я его положила в РДКБ, с тех пор лечится, продолжит учебу со второго полугодия.
Хочется также отметить, что в моей работе решение учебно-воспитательных и коррекционных задач с помощью различных инновационных технологий, встраивается в систему общей коррекционно-воспитательной работы школы-интерната в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями каждого воспитанника.
Таким образом, инновационные технологии существенно помогают мне в воспитательной работе с детьми. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат.
Применение на внеклассных занятиях, видах деятельности, самоподготовке инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей , а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы.
Литература и источники:

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. :
Дрофа, 2007. – 213 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические
основы М. Гуманитарн изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
4. Розова Ю.Е. Роль мультимедийных презентаций в структуре
коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными
возможностями здоровья. Интернет публикация. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных
презентаций для повышения эффективности логопедических занятий.
Сборник материалов научно-практической конференции:
Санкт- Петербург, 2011.
















Символ слепоты15