Мастер-класс «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

МАСТЕР-КЛАСС
«Современный урок в свете требований ФГОС»
учителя начальных классов
МАОУ «Лицей №15»
Маркеловой Валерии Валерьевны

Я начну свое выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Ингредиенты:
Организационный момент
Определение темы урока
Актуализация и коррекция опорных знаний
Целеполагание. Мотивация.
Закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)
в измененной ситуации (конструктивные задания)
6. Творческое применение, углубление знаний в новой ситуации (проблемные задания)
7. Информация о домашнем задании
8. Рефлексия
В итоге у нас должен получиться урок комплексного применения знаний.

Итак, орг. момент. Каким он может быть?
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – к определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает. Это может прозвучать примерно так:
-Good morning, Dear children!- говорят англичане,
-Guten Morgen ! - говорят немцы,
А я говорю вам: «Доброе утро, дети! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
А еще удивлять можно молча. Например, вот так. (демонстрация способа умножения многозначного на многозначный при помощи системы пересекающихся линий, так называемая «японская школа»)
Далее следует определение темы и ее формулировка.
Современные методисты настоятельно рекомендуют, чтобы тему называли дети сами. «Спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов. Здесь же уместны игры «Доскажи словечко», «Исключи лишнее», «Продолжи логическую цепь». Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,

Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).
Цель этого этапа – выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Интересным считаю 2-хфазный тест «Верно ли что» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после. Обязательно анализируем ошибки.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока)

Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Ведь смыслоутрата несет в себе разрушительную силу. Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.

Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще – это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее – конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
На уроке математики я предложила детям выполнить задания. Они напечатаны в конвертах разного цвета. Пояснила соответствие цвета степени сложности задания и предложила их на выбор. После выполнения задания без особого труда провела самопроверку. К удивлению детей, ответ был указан на конверте в области поля «индекс отправителя». У одних детей это повышает самооценку, других активизирует восполнить пробелы в знаниях. Таким путем формируем личностные УУД.

Настало время динамической паузы, чтобы снять физическое и психологическое напряжение. Даже на этом этапе можно продолжать учить и воспитывать. Хорошо если физминутка тоже будет тематической. Например, при изучении геометрических фигур предлагаю детям взять карточки «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Даю команду «Т» – прыжки, «К» – наклоны, «П» – рывки руками. Количество раз равно количеству сторон фигуры. Затем дети обмениваются карточкой с другом, выполняют другое упражнение. Нравится детям флешмоб, когда один ребенок под музыку импровизирует, а другие повторяют его движения. На уроке русского языка на физминутке можно отработать правописание, например, безударной гласной в корне. Произносим слово или показываем слово с пропущенной гласной. Если надо вставить «а» – дети делают прыжки, если «о» – хлопки и т.д.

После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»

Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д. Не забываем об ИКТ-грамотности!

Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются домашнее задание и рефлексия. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности. Приведу пример. На уроке окружающего мира по теме «Степь» раздала детям фильтр-пакетики аптечного чая из травы чабреца и ромашки. Задание: узнать, что находится внутри пакетика, где растет, для чего используют, нарисовать как выглядит в природе. Другое задание по этой же теме- прослушали песню «Ковыль». Задание : написать мини-сочинение «О чем в степи поет ковыль?»

Рефлексия – ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.

Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец
Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.