Презентация по теме: Использование тестирования в начальной школе как способ повышения качества знаний учащихся.


Современные образовательные технологии 2011год Технологии в начальной школе Гуманно-личностна технология (Ш.А.Амонашвили)Игровые технологии (Б.П.Никитин)Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)Проблемное обучение (Дж.Дьюи)Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская) * Познакомились с технологиями Деятельностный метод обученияТехнология развития критического мышленияТехнология проектной деятельностиМоделирование * Деятельностный метод обучения * Учение через деятельность Основные принципы деятельностного подхода в обучении:учёт интересов учащихся;учение через обучение мысли и действию;познание и знание-следствие преодоления трудностей;свободная творческая работа и сотрудничество. Компоненты учебной деятельности(позиция учителя) Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика) Мотив деятельностиПостановка учебной задачи, ее принятие учащимисяОбсуждение способа действий при решении учебной задачиОсуществление контроляСоотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом)Оценка процесса и результата "Зачем я это изучаю?"  "Каковы мои успехи и что у меня не получается?«"Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?«"Правильно ли я решаю эту задачу?«"Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?«"Какая учебная задача стоит передо мной?" Приемы: Визуальные: тема-вопрос работа над понятием ситуация яркого пятна исключение домысливание проблемная ситуация группировка Аудиальные: подводящий диалог собери слово исключение проблема предыдущего урока Приемы: МоделированиеПроблемная ситуация разноуровневые задания приём  творческого рассказыванияролевые игры диалог«яркое пятно» создание алгоритма исключениегруппировкаФормы работы: зона ближайшего развитияфронтальная работа, работа в парах, группах I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -Надо, хочу, могу,Девиз, Эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)  II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – Возникновение проблемной ситуации Методы постановки учебной проблемы: побуждающий, подводящий  диалоги; мотивирующий  приём  «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.) Постановка учебной задачи –обсуждение затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»)соотнести свои действия с используемым способом действий IV. Открытие нового знания (построение  проекта выхода из затруднения) алгоритмы, модели диалогИсследованиеV. Первичное закрепление запись в виде опорного сигналафронтальная работа, работа в парах; комментирование, обозначение знаковыми символами; VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовых задания). Самоконтроль, самопроверка. VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие. задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Технология развития критического мышления Сущность технологииОбеспечивает развитие мышленияФормирует коммуникативные способностиВырабатывает умения самостоятельной работыОбучает надпредметным способам деятельности Принципы технологииПринцип гуманизацииЛичностно-ориентированный подходДеятельностный принципКоммуникативный принципСубъектно-субъектные отношения учителя с учащимисяСамостоятельно-поисковые формы работы с информациейСтруктурирование своего знания * Качества, которые развивает ТРКМ: готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); гибкость (восприятие идей других); настойчивость (достижение цели); готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); осознание ( отслеживание хода рассуждений); поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний). Приемы технологии развития критического мышления Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Синквейн-(пятистишие) это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. Фишбоун-(рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.Корзина (идей, понятий, имен)Стратегия«Инсерт» («Условные значки»)Мозговая атакаКлючевые терминыПерепутанные логические цепочки Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 1. Вызов Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; - активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. направлена на: - вспоминание того, что ему известно по данному вопросу;- выдвижение предположений; - систематизацию информации до изучения нового материала;- формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. составление блока «известной информации»:- рассказ - предположение по ключевым словам;- графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; - выбор среди верных и неверных утверждений;-перепутанные логические цепочки. Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 2. Осмысление содержания Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;- постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». направлена на: - восприятие (аудийное, визуальное) текста; - использование предложенных педагогом активных методов чтения/восприятия (пометки на полях, записи по мере осмысления информации). методы активного чтения/восприятия:- маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «-», «?»;- ведение различных записей типа бортовых журналов (с таблицами «известная информация/новая информация»)- поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия. Технология развития критического мышления : стадии и методические приемы 3. Рефлексия Деятельность педагога Деятельность учащегося Возможные приемы и методы направлена на: - возвращение учащихся к первоначальным записям - предположениям; - внесение изменений, дополнений;- творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. направлена на:- сравнение «новой» и «старой» информации (на базе знаний, полученных на стадии осмысления содержания. - заполнение кластеров, таблиц; - установление причинно - следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; - ответы на поставленные вопросы; - написание творческих работ; - исследования по отдельным вопросам темы и т.д. Проектное обучение * Этапы работы над проектом 1. Запуск проекта, формулируется проблема проекта, 2. Планирование работы.Согласуются способы совместной деятельности. Устанавливаются критерии оценки работы.3. Актуализация знаний4. Сбор информации5. Структурирование информации 6. Расширение информации7. Оформление результатов работы8. Презентация проекта9. Рефлексия. Подведение итогов Действия учителя, учащихся Дети: обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах, систематизируют информацию, предлагают варианты решения проблемы. Педагог наблюдает, координирует, поддерживает, консультирует учащихся. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направить деятельность детей на самостоятельный поиск информации, помогает выбрать оптимальное решение и оформить черновой вариант работы. Приемы: Деление на группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели Дидактические игрыИсследованияСамостоятельная работа Составление кроссвордов, ребусов Инсценирование Мозговая  атака Составление опорных таблиц, иллюстрированных альбомовИндивидуальные сообщения по теме проектаПоделкиРабота с памяткой Плюсы проектной деятельности: + навыки самообразования и самоконтроля;+ моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;+ навыки групповой деятельности;+ индивидуальный подход;+ интерес к познавательной деятельности Минусы проектной деятельности - возрастает нагрузка на учителя;- переоценка возможностей, технические накладки;- психологические коммуникативные проблемы;- проблема субъективной оценки. Моделирование * Моделирование Введение в содержание обучения понятий модели и моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному процессу.Делает учебную деятельность осмысленной и более репродуктивной.Целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие. * Модель-рисунок. Предметный рисунокСхематический рисунок * Модель схема(упражнения на подготовительном этапе.) Модель-таблица 1. Расстояние S Скорость V Время t 2. Работа А Производительность V Время t 3. Стоимость С Цена а Колличество n 4. Кол-во квартир в доме К Количество квартир на 1 этаже r Количество этажей n Русский язык а) слог – слияние.б) модель предложения. Во дворе бегает пес Тишка. Чтение При использовании метода моделирования рекомендуется учесть: Начинать обучение приемом моделирования необходимо с первых уроков.Учитель должен владеть активными методами обучения и разными формами организации работы.Учитель должен уметь конструировать дидактический материал таким образом, чтобы ученик имел возможность выбирать личностно значимые способы(модели) учебной работы. Технологии, формирующие функционально грамотную личность Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности): чтение и понимание текстовТехнология оценки учебных успехов: контроль результатов Не спешите предлагать детям способы решения проблемВсегда ищите возможность организовать мозговую атакуСравнивайте все, что только можно сравнитьПоощряйте творчествоПоощряйте учеников мыслить критически на занятиях