Презентация к семинару для педагогов Психолого-педагогические особенности использования ИКТ в образовании


Психолого-педагогические особенности использования ИКТ в образовании Основные особенности применения ИТО в образовательном процессе: 1. Новообразования, возникающие под влиянием ИТО, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом же снижается роль эмоциональных средств общения. 2. Наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. Очень часто можно наблюдать элементы "очеловечивания" программ и самих компьютеров, когда пользователь восполняет поле своей деятельности отсутствующими, но, по всей видимости, просто необходимыми элементами.  Подобные противоположно направленные воздействия и формируют сложную и противоречивую структуру различных видов деятельности (в том числе и учебно-познавательный), основанной на применении информационных технологий. Влияние ИТО на личность обучаемого Сохранению духовного, нравственного, психологического и психического здоровья детей способствует организация работы во «всемирной паутине». Преподаватель должен первым обжить пространство Internet и сделать его безопасным для учеников. Учителя  намечают пути поиска информации учащимися, разрабатывая задания для работы в сети с указанием конкретных адресов сайтов, которые должен посетить ребенок для решения той или иной задачи. В методических материалах присутствует раздел воспитательной работы. В частности, ученикам сообщаются правила Internet-этикета, памятка по безопасному поведению в сети, по воспитанию толерантности и др. Именно, руководя путешествием по глобальной компьютерной сети, можно сделать ее средством, открывающим дорогу в многообразный мир науки, культуры и человеческого общения.  Использование в качестве ИТО Internet-технологий, дающее возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения, поскольку при работе в Internet повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия педагога и ученика, появляется доступ к различным, подчас противоречивым, источникам информации. Все это стимулирует развитие личности обучаемого - самостоятельности его суждений, инициативности, мобильности. Однако существуют и отрицательные последствия: интенсивное интеллектуальное и творческое развитие не гарантирует того, что обучаемый успешно адаптируется к запросам и требованиям социальной среды.  Учитель должен стать для ребенка проводником в информационном мире.Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний (не информации!), представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым. Компьютер увеличивает потенциал человеческого мышления, вызывает определенные изменения в структуре мыслительной деятельности. В среде, созданной ИКТ, основными являются процессы организации и интерпретации информации. Она может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п.          Такая среда формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Информационная доступность способствует формированию эклектичного поверхностного мышления. Главная проблема эклектичности заключается в том, что ребенок, поглощая огромное количество информации, не разделяет ее на важную и второстепенную. Само по себе обилие информации еще не является благом. Напротив, такое обилие может обернуться алогичностью мышления. Известно, что современные школьники легко выстраивают ассоциативные связи, но с трудом понимают причинно-следственные. Для эклектичного сознания также характерен комплекс «буриданова осла» — болезненная неспособность выбрать информацию, завершить ее обработку. Примером последствий такого комплекса является практика написания школьных рефератов и творческих работ, основанных на различных информационных массивах. Тексты школьников представляют собой не логически, а механически связанный «поток мысли», не имеющий логического завершения. Широкому внедрению ИКТ обязательно должны сопутствовать специальные меры, направленные на эмоциональное развитие обучаемых. Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке опытного ментора. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека. Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная зависимость" и т.п. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является достаточно интенсивным собеседником. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников. Уровни становления личности как субъекта по использованию средств ИКТ.1.      Адаптивный уровень становления. Приспособленческая стадия, введение в новую, непривычную учебную деятельность, которая характеризуется: - неустойчивым отношением к восприятию содержания предмета ;- адаптация к новому способу повышения квалификации;- учебно-профессиональной подготовкой, которая проходит по не отработанной схеме, на начальном этапе слабая творческая активность;- стимулирование различных форм самостоятельности и активности в образовательной и практической работе со средствами ИКТ;- развитие навыков работы со средствами ИКТ,готовность к творческому их применению;- формирование навыков самообладания, самопознания ,эмоциональной саморегуляции;- принятие субъект-субъектных взаимоотношений, взаимодействий в новой образовательной среде;- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем с использованием ИКТ;- развитие способности к профессиональной интерпретации жизненных обстоятельств. 2.      Уровень становления - профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений учителя – предметника средствами ИКТ:    - развивается потребность в активном применении средств ИКТ в профессиональной деятельности учителя;     - актуализируется познавательная рефлексия в сфере применения ИКТ в учебном процессе;     - происходит овладение смыслами использования ИКТ в учебно-профессиональной, педагогической деятельностях;     - развитие первоначальных умений создавать проекты средствами ИКТ;     - создание методологической и методической базы овладения новыми информационными технологиями;         3. Уровень становления - личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла учебной профессиональной деятельности:     - развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества, самовыражения при работе с ИКТ;     - поиск и стимулирование индивидуального стиля применения средств ИКТ в педагогической деятельности;     - готовность к профессиональному решению теоретико-прикладных, и учебно-практических проблем;     - нахождение новых методов использования средств ИКТ в педагогической деятельности. Адаптация к будущей профессиональной деятельности с использованием средств ИКТ;     - выработка адекватного коммуникативного поведения учителя в профессиональной деятельности при подготовке к применению ИКТ на уроке.  4. Уровень становления - субъектно - креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления учителя владеющего средствами работы с ИКТ: - субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;     - умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа учебно-профессиональной и жизненной деятельности;     - усиление роли профессиональных, психолого-педагогических знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;     - систематизация взглядов и установок в отношении средств ИКТ и их применения в учебном процессе;     - нахождение своего собственного индивидуального стиля по применению средств ИКТ в педагогической деятельности;     - полная готовность к профессионально-педагогической деятельности. Проектируя использование ИКТ, педагог должен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять развитие всех его способностей.