Проект Вместе весело шагать


Название проекта: «Вместе весело шагать»
Название конкурса: Конкурс социальных проектов среди Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса г.Улан-Удэ
ФИО руководителя проекта Воробьёва Елена Викторовна
его должность: учитель ИЗО, технологии, МХК, социальный педагог,
Краткое описание проекта:
Использование методики «погружения» в культуры разных народов дает возможность детям больше узнать о многонациональной Республике Бурятия, расширить познавательный кругозор и устойчивый интерес к культурам разных народов. Дети получат навыки толерантного общения. Проект поможет осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения через правовое обучение в игровой форме и психологические тренинги.
Оглавление
1.Актуальность проблемы………………………………… …стр. 2
2. Ресурсное обеспечение их виды………………………….стр.4
3.Этапы и сроки реализации проекта……………………........стр. 5
4.Формы реализации проекта………………………………....стр. 6
5.План реализации проекта…………………………………...стр.7
6.Ожидаемый результат от реализации проекта………..стр. 10
7.Смета расходов…………………………………………….стр11
8. Список литературы……………………………………...стр.12
I.Актуальность проблемы
Современный мир переживает две противоположные и, вместе с тем, взаимодополняющие тенденции – смешение и взаимопроникновение культур с одной стороны, и возрастание не толерантности к представителям других культур с другой. Не толерантность по отношению к другим неотвратимо ведет к насилию в разных его формах. Поэтому актуальной является проблема воспитания толерантности, причем начиная с детства.
Знание богатой истории края, людей, с которыми рядом живёшь, способствует воспитанию гордости за свой народ, формированию национального самосознания. Любовь к родному городу, краю, гордость за свою малую родину имеет огромное значение для всестороннего развития личности ребёнка. Без любви к родному краю, уважению к его истории и культуре, невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Наш проект направлен на гармонизацию межнациональных отношений, взаимообогащение через национальное своеобразие каждого народа, проживающего на территории Бурятии. Дети получат практический опыт и незабываемые впечатления от общения с представителями разных народов. Реализация проекта даст возможность учащимся ближе познакомиться с историей, культурой, традициями народов Республики Бурятия; даст возможность осуществить задачу нравственного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения. Такой подход будет способствовать повышению социальной компетентности школьников, толерантному отношению к другим народам, проживающим на территории Бурятии и формированию ответственности за благополучие родного края.

Цель проекта: содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни.
Данная цель проекта реализуется посредством решения ряда задач:
использовать методику «погружения» в культуры разных народов (предоставляется, возможность и желание больше узнать о культуре многонациональной Республики Бурятия), что способствует развенчанию мифов и идей превосходства одной культуры над другой;
ознакомить учащихся с основными этапами исторического пути народов Бурятии, многообразии форм исторического бытия и деятельности жителей республики;
обеспечить учащихся достоверными сведениями об основных традициях и обычаях народов, живущих в Бурятии;
формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитывать идеи гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами;
воспитывать у школьников ценностные отношения к национальной культуре, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранять и приумножать культурное достояние родного края, своей страны и всего человечества.
Проект основан на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;
Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;
Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;
Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Новизна проекта:
Проект «Вместе весело шагать» через знакомство и общение с представителями народов разных культур Бурятии поможет осуществить задачу нравственного и толерантного воспитания подростков: раскрыть и развить нравственные чувства, привить умение делать правильный выбор в ситуациях межличностного общения через познавательно-развлекательные мероприятия, правовое обучение в игровой форме и психологические тренинги.
Участники проекта:
-Администрация школы;
-Педагогический коллектив;
-Национальные общины;
-Социальные партнеры;
-Родительская общественность.
Нормативные документы, используемые при создании проекта:
-Конвенция ООН о правах ребенка;
-Конституция РФ;
-Закон РФ « Об образовании»;
Социально-педагогическая значимость проекта:
Общение и взаимодействие детей с различными представителями народов Бурятии;
Воспитание толерантности и доброжелательности у детей;
Разрушение действующего в обществе стереотипа социального неравенства людей;
Установление дружеских отношений в коллективе;
Сплоченность участников проекта для его успешной реализации;
Воспитание нравственной культуры участников проектов.
II. Ресурсное обеспечение их виды
Информационные ресурсы:
материал, собранный о народах, проживающих на территории Бурятии, архив школьного музея, информация, полученная участниками проекта в ходе исследования, бесед, мероприятий. Интернет – ресурсы.
Человеческие ресурсы:
педагоги и участники проекта, родители, социальные партнеры, национальные общины.
Материально – технические ресурсы: компьютерные классы, медиапроекторы, методические материалы по составлению мультимедийных презентаций, по работе с программами Microsoft Office, Microsoft Office PowerPoint, цифровой фотоаппарат, домашние цифровые ресурсы.
III. Этапы и сроки реализации проекта
Проект будет реализован в период летнего отдыха, в лагере с дневным пребыванием.
Продолжительность реализации проекта – май – июнь 2013.
Проект включает 3 этапа:
№ Название этапа Содержание деятельности этапов Предполагаемые результаты реализации этапов проекта Сроки реализации
I Подготовительный Диагностика приоритетов деятельности участников проекта;
определение направлений работы;
определение структуры проекта;
формирование команды для реализации проекта;
проведение общего сбора;
оформление документации;
составление плана работы.
Создание условий для взаимодействия детей с представителями народов Бурятии;
умение планировать направленную деятельность;
проявление творческой инициативы детей и родителей.
Май 2013
II Основной Реализация основных направлений проекта;
проведение КТД, акций, мероприятий, экскурсий, правовое обучение в игровой форме, психологические тренинги. Создание продукта проекта (акций, мероприятий, КТД);
Восприятие духовно-культурных ценностей человека через общение и познание культуры разных народов живущих в Бурятии. Июнь 2013

III Заключительный Анализ работы.
Проведение презентаций накопленного, наработанного материала, выход на последействие.
Перспектива развития на следующий год.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы Июнь 2013
IV. Формы реализации проекта
Каждый этап проекта предполагает использование определенных форм и методов деятельности, подбора системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Задачи Содержание Результат
Организовать различные формы работы с общинами эвенкийского, польского, бурятского и узбекского народов. Беседа, проведение круглых столов; проведение экскурсий, праздников расширение и углубление связей с народами, населяющими Бурятию;
викторины; конкурсы;
развлекательно-познавательные игры; презентации; минутки добра;
правовое обучение в игровой форме; психологические тренинги. Появится возможность и желание больше узнать о культуре многонациональной Республики Бурятия, приумножить достояние родного края, реализовать свои творческие, организаторские способности.

V. План реализации проекта
День Мероприятия Творческие дела Ответственные
День 1 Открытие лагерной смены. Вводное занятие. Составление плана работы. Распределение учащихся по группам.
Дни русской
культуры День 2
занятие по блоку «Разминки» - «ДОМИНО»
1.Экскурсия в Этнографический музей.
2.История русского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня)
3.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)4.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
психолог
День 3
занятие по правам человека.
1.Фестиваль творчества «Ах ты, русское раздолье»
2. Русские народные игры
3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)Воспитатели
Вожатые
психолог
День 4
занятие по блоку «Разминки» - «ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ» 1.«В гостях у семейских» прием гостей в доме у семейских с фольклорной программой.
2.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
психолог
Дни
бурятской
культуры День 5
Занятие «Толерантность: принципы толерантного отношения».
1.История бурятского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня)
2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
психолог
День 6
занятие по блоку «Наши различия» - «ФИСТАШКИ» 1. «Судьба и наследие Агвана Доржиева» выезд с экскурсионной программой Воспитатели
Вожатые
психолог
День 7
занятие по правам человека. Игра по станциям «Мы разные, но права у нас одни» 1.Минутки творчества «Вместе весело шагать»
2. Бурятские народные игры
3.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)Воспитатели
Вожатые
психолог
Дни польскойкультуры День 8
занятие по блоку «Наши различия» - «А Я СЧИТАЮ…»
1.История польского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня)
2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)3.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
психолог
День 9
занятие по блоку «Наши различия» - «КУЛЬТУРНЫЙ СЛОВАРЬ» 1.Посещение музея (знакомство с бытом польского народа) выезд с экскурсионной программой. Воспитатели
Вожатые
психолог
День 10
занятие по правам человека. 1.«О поляках, проживающих в Бурятии» встречаем гостей.
2.Выставка творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)Воспитатели
Вожатые
Психолог
Дни
эвенкийской
культуры День 11
занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «РАЗНЫЙ СТАРТ» 1.История эвенкийского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня)
Воспитатели
Вожатые
Психолог
День 12
Круглый стол «Мы интересны друг другу потому, что мы разные» 1.Посещение музея (знакомство с бытом эвенкийского народа) выезд с экскурсионной программой. Воспитатели
Вожатые
Психолог
День 13
занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ»
1.Танцы и песни эвенкийского народа
2.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
Психолог
Дни
узбекской культуры День 14
занятие по блоку «Разрыв шаблона» - «ЯРЛЫКИ» 1.История узбекского народа (символика, традиции, обычаи, национальная кухня)
2.Конкурс творческих работ (рисунок, плакат, стихи, песни, рецепты, и т.д.)Воспитатели
Вожатые
Психолог
День15 Создание презентации «Лики толерантности» 1.Посещение музея (знакомство с бытом узбекского народа) выезд с экскурсионной программой.
Воспитатели
Вожатые
Психолог
День 16
занятие по правам человека. Ролевая игра «Я могу, я хочу, я имею право» Узбекская диаспора в жизни молодёжи Бурятии.
2.Выставка декоративно-прикладного творчества «Содружество ремесел» Воспитатели
Вожатые
Психолог
Творческий фестиваль «Мы разные и мы вместе».
18 день Закрытие лагерной смены, награждение.
VI. Ожидаемый результат от реализации проекта
В процессе реализации проекта будут достигнуты результаты:
Становление личности ребёнка с активной жизненной позицией, как патриота и гражданина.
Выработка навыков толерантного общения.
Закрепление знаний об основных традициях и обычаях народов живущих в Бурятии;
В результате общения с представителями разных общин расширится познавательный кругозор и устойчивый интерес к культурам разных народов.
Достижение социальной компетентности личности, адаптация в обществе (усвоение общепринятых норм поведения), которое бы выразилось в независимости, определенной степени уверенности, самостоятельности, инициативности, ответственности за свои поступки.
Формы и методы отслеживания результата:
Отзывы администрации и родителей, деятельности в рамках проекта.
Отклик в СМИ.
Сайт школы.
Анкетирование, наблюдение.


VII. Смета расходов на реализацию социального проекта
№ Статьи расходов Код Тип средств Сумма в рублях
1 Экскурсионный маршрут по Буддийским дацанам Запрашиваемая сумма 4 960
2 Музеи в черте города Запрашиваемая сумма 4 040
3 Аренда автотранспорта Родители участников проекта 1 800
4 Аренда костюмов Запрашиваемая сумма 1 000
5 Канцелярские принадлежности Родители участников проекта 1 500
6 Хозяйственные расходы Средства школы 500
7 Приобретение средств витаминизации блюд Родители участников проекта 500
8 Призы и грамоты Родители участников проекта 1000
Итого: 15 300 руб.
Запрашиваемая сумма 10000 руб.

VIII. Список литературы
1.Ленсменг А. Преимущества интеграционной модели образования в мультикультурном обществе: [Интеграция и толерантность попадают в дисгармонию друг с другом, когда интеграция имеет своей целью ассимиляцию и как следствие – идентичность меньшинства и его сохранение как группы ставится под угрозу]//Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой «Образование: исследовано в мире» («oim.ru», «ОИМ»)http://www.oim.ru. - (С дайджестом статьи можно ознакомиться на страницах журнала «ЛС: лучшие страницы педагогической прессы».-2008.-№1.-С.3-6.
2. Лобашов В.Д. Толерантность учебного процесса//Образование в современной школе.-2005.-№6.-С.8-16.
3. Мальцев А. И. Духовное и физическое совершенствование учащихся как основа воспитания толерантности //Спорт в школе. - 2002. -10. -С. 2
4.  Морозов Н.В. О формировании толерантного поведения учащихся//Преподавание истории в школе.-2009.-№9.-С.39-40.
5. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности . -2012. -2. -С. 104
6. Назин К. Терпение- это алмаз: (Методические приемы воспитания толерантности) // Школьный психолог. -2011. -16. -С. 6
7. Никитова Н. А. Урок толерантности // Начальная школа. - 2002. -21. -С. 1
8. Новичков В. Мигранты в школе: Урок толерантности // История “Первое сентября”. - 2012. -15. -С. 9
Вовк Л. Толерантность как способность понять и принять другого // Валеология. -2003. -3. -С. 51
9. Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. -С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. -С. 6
10. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства//Внешкольник.-2010.-№6.-С.12-16.
11. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История “Первое сентября”. - 2002. -33. -С. 29; 34. -С. 24
12. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. -40. -С. 7
13. Григорьев Д. Педагогическая поддержка культурной толерантности старшеклассников //История “Первое сентября”. -2012. -7. -С. 11
14. Громова О. Трудное слово “толерантность”: Оно обозначает еще более сложное понятие “терпимость” // Библиотека в школе. -2001. -3. -С. 2
15. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе//Воспитание школьников.-2006.-№1.-С.13-17.