Образовательная программа кружкового объединения «Радуга»


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Северного района Новосибирской области
Дом детского творчества
РАССМОТРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
педагогическим советом директор МКОУ ДОД ДДТ
протокол № 1 _____________(Л. Г. Чуварина)
от « 08 » сентября 2015 г. «___»______________20___г.
Образовательная программа кружкового объединения
«Радуга»
направленность: художественная
возраст обучающихся: 6-7 лет
уровень освоения: общекультурная
срок реализации: 1 года
Автор: Тарасенко Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования,
1 квалификационной категории

с. Северное
2015 г.
Пояснительная записка.
Экспериментальная образовательная программа кружкового объединения «Радуга», художественной направленности, для детей 6-7 лет является программой открытого типа, интегрированной, развивающей, творческой, досуговой, создана в рамках взаимодействия с общеобразовательными учреждениями по реализации ФГОС с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся дошкольного возраста. Программа составлена на основе изучения авторской программы, «Цветные ладошки» И.А Лыковой.
Занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает художественное развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада. Обучение по предоставленной программе предполагает один модуль (одноуровневая) обучения, он служит образовательной программой.
Программа рассчитана на 1год, с учетом проведения занятий 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью периода 36 рабочих недель, всего 72 часов. Возраст детей 6-7 лет.
Программа направлена на художественное воспитание детей, прежде всего на знакомство с различными видами искусства и лепкой. Она помогает детям научиться различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, развивать специфические умения во всех видах продуктивной деятельности, создавать образы реальной действительности, свободно, самостоятельно и разнопланово экспериментировать с художественным материалом и техникой.
Цель:
Эстетическое и художественное развитие детей.
Задачи:
*Формировать навыки рисования и лепки ознакомить с разнообразием материалов, инструментов и техниками выполнения работы;
* Привить интерес к изобразительному искусству и лепки, через ознакомление с многогранностью видов и направлений.
* Дать возможность каждому ребёнку выбрать заинтересовавшую его технику, направление в изобразительном искусстве и лепки, и совершенствовать свои навыки в дальнейшем.
Программа разработана согласно доступности средств для организации условий деятельности и самореализации в данном образовательном учреждении.
Актуальность данной образовательной программы обусловлено её практической значимостью. Практические навыки рисования и лепки очень положительно влияют на мелкую моторику кисти рук, что положительно сказывается на письме обучающихся. Рисунок и лепка является первичной базой для графического письма, многие элементы повторяют формы и пропорции букв и других графических элементов.
Практическая и теоретическая части программы нацелены на приобретение детьми знаний и практических навыков в рисунке, живописи, композиции и лепки. Теория направлена на ознакомление с конструктивной основой технологии выполнения рисунка, живописи и лепки; влияние основных компонентов (формы, цвета, композиции) на способы выполнения и на восприятия работы. Практическая часть направлена на освоение первичных навыков в рисунке карандашом, кистью и лепки пластилином. Эти навыки являются для каждого ребёнка базой для выражения своих эмоциональных потребностей, развитие творческих способностей и дальнейшее их использование в быту, как эстетического мерила для создания гармоничного образа в своей внешности и со временем в окружающей их среде.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей с 6-7лет (подготовительная группа дошкольного учреждения).
Календарно- тематический план разработан на 72 часа, занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу с группой в количестве от15 до 20 человек. Количество детей в группе обусловлено тем, что для детей 6-7 лет главным направлением развития в психико- эмоциональной и деятельной сферах является социализация. В этот период ребёнок осваивает сферу общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому в этом возрасте на дальнейшую самооценку и желание самореализации очень положительно влияют групповые занятия детей в которых ребёнок переживает положительные эмоции, как в ходе работы так и по окончанию её. В данной возрастной группе продолжительность занятия не превышает 25-30 минут (академический час), из них теория и физ.минутка- 10-15минут и практическая часть- не более 10-15минут. Возможны незначительные отклонения от времени и корректировка содержания отдельных тем календарно- тематического плана в связи с индивидуальными особенностями детей в группе, трудностями в организации занятий и возможностями их осуществления.
Каждое занятие разбито на практическую и теоретическую части. Первая теоретическая часть- восприятие ( рассказ- беседа, рассматривание наглядных пособий) и общение, обмен впечатлениями (создание творческой атмосферы); и заключительная вторая практическая -это созидание, художественно- творческая деятельность(выполнение практического задания).
Все занятия поочерёдно распределены на конкурсно- игровые упражнения, познавательные, частично- поисковые занятия и творческие задания.
Конкурсно-игровыеупражнения включают в себя практические и теоретические задания на повторения, обобщение и закрепление знаний и навыков работы. Благодаря игровой форме скучные правила и монотонная отработка навыков и умений превращаются в конкурс и соревнование, это позволяет ненавязчиво повторить теорию и закрепить практические навыки.
Познавательные и частично- поисковые занятия включают в себя основную часть учебного процесса: объяснения новых тем, выполнение заданий в новых техниках и материалах. Творческие занятия являются самостоятельной работой детей, где они имеют возможность самостоятельно выбрать и выполнить задание используя теоретические знания, наработанные практические навыки согласно своим возможностям и фантазии. На данных занятиях допускаются индивидуальные вариации заданной темы. Это позволяет каждому ребёнку реализовать свои творческие потребности.
Формы и методы оценки результатов.
На протяжении всего времени реализации программы ведётся диагностическая деятельность.Для оценки результативности реализации программы проводится входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля -диагностика уже имеющихся знаний и умений.
Формы оценки: устный опрос, упражнения на выявление навыков рисунка и лепки.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала программы и степень приобретения и закрепления навыков в практической работе..
Итоговый контроль является результатом реализации программы.
Формы оценки: выполняется итоговая аттестационная работа,которая оценивается по критериям степени выраженности знаний умений и навыков. Итог подводится по двадцати бальной шкале:
*минимальный уровень обучения- от 1 до 5 баллов
*базовый-6-10 баллов
* повышенный- 11-15 баллов
* творческий -16-20 баллов.
К оценке итоговой работы также суммируются результат текущего контроля: качество выполненных работ в течение года, активность работы на занятиях и результаты устных опросов, количество пропусков и т.д.
Методическое обеспечение.
Для реализации цели и задач программы используются следующие методы:
*Подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;
*Разнообразие видов практической деятельности;
*Использование в урочной деятельности эвристических приёмов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ребёнка, индивидуальный подход.
Формы работы:
1.Беседа;
2.Упражнение на составление композиции;
3.Игровые ситуации;
4.Развивающие игры и упражнения,
5.Самостоятельная свободная деятельность, направленная на поиск задуманного.
Так же для реализации задач занятия и тематические блоки в сетке календарно- тематического плана расположены от простого к сложному, в свою очередь каждый блок содержит обобщение и повторение пройденного раздела. Это помогает в мониторинге входного, текущего и итогового контроля, для корректировки сложности практических заданий.
Для занятий по программе необходимо следующие оборудование и материалы: простой и цветные карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, краски и кисти, столы и стулья, доска для показа схем иллюстраций, пластилин, стеки.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п Название темы Количество часов
теория практика всё
1 Вводное занятие. 1ч 1ч
2 Искусство «волшебного» карандаша.
2.1. Волшебство линий и точек
2.2.Занимательная геометрия рисунка.
2.3.Свет и тень.
2.4. Пропорции деталей и композиции в целом.
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч 1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч 3ч



3 Чудо краски.
3.1.Все цвета радуги. Оттенки и насыщенность цветов.
3.2. Холодные и тёплые цвета- колорит. Цветовое пятно, мазок и т.д.
3.3. Декоративно- прикладное искусство- роспись. Детали и орнаментальная композиция.


2,5ч 1ч

2,5ч 2ч


4 Виды и жанры рисунка.
4.1. Натюрморт.
4.2.Пейзаж.
4.3. Портрет.
4.4. Сюжетная композиция. 1,5ч
1,5ч
2,5ч

1,5ч
1,5ч
2,5ч
2ч 3ч



5 «Калейдоскоп праздников». Атрибуты и украшения- элементы праздника.
5.1. Сюжетная композиция на тему мой любимый праздник и традиции семейных праздников.
5.2. Открытка к празднику- сюжетная композиция. 1,5ч
2ч 1,5ч
2ч 3ч

6 Лепка из пластилина:
6.1. предметная.
6.2.сюжетнаялепка по мотивам народных сказок.
6.3. рельефная.
6.4. декоративная лепка по мотивам народной пластики. 1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч
1,5ч




7 7.1. Повторение и закрепление знаний и навыков.
7.2. Конкурсно- игровые викторины и мероприятия.
7.3.Итоговая аттестационная работа.

1,5ч
0,5ч 5ч
1,5ч
0,5ч 10ч


Всего
36,5ч 35,5ч 72ч
Содержание занятий.
1.Вводное занятие. Проведение техники безопасности и ознакомление с санитарно- гигиеническими требованиями на рабочем месте. Ознакомление с кратким содержанием тематического плана, знакомство с некоторыми материалами и инструментами.
2.Искусство «волшебного» карандаша.
а. Волшебство линий и точек. (Примерные практические задания: натюрморт и пейзаж на свободную тему.Работа простым и цветными карандашами.)
б.Занимательная геометрия рисунка. (Примерные практические задания: составление орнамента из геометрических фигур, составление комбинированных фигур используя простые фигуры целиком или их элементы ( рисунок : дом, машина, самолёт и т.д.); симметрия и асимметрия .Работа простым и цветными карандашами.)
в.Свет и тень. Объёмная геометрия, воздушная перспектива, композиция, передача объёма с помощью теней и бликов. (Примерные практические задания: упражнение штрихования для передачи зрительных ощущений объёма предметов, рисунок с натуры (куб, шар и т.д.) ; композиция на свободную тему. Работа простым и цветными карандашами.)
г. Пропорции деталей и композиции в целом «Большие звери в маленьком лесу» . (Примерные практические задания: пейзаж по памяти, представлению. Работа цветными карандашами)
3.Чудо краски.
а. Все цвета радуги. Оттенки и насыщенность цветов . (Примерные практические задания: упражнение на смешивание красок и рисунок на свободную тему. Рисунок акварелью)
б. Холодные и тёплые цвета- колорит. Цветовое пятно, мазок и т.д. . (Примерные практические задания: пейзаж по памяти, представлению «Времена года». Рисунок акварелью и гуашью)
д. Декоративно- прикладное искусство- роспись. Детали и орнаментальная композиция. . (Примерные практические задания: копирование элементов узоров народных промыслов, составление композиции. Рисунок акварелью и гуашью)
4.Виды и жанры рисунка.
а. Натюрморт. Композиция, свет и тень, колорит, техники выполнения. (Примерные практические задания: Рисунок с натуры и по памяти, представлению. Работа карандашами, акварелью и гуашью.)
б.Пейзаж. Композиция, многоплановость- перспектива, техники выполнения (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению. Работа карандашами и красками.)
в. Портрет. Пропорции, свет и тень, статика и движение в рисунке. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению портрет животного; рисунок человека: голова (анфас) и человеческая фигура целиком . Работа карандашами и красками.)
г. Сюжетная композиция. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)
5.«Калейдоскоп праздников». Атрибуты и украшения- элементы праздника.
а. Сюжетная композиция на тему мой любимый праздник и традиции семейных праздников. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)
б. Открытка к празднику- сюжетная композиция. (Примерные практические задания: рисунок по памяти представлению и с натуры.Работа карандашами и красками.)
6.
а.Лепка предметная.
Лепка животных с передачей характерныхпризнаков (форма, окраска, движение). «Наши домашние животные».
б.Лепкасюжетнаяпо мотивамнародных сказок.
Лепка по мотивам русских народныхсказок: самостоятельный выбор образовсказочных героев и сюжетов (композиций), определение способов и приёмовлепки; передача движений и взаимодействий персонажей.
в.Лепкарельевная.
Начертание печатных букв; показать,что буквы можно не только писать,но и лепить разными способами.
г. Лепкадекоративнаяпо мотивамнародной пластики по мотивам дымковской игрушки. Показ обобщённых способов создания
лепки на основе.
7. а. Повторение и закрепление знаний и навыков: выполнение конкурсных работ и рисунков на свободную тему, индивидуальная работа с детьми. Подготовка и оформление выставок (подбор и оформление рисунков: выполнение паспарту и рамок).
б.Конкурсно- игровые викторины и мероприятия.
в.Итоговая аттестационная работа.
Критерии степени выраженности знаний, умений и навыков.
Признаки Уровень обучения
минимальный базовый повышенный творческий
Теоретические знания Санитарно- гигиенические нормы и техника безопасности на рабочем месте. Инструменты и материалы для рисования. Свойства материалов, понятия о ритме и цвета в орнаменте, узоре. Базовые понятия пройденных тем.
Практическая подготовка Первичные навыки в работе со знакомыми инструментами и материалами Выполнение работы с минимальной помощью педагога или детей. Аккуратность и самостоятельность в работе, оказание помощи другим детям. Самостоятельное составление композиции и качественное выполнение работы.
Развитие и воспитанность Соблюдение санитарно- гигиенических норм и техники безопасности на рабочем месте. Усидчивость , внимательность на теоретической части занятия, аккуратность выполнения задания. Самостоятельность и активность в работе , способность работы в коллективе. Креативность выполненных работ, умение доводить самостоятельную работу до конца.
Список литературы для педагога:
1.Беррилл Ф. серия книг «Учимся рисовать»
2.Богатеева З.А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях»
3.Волкова Н. «Разноцветный пластилин»
4.Журналы «Коллекция идей»
5.Истратова О.Н. «Практикум детской психокарекции. Игры, упражнения, техники.»
6.Кузина В.С Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство. 1-2 класс.»
7.Марина З. «Лепка из пластилина и глины»
8.Николаенко Н.Н. Худякова С.И. «Методические рекомендации для учителей и руководителей кружковой и внеклассной работы»
9.«Программы дополнительного художественного образования детей» авторы 10.Копцева Т.А., Коротеева Е.И., Гросул Н.В. и т.д.
11.«100 поделок из солёного теста»
12.Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду»
13.Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство»
Список литературы для детей:
1.Акишина В. «Русский фольклор»
2.Берни Д. «Иллюстрированная энциклопедия животных»
3.Беррилл Ф. серия книг «Учимся рисовать»
4.Данкевич Е.В. Жакова О.В. «Большая книга для девочек и мальчиков»
5.Журналы «Коллекция идей»
6.Иллюстративные подборки с репродукциями художников и с работами по декоративно- прикладному творчеству.
7.Раскраски, игры- раскраски