Учебная мотивация современного школьника в возрасте от 7 до 10 лет


Самообобщение по теме самообразования. Учебная мотивация современного школьника в возрасте от 7 до 10 лет Мотивация – это сложный психологический феномен. Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер, поэтому возможно влияние при помощи целенаправленных воспитательных воздействий на формирование мотивационной сферы человека. Её становление происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То какой она станет, зависит и от воспитательного воздействия родителей и учителей, и от окружающей среды. Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи учебно-воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Формирование и развитие мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из нестареющих проблем в педагогике. Ее актуальность обусловлена важными факторами, определяющими поведение человека. В современных условиях общеобразовательная школа призвана решить целый комплекс разных задач, ведущее место, среди которых занимает развитие положительной мотивации учения как важного фактора успешности обучения и воспитания. Задача школы - развивать у учащихся устойчивую потребность в учении или мотивацию учения. В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всех школьников. Цель работы :изучить учебную мотивацию современного школьника в возрасте от 7 до 10 лет. В рамках данной работы будут выполнены такие задачи:Рассмотрены особенности учебной мотивации в младшем школьном возрасте;Изучена учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте;Проведено ознакомление со способами формирования мотивации достижения у младших школьников,Исследована мотивация к учебе у школьников третьего класса.Объект исследования – дети младшего школьного возраста;Предмет исследования – учебная мотивация детей 7-10 лет.Методы исследования – тестирование по методике Н.Г. Лускановой. Факторы, которые способствуют развитию мотивации: 1.Повышение разнообразия умений и навыков.Здесь важно помнить, что именно разнообразие навыков, а не просто разнообразие само по себе является принципиальным. Детям так же необходимо дать ощущение признания используемых ими навыков. То есть нужно стремиться уделять внимание ребенку с целью публично объявить об исключительной ценности данного навыка у ребенка. Такой подход, как правило, стимулирует ребенка на усовершенствование навыков, расширения диапазона его способностей. 2.Повышение целостности учебных занятий.Ребенок испытывает большее удовлетворение от занятия, которое имеет некоторый видимый результат. Повышение целостности задания может быть достигнуто за счет добавления к нему связанных с ним задач. Необходимо так же иметь в виду то, что добавление заданий более низкого уровня, которые не делают учебные успехи более целостными, обычно снижают уровень мотивации и вызывают чувство неприязни со стороны детей. 3.Повышение важности учебных занятий.Если ребенок знает, как конкретно будут использованы результаты его труда, он начинает ощущать важность собственных успехов, что стимулирует его к скорейшему выполнению заданий при хорошем ее качестве.Ребенок всегда хочет знать, зачем он делает то или иное задание. Поэтому при формулировке абсолютно любого задания необходимо упомянуть о целях, о том, что реально будет зависеть от скорости и качества выполнения данного учебного задания, как эта деятельность “вливается” в успехи класса. После выполнения задания ребенок будет ждать результата. 4.Увеличение автономии.Передача некоторых функций педагога ребенку несет двойной эффект - концентрация усилий ребенка на решении проблем более высокого уровня и, одновременно, оказывает положительное влияние на мотивацию ребенка.Передача права принятия решений ребенку может рассматриваться как благо при условии, что они обучены и правильно понимают все особенности задания, в том числе, где получить необходимую информацию, и в какой момент принять решение. 5.Усиление обратной связи.Обратная связь бывает внутренней - то есть идущей от самого учебного занятия и внешней - в случае, когда руководитель отзывается об их качестве, а также в случае публичной похвалы.Внутренняя обратная связь является более надежной, т.к. действует непосредственно на ребенка во время выполнения задания. Верный способ стимулирования этой связи - постановка четких и конкретных целей, не указывая при этом путь их достижения. Другой способ - введение в процесс занятий проверок на качество. Это позволит ребенку немедленно исправлять недостатки, и соответственно корректировать процесс занятий, приближая его к максимально эффективному. А значит, в результате подобные сбои в будущем уже не повторятся. Рассмотрим способы улучшения мотивации. Они объединяются в несколько самостоятельных направлений: Материальная награда (приз, премия или подарок за успехи)Безусловно, мотивационному механизму материальной награды отводится большая роль, но постоянное ожидание награды, тоже не способствует воспитанию нравственных подходов к мотивации. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на ребенка лишь материальными методами не может привести к долговечному подъему энтузиазма, способствует воспитанию потребительского отношения к жизни. Цели являются вторым по «силе» средством развития мотивации ребенка.Цели:концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;могут служить нормативом, с которым сравнивают результаты;механизм для обоснования затрат сил;отражают глубинные мотивы индивида.Существуют такие данные:при проведении конкретных, ясных и четких целей возрастает вероятность усиления мотивации действовать в заданном направлении;трудные цели обладают сами по себе мотивирующим эффектом, необходимо, правда, соблюдение условия, что цель будет принята ребенком;совокупность целей с денежным вознаграждением усиливает эффект.Целевой метод (метод управления по целям) занимает значительное место в воспитательной практике. Однако необходимо учитывать ряд характеристик целей:цели должны быть измеримыми; реальными; контролируемыми; их результаты должны быть однозначны; должны существовать точные сроки выполнения поставленных целей; а также система их ранжирования. Мероприятия, повышающие содержательность учебных занятий, самостоятельность и ответственность ребенка, стимулирующие его развитие.Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение психологических барьеров между отдельными группами детей, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.Образование различных неформальных, функциональных групп детей (например, кружки), участие в которых формирует чувство непосредственной причастности к делам своего учебного коллектива.Моральное поощрение ребенка.Продвижение ребенка, планирование его роста, помощь при обучении и повышении квалификации. Выводы: Все выше сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях школьников младшего возраста. Поэтому формирование правильной мотивационной сферы личности ребенка во время учебы, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей воспитательной деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на правильное, гармоничное развитие.В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в школьнике младшего возраста стремление развивать мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти счастливой и гармоничной личностью. Исследование мотивации к учебе младших школьников. Эксперимент по изучению мотивации младшего школьника Мотивы, их возникновение и развитие, их изменение и расширение зависит от возраста учащихся. Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена, т.е. мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка — и отметка, и игрушка, и интерес, и стремление к одобрению, и принятое ребенком решение, и чувство долга.Цель исследования – проверить сформированность учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.Базой данного эксперимента являлась МОУ Тунгалинская СОШ В эксперименте участвовало 10 школьников 4 класса ( начало изучения темы) и 4 человека 3 класса ( завершение работы над темой).В ходе исследование применялись следующие методики: Анкета «Уровень школьной мотивации»Методика: «Отношение ребенка к обучению в школе»Методика: «Изучение уровня адаптации ребенка в школе» (Н.Г. Лусканова) Краткая характеристика анкет Анкета «Уровень школьной мотивации»Анкета позволяет оценить динамику школьной мотивации. Анкета состоит из десяти вопросов о школе.Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации. Методика: «Отношение ребенка к обучению в школе»Задача этой методики – определить мотивацию учения у детей, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.полностью мотивированным к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не вполне мотивированным к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. Наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5. Методика: «Изучение уровня адаптации ребенка в школе» (Н.Г. Лусканова)Детям предлагается сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». (Рисунков не менее чем 3 – «Я и школа», «Я и учитель», «Я и одноклассники» и т.д.)Несоответствие рисунков теме указывает на:мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов). Результаты исследования: ( начало работы над темой самообразования- 2011-2012 учебный год и завершение работы над темой сообразования – 2013-2015учебный год) учащихся Степень выраженности мотивации в 4 классе2014-2015 учебный год 50% 50% направленность на приобретение знаний направленность на отметку Степень выраженности мотивации во 2 классе2011-2012 учебный год 40% 60% направленность на приобретение знаний направленность на отметку Интерпретация исследований Таким образом мы видим, что большая процентность у детей направление на отметку нежели на приобретение знаний. Это говорит в меньшей степени на мотивацию низкого уровня и в большей степени на возрастные особенности. Так как в возрасте 7-10 лет лишь начинает закладываться уровень учебной мотивации. Доказательством являются результаты исследования: рассматривая гистограммы мы видим, что уровень направленный на достижения знаний, умений навыков меньше, чем направленность на отметку. Вывод: На основе знаний современных теорий о мотивации, задача педагога сформировать правильную мотивационную сферу школьника младшего возраста. Необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, а стремление избегать неудач, нужно снижать. Ребенок должен вырасти уверенным в себе человеком, способным развивать свои нравственные и личностные достижения. Ребенок младшего возраста нуждается в грамотной опеке со стороны педагогов и родителей. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы.Учебная мотивация младших дошкольников еще не достаточно развита к 3-4 классам, только часть детей имеют высокий уровень школьной мотивации и адаптации. Остальные дети нуждаются в планомерной работе в данном направлении. Руководитель должен сформулировать задачи и цели повышения мотивации к учебе у детей. И акцентировать все свои действия в процессе контакта с детьми именно на их мотивационной деятельности.Процесс обучения должен быть для детей радостным позитивным, они должны четко знать для чего они учатся, какие у них перспективы и успехи. Все это поможет им развивать мотивацию успеха. Задача педагогов не упустить момент, потому что возраст 7-10 лет, самый подходящий для этого. Дети уже достаточно сознательные, и при этом взрослые для них авторитет и эталон.Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать развитие данного качества личности. С другой стороны, слишком ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить, для ребенка приобретение значимого жизненного опыта через доверие и подражание другим людям. В возрасте от 7 до 10 лет происходят значительные сдвиги в развитии мотивации, зависящее главным образом от непосредственных интересов ребенка, в значительной мере связано с наглядностью и конкретностью материала, его яркостью, с тем, насколько интересно ребенку учиться.Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. МОУ Тунгалинская СОШ Вид отчёта: обобщение темы по самообразованиюДля МО учителей начальных классовПрезентация подготовлена учителем начальных классов Ардашевой Л.А.