Конспект урока по русскому языку на тему Частица как часть речи





Учитель: Гайкова Елена Николаевна
Предмет: русский язык
Класс: 7 «г»
Дата проведения:
Тема урока: Частица как часть речи
Цель (обучения): Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи
Цель (личностного развития): Создать условия для развития умение слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Оценивать
Ожидаемые результаты:
А: Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
В: Учащиеся умеют отличать частицы от других служебных частей речи.
С: . Учащиеся могут осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке,
поэтапное формативное оценивание








Время

Этапы
урока
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационные формы
Оценивание
Используе-
мые модули


2мин.
Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок.

Стадия вызова

Создание благоприят-ного психологи-ческого климата.
Организация работы в группах.

Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.



Учитель предлагает детям встать в круг и, передавая воздушный шарик «Удача”, пожелать друг другу
что-нибудь приятное.


Делит класс на 4 группы. Прием «Мозаика»
Уч- получают оценочный лист

Приложение


Учитель демонстрирует на интерактивной доске слайд 1
Учитель говорит детям
- Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую работу.
К данным словам подберите антонимы и запишите их в столбик.
Родной – чужой
неряшливый –аккуратный
горький – сладкий
светлый – темный
ложный – истинный
разбитый – целый
пассивный - активный
- Прочитайте сверху – вниз первые буквы второго столбика
Запишите тему урока « Частица как служебная часть речи.
Проблемный вопрос.
- На какие вопросы вы должны получить ответы при изучении темы урока.
Учитель демонстрирует слайд 2
- Что такое частица?
- Какова роль частиц в предложении и в речи?
- Важны ли частицы в речи?
- Имеет ли частица грамматические признаки?
- Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
- Какие разряды частиц бывают?



Дети встают в круг предают шарик, говорят слова.

Создаются группы с формированным случайным образом



Уч-ся записывают слова и подбирают антонимы, проходит повторение лексики.









Уч- ся называют вопросы:
Что такое частица?
Какова роль частиц в предложении и в речи?
Важны ли частицы в речи?
Имеет ли частица грамматические признаки?
Выполняет ли она синтаксическую роль в предложении?
Уч-ся критически воспринимают информацию и в ходе рассуждения выходят на тему урока


Формативное(похвала)

Использование новых технологий (ИКТ). Оценивание для обучения



Операционно-познавательный этап

































































































Получение новой информации по теме.



























































































































































- Вы получили уже знания о служебных частях речи, в том числе в ознакомительном плане и о частице. Что вы уже знаете об этой части речи?
Составим кластер к понятию Слайд «Частица как часть речи».
1.Служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения
4. Не изменяется
5.Не является членом предложения


- Прочитайте статью учебника (п. 56 до темы формообразующие частицы с.198), применяя прием инсерта. Можете воспользоваться опорой, данном на этом слайде
\/ - это я знал;
- противоречит моим представлениям, вызывает сомнения;
+ - новая информация;
? – возник вопрос.
- Скажите, возникли ли у вас вопросы?
- Есть ли в материале § 56 новая для вас информация?
2) Дополните кластер новой информацией.
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
Взаимоопрос для определения понимания прочитанного. Вопросы в парах кто допустил ошибку при
Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? - Или может они вообще не нужны и не важны?

- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.
Для одаренного (София А.) сдаст работу учителю для последующей проверки
- А для доказательства этой гипотезы я предлагаю провести исследовательскую работу.
Вопросы на слайде появляются по- одному.
- Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить?
- Попробуйте исключить выделенные слова из текста.
- Что изменилось? Что они вносят в предложение?
Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне.
(По К. Паустовскому)
(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)

- Рассмотрим смысловые значения частиц
- Употребите разные частицы в данном предложении.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Работа в паре

- Давайте сделаем вывод: (частицы вносят различные оттенки в предложении).
- Для чего еще служат частицы в речи?
- Какие частицы вы будете использовать для образования условного наклонения? (БЫ)
- Какие частицы вы будете использовать для образования повелительного наклонения? (ПУСТЬ,ПУСКАЙ, ДАВАЙ, ДА)
- Изменится ли форма глагола, если мы будем использовать частицы для образования повелительного наклонения?(нет)
- Составьте предложения, используя частицы для образования глаголов условного наклонения1 и 3 группы,
– повелительного 2 и 4 группы.
Проверка.

Ученики организуют индивидуальный поиск и обмен идеями через диалог с одноклассниками.
Учащиеся распределяют роли для работы в группе, получают новую информацию,
Учащиеся обсуждают в своей группе.
Проверка кластера.Ответы учащихся:1.Служебная часть речи. 2.Образовалось от слова «часть». 3. Не имеет грамматического значения 4. Не изменяется 5.Не является членом предложения.




Индивидуальная работаучащихся



Дописывают кластер- вносят различные оттенки значения и служат для образования форм слова, значения частиц: формообразующие, модальные, отрицательные


(Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению.

Возможные ответы учащихся:




























Возможные ответы учащихся:(Каким бывает дождь. Художественный стиль.)


(ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
Именно во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком. Разве во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком?
Возможные ответы учащихся. (Частицы вносят различные оттенки в предложении)
Возможные ответы учащихся.
Частицу бы
Частицы пусть, пускай, давай, да































































Групповое, фронтальное, индивидуальное обучение

































Формативное оценивание
(взаимооцен-ка, аплодис-менты, самооценка)



























































.




























Диалоговое обучение (исследовательская, кумулятивная беседа).
Использование новых технологий (ИКТ). Обучение талантливых и одарённых
Оценивание для обучения




























































Рефлексия

Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информацииОбсуждение результатов работы групп

Учащимся предлагается заполнить рефлективные листы отметить:
-Комфортно ли вам было сегодня на уроке? Почему? Какие задания были наиболее интересными, трудными, почему?












Формативное оценивание (рефлективные листы)


Критическое мышление (рефлективные листы).
Оценивание для обучения.
Саморегуляция.



Дом.задание

Творческая работа
Чем вам показалась частица интересной?
Выразите свои мысли и чувства в синквейне “Частица”
Вспомним, что означает это слово.
( Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк)

Дети записывают домашнее задание в дневники.

Индивидуальное обучение

Обучение талантливых и одарённых.
Использование новых технологий (ИКТ).
Критическое мышление синквейн










Стратегия развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Возможные
приемы и методы

I стадия (фаза)
Вызов (evocation):
-актуализация имеющихся знаний;
-пробуждение интереса к получению новой информации;
-постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, «открытые» и «закрытые» вопросы и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
«инсерт»;
«Fishbone»;
«идеал»;
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection):
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.




Приложение
Лист самооценки.
Фамилия имя уч-ка ___________________________
Оценивание производится по трех балльной шкале:
«3» - отлично
«2» - хорошо
«1» - я могу лучше

Рассказывал домашнее задание
Работа в группе, предлагал новые идеи и направления
Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения
Анализировал, обобщал точку зрения, делал выводы
Выступал от группы
Средний балл




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15