Урок русского языка +технологическая карта 7 класс Частица как часть речи

Технологическая карта урока
учителя русского языка и литературы Грищенковой Н. И.
филиал МБОУ «Новопогощенская СОШ»п.Новенькое
Учебный предмет: русский язык.
Класс: 7.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема
Частица как часть речи

Цель
Формирование ценностного отношения к совместной познава-
тельной деятельности по определению частицы как служебной части речи

Задачи
Образовательные: поиск и выделение необходимой информации о морфологических признаках и функциях данной части речи; сформировать умения отличать частицы от других служебных частей речи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать способность к мыслительной деятельности.
Создание условий для формирования УУД.
Воспитательные: самоопределение; потребность в грамотном письме; способность к самооценке своих действий поступков.

УУД
ЛичностныеУУД:
- воспитание внимания, уважения к сверстникам;
- самоопределение, установление связи между целью умения и его мотивом;
- побуждение к деятельности; стремление к грамотному письму, речевому самосовершенствованию.
Регулятивные УУД:
- мобилизация сил и энергии;
- планирование, целеполагание, рефлексия, саморегуляция;
- составление плана действий.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- инициативная деятельность в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации о частице как служебной части речи
- извлечение информации из текста в соответствии с целью чтения;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
Самостоятельное выделение и формулирование своих мыслей.




Планируемые результаты
Предметные:
-умение отличать частицу от других служебных частей речи посредством определения ее функций;
-умение использовать частицы в речи в соответствии с их функцией.

Личностные:
-умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Метапредметные:

- умение выявлять проблему;
- умение определять цель урока, формулировать учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение выбирать действия по достижению цели;
- умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
-извлечение информации из текста в соответствии с целью чтения;
-умение работать по алгоритму;
-умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.


Основные понятия
Частица как часть речи

Межпредметные связи
Информатика.

Ресурсы
- учебник «Русский язык 7 класс» (авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.);
- компьютер;
- проектор;
- презентация «Служебные части речи и их функции»,
- Памятка «Частица как часть речи».
- Толковый словарь;
-Репродукции картин И.Левитана, И. Шишкина, К. Юона


Формы и вид урока
Фронтальная, индивидуальная, групповая. Урок- исследование

Технология
Обучение развитию критического мышления; проблемное обучение; развивающее обучение.









Технологическая карта с дидактической структурой урока
Этапы урока
Цель этапа
Действия учителя
Действия обучающихся
Планируемые результаты






Предметные
УУД

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
Формирование самооценки готовности к уроку.
Организует ситуацию для оценки обучающимися готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Оценивают свою готовность, настрой на работу. Самоопределение.

Готовность к работе на уроке. Мотивация к учебной деятельности.
Воспитание внимания, уважения к сверстникам; мобилизация сил и энергии.

2.Актуализа-
ция знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Формирование и развитие ценностного отношения к умению воспринимать задание.

Организует деятельность обучающихся по актуализации знаний о служебных частях речи
- Любите ли вы, ребята, разгадывать лингвистические загадки? Почему?.

Отгадайте лингвистическую загадку.
Их не так уж много в языке,
Но без них не обойтись нигде:
В словосочетании – они,
Да и в предложении нужны!


Записывают в тетради.
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют, выполняют взаимопроверку, предъявляют результат.



Актуализированные знания, необходимые для понимания новой темы.
Осознание необходимости получения новых знаний.

Побуждение к деятельности; стремление к грамотному письму, речевому самосовершенствованию.

3.Выявление места и причины затруднения.
Определение границ «знания» и «незнания».

Организует деятельность обучающихся.
Беседа:
- Уверены ли вы в правильности выполненного задания? Какие знания применяли? В чём испытывали затруднение?
Организует подведение итогов данного этапа
- А что вы знаете о предлогах и союзах?).
- Представьте свои знания о предлогах и союзах в виде таблицы. При затруднении обращайтесь к слайду-помощнику. (Компьютерная презентация).


Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения.

Составляют таблицу
Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на слайде результату.

4. Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
Формирование и развитие ценностного отношения к умению самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.
Формирование представления о результате деятельности.

Создаёт ситуацию переопределения практической задачи в познавательную.
Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы.
-Есть ли еще части речи, выполняющие служебные функции?
- Какие частицы вам известны?
- А хотели бы вы узнать о частицах больше?
- Внесем в нашу таблицу еще одну графу.


-Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
-Какова, по-вашему, цель нашего урока? (Научиться отличать частицу от других служебных частей речи).
-А что нам поможет в этом?
-Какова же задача нашего урока?






Проговаривают проблему.
Самостоятельно формулируют проблему, цель и тему для изучения и предполагают свои действия.

Заполняют таблицу




- Тема урока «Частица как часть речи ».
Записывают в тетрадях тему урока.
- Научиться отличать частицу от других частей речи
- Узнать функции частиц
Определяют, что поможет решить учебную задачу.
Самостоятельное определение темы и цели урока (что нового узнают, чему научатся).

Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; целеполагание, рефлексия, саморегуляция, побуждение к деятельности.

5. Решение учебной задачи (открытие нового знания)
Формирование и развитие ценностного отношения к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Формирование умения отличать частицы от других служебных частей речи

Формирование умения строить алгоритм деятельности.

1. Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания.
Организует деятельность учащихся по работе с текстом И.С.Тургенева, текстом п.62, толковым словарем,.
Найдите в тексте ошибки и исправьте их. (Текст на экране)
Картины природы созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение, и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том что бы, вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.
(Проверка и объяснение).
Картины природы, созданные И. С. Тургеневым, поражают воображение и возвышают душу. Писатель видел свое предназначение в том, чтобы вносить в мир гармонию. Это и сделало его творчество близким сердцу любого человека.
- Как вы понимаете значение слова «гармония»? Подберите однокоренные слова, разберите их по составу, составьте словосочетания.
- Определите морфологическую принадлежность слова «и» из последнего предложения. (Союз или иная часть речи?)
-Чтобы решить проблему, предлагаю провести мини-исследование, используя материалы учебника (стр. 167-168).
Учащиеся выясняют, что «и» в данном предложении выполняет функцию усиления, а значит, является частицей.
Работают с текстом учебника п.62, текстами И.С. Тургенева






С помощью учителя
определяют действия и их последовательность.











Работа с толковым словарем.
Выясняют значение слова «гармония»





Учащиеся выясняют, что «и» в данном предложении выполняет функцию усиления, а значит, является частицей.

Осознание ценности совместной учебно-познавательной деятельности.
Умение самостоятельно определять способы для достижения поставленной цели.
Умение находить в тексте ошибки и исправлять их.
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление
причинно-следственных связей; самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.

6. Первичное закрепление
Формирование и развитие ценностного отношения к умению выполнять задание по образцу рассуждения

Организует деятельность обучающихся по первичному закреплению новых знаний о частице как служебной части речи и её функциях.
Упр.357 стр.168
Выясним значение слова «чемпион» по словарю. Составим с ним предложения, используя различные частицы.
.Выполняют упр., применяя образец рассуждения, проговаривая его.
Составляют предложения.
Умение определять частицы по их функции в тексте учебника.
Стремление к речевому самосовершенствованию; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7. Физминутка.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Организация и проведение физминутки.

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Формирование и развитие ценностного отношения к умению определять функции частиц в тексте.
Организует выполнение задания ,работу с текстами
- Вы уже убедились, что без знания функций служебных частей речи не обойтись. Именно эти знания помогут вам в лингвистическом исследовании. Проводя его, опирайтесь на материал учебника по данной теме и памятку. Успеха вам в работе! (Учитель выполняет функцию организатора и консультанта).
При исследовании используется памятка «Частица как часть речи».
Задание для исследования.
Выразительно прочитайте текст.
Какая картина рисуется в вашем воображении?
Какое настроение выражено в тексте?
Какую картину вы бы выбрали в качестве иллюстрации к тургеневскому пейзажу? Почему?
Есть ли в тексте частицы? Докажите правильность своей гипотезы.
Попробуйте прочитать текст без частиц. Как он изменился?
Сделайте вывод о роли частиц.
-Подведение итогов исследовательской работы



Самостоятельно выполняют задание, групповая исследовательская работа по выявлению роли частиц и их функциях в текстах.

Умение пользоваться памяткой, анализировать текст.

Умение самостоятельно выполнять работу; умение контролировать свою деятельность.

9. Включение в систему знаний и повторение.
Формирование и развитие ценностного отношения к самооценке

- Обратимся к таблице, составленной в начале урока. Можете ли вы заполнить третью графу?
- Ребята! Захотелось ли вам после знакомства с тургеневскими шедеврами тоже стать творцом, чтобы изобразить удивительный мир природы?
- Прежде, чем мы займемся творчеством, предлагаю вам посетить картинную галерею. Нашим гидом сегодня будет
- Сегодняшний снежный пейзаж за окном напоминает пейзаж, изображенный на картине.

Задание. Используя восклицательные частицы: как, вот так, что за, ну и напишите мини-сочинение или составьте предложения по картине Юона «Русская зима».
Чтение нескольких работ, рецензирование.

Оценивают результаты, делают выводы, заполняют таблицу.

Выполняют творческую работу
.
Умение применять знания. полученные при изучении новой темы.


Умение самостоятельно выполнять творческие работы; умение контролировать свою учебную деятельность.

10. Итог занятий. Рефлексия деятельности на уроке.
Формирование и развитие ценностного отношения к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Организует дискуссию, диалог, позволяющий обучающимися осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, личный вклад в коллективную работу.

Из лежащих на столе смайликов выберите тот, который наиболее соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок! А это мое настроение! Мне было приятно сегодня работать с вами!
- Подведем итоги нашего сотрудничества, обратившись к целям и задачам урока. (Слайд).
- Выполнили ли мы поставленные цели и задачи
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Ваш самый большой успех сегодня?
- Какие трудности встретились?,
- Смогли ли вы их преодолеть?
- Что помогло (помешало) это сделать?


Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
Анализируют и осмысливают свои достижения.











Выбирают и рисуют смайлик.
Формирование умения оценивать свой результат.
Восприятие адекватного понимания успешности или неуспешности в процессе работы на уроке.

11.Домашнее задание.
Организация самостоятельной домашней работы обучающихся.
Организует работу по записи домашнего задания по выбору:
1.Выберите из художественных текстов любых авторов 4-5 предложений с частицами, устно охарактеризуйте их роль.
2.Упр.359 стр.169
Делают выбор задания, записывают его в дневнике.

Оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности.


15