Рабочая программа кружка Юный патриот

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47»
г. Чебоксары













ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»






Автор: Максимов М.К.
























2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.
Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В 2005 году разработана «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006- 2010 годы», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим на базе МБОУ СОШ № 47  создается военно-патриотический кружок «Юный патриот», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Все ли ребята смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к:
истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;
стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине;
государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.
В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.
Участниками военно-патриотического кружка «Юный патриот»» являются учащиеся 13-16 лет.


Важнейшее значение в патриотическом воспитании учащихся имеет законодательная база.
    

Нормативно-правовая база:

- Конституция Российской Федерации;
- ФЗ от 10 июня 1992 г .№3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- ФЗ от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
- ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»;
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
- постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
   
Основными принципами деятельности военно-патриотического кружка являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип гласности;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА:
 
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

 ЗАДАЧИ:

подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА:
   
Деятельность кружка осуществляется на базе МБОУ «СОШ № 47» г. Чебоксары.

К деятельности кружка привлекаются социальные и медицинские работники, работники правоохранительных органов, учителя школы, работники краеведческого музея, работники военкомата, ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
    
Основные формы работы кружка:

соревнования;
конкурсы;
смотры;
слеты;
конференции;
экскурсии;
исследовательская и поисковая работа;
круглые столы;
клубные встречи;
издательская деятельность;
походы;
игры;
турниры;
создание баз данных;
эстафеты и т.д.
Военно-патриотический кружок «Юный патриот» взаимодействует с учреждениями дополнительного образования, военкоматом.

Ожидаемые результаты:

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;
привлечение как можно большего количества детей и педагогов к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению преемственности поколений.





 





























Тематический план

№ п/п
Наименование темы
Количество
часов
Примечание

1
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества
4


1.1
Организация Вооруженных Сил Московского государства, военные реформы ХV- ХIХ в.в., создание массовой армии.
1


1.2
Создание Советских ВС России, их предназначение
1


1.3
Реформа ВС России, этапы и основное содержание реформы
1


1.4
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ.
1


2
Боевые традиции Вооруженных Сил России
9
7

2.1
Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.
1


2.2.
Основные составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества
1


2.3
Экскурсии в в/часть п. Шумилово
История военных наград.
2
2 Выездное заседание кружка

2.4.
Дни воинской славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
1
Круглый стол 1

2.5
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
1
1

2.6
Поход по местам боевой славы малой Родины
3
3

3
Основы строевой подготовки
4
3

3.1
Строй и управление строем. Обязанности военнослужащего в строю.
1
-

3.2
Строевые приемы и движения без оружия.
1
1

3.3
Движения шагом или бегом. Строи отделения.
2
2

4
Тактическая подготовка
5
4

4.1
Способы передвижения солдата в бою Обязанности солдата в бою. Выбор и оборудование места для стрельбы.
2
1

4.2
Действия при вспышке ядерного взрыва.

·1
1

4.3
Игра «Тропа разведчика».
2
2

5.
Военная топография и туристические навыки
3
3

5.1
Карта. Условные обозначения
1
1

5.2
Компас. Азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Игра «Школа выживания».
2
2

6
Военно- медицинская подготовка
4
4

6.1
Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах
1
1

6.2
Индивидуальная аптечка. Назначение медикаментов.
1
1

6.3
«Искусственное дыхание». Наложение повязок.
1
1

6.4
Игра «Санитарные посты».
1
1

7
Правовые основы военной службы
5
5

7.1
Уставы ВС РФ (строевой устав, дисциплинарный устав, устав внутренней службы)
1
1

7.2
Законы РФ о в/службе. Воинские звания и знаки различия
1
1

7.3
Боевое знамя в/части. Воинский коллектив
1
1

7.4
Вечер «Я служить должен».
2
2





№ п/п
Наименование темы
Количество
часов
Примечание

8
Особенности военной службы
4


8.1
Конституция РФ о военной службы. ФЗ «О статусе военнослужащих».
1


8.2
История принятия Военной присяги в России как основного закона воинской службы.
1


8.3
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
1


8.4
Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас. Служба по контракту.
1


9
Боевые традиции Вооруженных Сил России
9
7

9.1
Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества.
1


9.2.
Основные составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества. Викторина «Вечная слава героям».
1


9.3
Экскурсии в в/часть.
Знакомство с современными видами оружия. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
3
Выездное заседание кружка

9.4.
Дни воинской славы России – дни славных побед. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
1
Круглый стол

9.5
Поход по местам боевой славы «малой» родины. Оказание помощи по благоустройству забытых памятников.
3
3

10.
Тактическая подготовка
6
4

10.1
Нормирование нагрузок в пешем походе для учащихся. Дозировка нагрузок в туристическом походе.
2
-

10.2
Организация и проведение однодневного пешего похода.
3
3

10.3
Обязанности солдата в бою, Передвижение солдата в бою
1
1

11.
ЗОМП
8
6

11.1
Ядерное оружие. Поражающие факторы, способы защиты
1
1

11.2
Химическое оружие. Бактериологическое оружие.
1
-

11.3
Коллективные и индивидуальные средства защиты.
2
1

11.4
Тренировка в пользовании противогазом, тренировка в одевании ОЗК. Просмотр фильмов о ЧС.
2
2

11.6
Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях»
2
2

12
Огневая подготовка
7
6

12.1
Основы и правила стрельбы
1
-

12.2
Материальная часть АК-74 и его модификации.
1
1

12.3
Назначение, устройство РГД-5, Ф-1
1
1

12.5
Неполная разборка и сборка АК- 74. Отработка норматива на разборке АК-74
1
1

12.7
Практические стрельбы из пневматической винтовки
1
1

12.8
Тропа мужества.
2
2



Итого: 68 часа



ЛИТЕРАТУРА.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266- 1 (с изм. на 31 мая 2013г.)
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года № 422.
В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.
В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.
Н.И.Хромов «Препаодавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».
Волгоград, «Учитель», 2009 г.
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.




















СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
КРУЖКА «ЮНЫЙ ПАТРИОТ»

Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (4 часа)
Организация Вооруженных Сил Московского государства в Х1V –XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XV1в. Военная реформа ПетраI.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма
Экскурсии в воинскую часть п. Шумилово.
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Шефство над забытыми памятниками войны в малых деревнях и селах.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Встречи с героями и участниками Великой Отечественной войны и участниками в боевых действиях в Афганистане и др.


Тактическая подготовка (6 часа)
Основные виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою.
Игра на местности «Тропа разведчика»

Военная топография и туристические навыки (3 часа)
Карта. Условные обозначения.
Компас. Движение по азимуту.
Игра на местности «Школа выживания на базе станции юных туристов ДДюТ.

Военно-медицинская подготовка (5 часов)
Здоровье человека, общие понятия и определения.
Назначение медикаментов. Индивидуальная аптечка.
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ушибах. Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».

Правовые основы военной службы (7 часов)
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Законы Российской Федерации о воинской службе.
Воинский коллектив.
Боевое знамя части.
Вечер «Я служить должен»

Особенности военной службы (4 часа)
Конституция РФ о военной службе.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
История принятия военной присяги в России.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.
Время воинской службы, проводы военнослужащих, увольнение в запас.
Служба по контракту.

Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Военнослужащий – защитник своего Отечества, патриот с честью и достоинством
несущий звание защитника Отечества.
Основные качества военнослужащего Любовь к Родине, ее истории, культуре,
Традициям, народу, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге.
Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.
Экскурсия в воинскую часть п.Шумилово: знакомство с историей воинской части, ее боевым путем. Встреча с военнослужащими.
Поход по местам боевой славы малой Родины. Встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им шефской помощи.

Тактическая подготовка (6 часов)
Нормирование нагрузок в пешем походе для учащихся.
Обязанности солдата в бою.
Передвижение солдата в бою.
Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.

ЗОМП (8часов)
Ядерное, химическое и бактериологическое оружие, Поражающие факторы, способы
защиты.
Коллективные и индивидуальные средства защиты.
Тренировка в одевании противогаза и ОЗК.
Учебные фильмы О ЧС, связанных с ядерным, химическим и бактериологическим оружием.
Игра «Тактика и действия в экстремальных ситуациях.

Огневая подготовка (7 часов)
Основы и правила стрельбы.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и
хранение.
Подготовка автомата к стрельбе.
Правила стрельбы, ведение огня из автомата.
Меры безопасности при стрельбе.
Практическая стрельба. (на базе в/ч).
Неполная разборка и сборка АК-74 и его модификации.
Назначение, устройство РГД-5, Ф-1.
Практические стрельбы из пневматической винтовки.
Игра «Тропа мужества».



15