Урок по ОРКСЭ Христианская семья 4 класс


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Божок Ольга Владимировна

Район
Краснозерский район

Место работы
МКОУ Кайгородская ООШ

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Модуль
Основы православной культуры

УМК
Школа России

Тема урока
Христианская семья

Тип урока
Изучение нового материала

Цель, задачи
создать условия для осмысления значимости семьи в жизни каждого человека
Задачи
. Обучающие 
раскрывать значение понятия «семья»;
сформировать у учащихся понимания важности сохранения добрых отношений с близкими.
Развивающие 
развивать стремление видеть беды другого человека и стараться помочь;
развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Воспитательные 
воспитывать ценностное отношение к близким людям;
воспитывать у детей любовь к своей семье, к родным.

Необходимое оборудование
Проектор, экран, компьютер, колонки

Дидактическое обеспечение
Рабочие листы, карточки, (маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч)


Планируемые результаты урока

личностные
- доброжелательное отношение к окружающим;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;
- самоопределение ;
-осознание ответственности за общее дело;
- смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?



предметные
формирование изучаемых понятий


метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
-волевая саморегуляция в ситуации затруднения ; 
- совместная постановка учебных целей и задач ;
- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

- анализ, синтез, сравнение;
-формулирование познавательной цели;
-построение логической цепи рассуждений, доказательство;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
-извлечение из литературного произведения необходимой информации;
-умение выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность событий, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи;
- объяснение явлений, процессов, связей и отношений выявленных в ходе урока .

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ;
-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
-учёт разных мнений;
-адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;
- взаимопомощь, планирование общих способов работы, выстраивание продуктивного взаимодействия .


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Рабочие листы, карты пооперационного контроля работы группы, представление продукта работы группы



Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Учебник «Основы православной культуры», Коллектив авторов, издательство «Просвещение», 2010 год


Дополнительная
Толковый, словообразовательный словарь



План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)


I. Организационный момент.
(1 мин)

1. Приветствие.
Психологический настрой
- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною солнце достать
И подарить его людям.
- Здравствуйте, ребята!
Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу, нашим гостям, которые отложили свои важные дела, нашли время, чтобы посмотреть, чему мы научились, как повзрослели и поумнели.
Скажите всем мысленно
“Здравствуйте, нам очень приятно видеть вас!" Откройте глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
Вы очень красивы сейчас, красивыми вас делают красивые и добрые мысли. Молодцы. Садимся и начинаем работать.

Коммуникативные
(установление контакта для совместной деятельности)


II. Актуализация знаний.
(3-4 мин)

Эпиграф к уроку:
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!
Омар Хайям.
2. Вступительное слово педагога:
- Ребята, вообразите, что перед Вами появился волшебник и предлагает исполнить все Ваши желания. У Вас будет большой дом, много развлечений, вкусной еды, вы будете хорошо учиться и весело отдыхать. Но взамен у Вас забирается любовь из сердца и, следовательно, из жизни.
И ваша жизнь начинает напоминать жизнь робота. Дома царит холодно-вежливая атмосфера, все заняты собой, подарки если и дарятся, то из чувства долга или из корысти. Друзья дружит с вами только потому, что вы готовы их слушать часами и помогаете материально. Хотите ли вы такой жизни? И почему?
3. Проверка дом. задания:
- Дома вы нарисовали рисунки, на которых вы изобразили, что или кого вы любите. Сейчас, рассматривая свой рисунок, продолжите фразу «Я люблю»




















-нет ( мнения детей почему )



-ответы детей
Коммуникативные
(Распределение объёма работы между членами группы, помощь в затруднении)
Регулятивные
(Развиваются регулятивные УУД, т.к.происходит прогнозирование, целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.)


III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
(5 мин
4.Выявление восприятия , мотивация.
Сначала поразмышляем сами .
1.Почему часто говорят ,что слово семья означает
« семь я» ? Другие члены семьи – это тоже немножко я ?
2. «Сироту пристроить ,что храм построить». Объясни , почему народ сложил такую пословицу ?
3. Определите роль семьи в современном мире :
- определяющая
-важная
-относительная
- устаревшее понятие
4. Что вы знаете о значении слов « помолвка» , «обручение» , «венчание» .
Сегодня мы поговорим о семье .Возможна ли семья без любви , верности преданности ?

6.Создание проблемной ситуации
Работа в группах:
Сейчас ребята я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. Выберите одного человека, который будем руководителем вашей группы, и будет выступать от вашей группы.
- Выберите и запишите на чем основана современная семья?



























-любви , взаимопонимании ,терпении , дружбе , почитании старших , уважении
Коммуникативные
(Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные монологические высказывания.)

Познавательные
(осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Расширение познавательной сферы за счет обменом информацией на основе своего жизненного опыта)



IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
(2 мин)

7. Выход из проблемной ситуации:
- Вот мы с вами и подошли к самому главному, о чем мы сегодня будем говорить?
Вспомните, как звучит тема нашего урока?
Является ли любовь в семье ее основой ? Почему?
Вот на эти вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы .







- о семье

- «Семья»

Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга., а затем идёт межгрупповое взаимодействие.)
Познавательные
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Регулятивные
(Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – самоконтроля.)




V. Выражение
решения проблемы.
(5 мин)


8. Работа над темой урока:
Исследовательская работа с текстом .
Опережающее задание.
-Что символизирует венец над молодоженами и можно ли исполнить клятву верности и любви ?
- Прочитав текст , попробуйте ответить на вопрос «Как может рождаться и крепнуть любовь ?»
Чтение текста.
Послетекстовая работа . Вопросы .
1.Какие добрые качества присущи детству ? Как вы думаете , почему Христос поставил детей в пример взрослым ?
2.Почему заключение брака в церкви называется венчанием ?
3.Что означает венец над молодоженами ?

4.Какое поведение называют хамским ? Почему хамы так и не перестают появляться ?
5. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга ? Как подготовить себя к жертве ради другого человека , чтобы не бросить заболевшего супруга или ребенка ?
- Я хочу продолжить наш урок одной притчей.
« Как появилась дружная семья».
   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
 - Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья?   
- Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.
- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему?
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье?
Работа в группах: составление плаката (дети записывают на листе (формат А3) правила и вырезают и приклеивают картинки из журналов, открыток, иллюстрирующие правила.
























































Доброта , Забота , Любовь , Понимание , Верность .

-высказывания детей.
- на слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие, грубость
Коммуникативные
(учебное сотрудничество)
Регулятивные
оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
(Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер: мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений).
Познавательные
подведение под понятие



VI.Выполнение продуктивных заданий по теме.
Работа в группах
(7 мин)
9. Работа в группах.
- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей». Для этого нам нужны 3 бригады –это ваши группы.
Задание для 1 бригады: на «кирпичике», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со словом «Дом».
- «Дом» – это .
Задание для 2 бригады: написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это .
Задание для 3 бригады: составьте небольшие «Правила поведения в счастливой семье»
- Все бригады готовы, осталось только построить дом.
- Строительство дома начинается с фундамента.
- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома.
- Молодцы, строительство 1 стены в доме завершено.
- Молодцы, строительство стен в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
Как вы думаете, что будет служить крышей нашего дома?
Что лежит в основе семейных отношений? Вспомните тему сегодняшнего урока. Разрешите мне самой покрыть наш дом крышей?
(Крышу в форме сердца учитель ставит сам.)
- Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал частичку души.























. I бригада
«Прораб» зачитывает ответы: Дом – это (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
II бригада
«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
III бригада.
«Прораб» расскажет нам «Правила поведения в счастливой семье» Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
- любовь

Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Регулятивные
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в текст и способ действия в случае расхождения эталона, и своих правил
Познавательные -презентационные Представлять информацию


VII. Закрепление
(2-3 мин)
10. Духовные основы семьи в русской культуре .
Работа с пословицами и поговорками :
Создать семью нелегко, а сохранить ее еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, недостает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним.
- Закончите пословицу о семье:
Где любовь да совет, там и горя (нет).
Где мир и лад, не нужен и (клад).
Лучший клад, когда в семье (лад).
В гостях хорошо, а дома (лучше).
В своём доме и стены (помогают).
В семье разлад, так и дому (не рад).
Доброе братство лучше (богатства).
Вся семья вместе, (так и душа на месте).
Родительская любовь крепче каменных (стен ).
Кто родителей почитает, вовек не (пропадает).
Всякий дом хозяином .(держится).
Без хозяина дом ..(сирота).
Нет милее дружка, чем родная.( матушка).
Дополнительный материал.
Главная заповедь для детей.
Вспомните заповедь Бога о почитании родителей .
Чти отца твоего и матерь твою , и благо тебе будет и долголетен будешь на земле . Это главный христианский долг детей и за выполнение его-уважительное ,почтительное отношение к родителям Богом обещана долгая и счастливая жизнь .
Семейные традиции.
Есть живая связующая нить семьи , что протягивается от поколения к поколению – это семейные традиции .
Послушайте текст и ответьте на поставленный вопрос .
Семья – это праздник .Отец с матерью за обедом всегда разговаривали , я не могла пропустить их разговоров .
Редко о делах , неприятностях и обидах . Чаще всего –о чем он думал, о работе , что прочитал .Каждый день был для отца открытием мира , а для меня – открытием богатства ,которое может нести в себе человек .Я росла в атмосфере любви ,каждодневного внимания , цветов , подарков .Это было радостью отца – делать своим родным подарки .На Рождество елку наряжали без меня . меня пускали , когда все было уже готово. Утром я находила на подушке подарки – всегда неожиданные и всегда те , о которых мечталось . На Троицу принято было украшать дом березовыми веточками , на Пасху – печь куличи ,на Преображение благословлять первые плоды , на Рождество ходить в гости к родным и прославлять Христа . Я сохранила эти традиции для своих детей , возможно они передадут их
моим внукам .
- О каких традициях говорится в тексте ?
- Зачем нужны Традиции семьи ?
Слайды «Духовные основы православной семьи»
Презентация «Памятники семье» .
Притча для детей и взрослых.
« Чувства матери»
Умер человек и попал на небо .Подлетел к нему ангел и попросил: «Вспомни все что ты делал на Земле . Тогда вырастут у тебя крылья и ты полетишь со мной в рай .»
- Я мечтал построить дом и посадить сад , - вспомнил человек .
За его спиной появились маленькие крылышки .
- Но я не успел это сделать,- вздохнул человек .
Крылышки исчезли .
- Я любил одну девушку ,- сказал человек и крылышки снова появились .
- Я рад, что никто не узнал о моем доносе , - вспомнил человек , и его крылышки снова исчезли .
Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись , то исчезали .Наконец он вспомнил все , а его крылья так и не выросли .
Ангел хотел улететь прочь . но человек вдруг прошептал :
- Еще я помню , как мама любила меня и молилась за меня .
В то же мгновение за спиной у человека за спиной выросли большие крылья .
- Неужели я смогу летать ? ! – удивился человек.
- Материнская любовь и ( молитва ) делают человека чистым и приближает человека к ангелам , - с улыбкой ответил ангел .
Вопросы и задания :
Почему человек не мог взлететь ,пока не вспомнил о своей матери ?
На что похожа любовь матери ?
Почему любовь матери как огромный мир ?
( Задание : Нарисуйте сердце своей мамы и напишите в нем , как она вас любит ).
Притча « Сердце матери».
Узнал один ангел , что в материнской любви прячется такая сила , что равной ей нет в Мире .Решил ангел открыть тайну материнской любви . Долго он ходил среди людей , но ничего не понял .
- Никакой тайны я не нашел , Господи ! – воскликнул ангел . – Все матери ведут себя по-разному . Одни –целуют своих детей . другие – бранят , одни – балуют , другте воспитывают в строгости , одни – приучают детей к тяжелому труду , другие не дают им делать ничего .
- Ты не туда смотрел ,- раздался Небесный Голос .-Не смотри на поведение матери , а загляни в ее сердце .
Увидел тогда ангел , что одни матери целуют своих детей , другие бранят , но все они одинаково любят их ,
Больше жизни .
Вопросы и задания .
-Нужна ли детям строгость ?
-Балует ли вас мама ?
Нарисуйте цветок любви в сердце мамы .









































































































-совместные обеды, каждодневные знаки внимания –
цветы, подарки, празднования церковных праздников.
- они укрепляют семью, помогают почувствовать свое участие в семейных делах , объединяют семью .
Регулятивные
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено



VIII. Итог урока. Рефлексия.

А теперь давайте вспомним вопрос, на который мы искали ответ. Является ли любовь в семье основой ? Почему?
В Библии написано: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и, чтобы продлились дни твои на земле» - 5-я заповедь Закона Божия.
 Что же такое почитание родителей?
А любить – значит слушаться во всем, не огорчать не только делом, но и словом:
          - в детстве – слушаться;
          - в молодости – советоваться;
          - в зрелом возрасте – заботиться о  родителях.
Постарайтесь же овладеть наукой «как не обижать своих родителей». К сожалению, ее не преподают в школе, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! Разве мы можем не любить того, кто добр к нам, каждую минуту готов прийти на помощь, вытирает наши слезы, кормит и одевает, кто учит быть справедливым и радостным.
С каким понятием мы сегодня работали?
Какую любовь мы с вами выделили, как основу жизни? У вас на столах лежат бумажные цветы, в завершении нашего урока напишите на лепестках своего цветка, как или через что проявляете вы свою любовь к своей семье и высадите свой цветочек возле нашего дома.
Я очень рада ребята, что у нас с вами получился такой прекрасный уютный палисадник из цветов любви, в котором нашему домику не грозят никакие невзгоды.
На этом наш урок окончен. Любите друг друга.
Спасибо за урок.
Д/з:
Создайте генеалогическое дерево своей семьи .
Дети по кругу передают какой- либо предмет и объясняют значение слова «дружба»
Коммуникативные
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения
Регулятивные
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения










КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»



Заголовок 5 Заголовок 715