Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу В.В.Бабайцевой (7 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Александровская основная общеобразовательная школа
Терновского района Воронежской области


«Рассмотрено»
Протокол №_1_
от «31» августа 2015 г.
Руководитель ШМО
МКОУ Александровской ООШ
____________Г.А.Лапшева____
Ф.И.О.

«Согласовано»

«9» сентября 2015 г.
Зам. директора по УВР
МКОУ Александровской ООШ
_____________Л.И.Шульгина_
Ф.И.О.

«Утверждено»
Приказ №_46
от «15» сентября 2015 г.
Директор
МКОУ Александровской ООШ
_____________Н.К.Шульгина_
Ф.И.О.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


____________Шульгиной Лидии Ивановны______________
Ф. И. О.

__________19_лет,________I_категория___________
стаж, категория

_________ _2010_год,________2010_год___________
аттестации, год прохождения курсов год

__________ русский язык, 7 класс____________

предмет















2015 - 2016 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Автор программы В.В. Бабайцева и др. // Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост.Г.М.Вялкова. – М.: Дрофа, 2009. - с.135-174
Основные цели преподавания русского языка в школе состоят в следующем: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
-дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
-развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
-способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
-формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
В учебнике «В.В. Бабайцева, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Москва, Дрофа. 2007 г.» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 59 классах. В течение пяти лет обучения книга остается в пользовании ученика.
Основной принцип, определяющий содержание книги, системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию. Он используется не только при изучении нового материала, но и при повторении, при подготовке к зачетным работам, к экзаменам и т. д. Такой тип учебника способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Учебник «Пименова С.Н. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. М, Дрофа. 2009 г» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме.
Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса «Никитина Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 класс. М., Дрофа. 2011 г» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Разделы программы имеют две рубрики: в первой определяется круг теоретических сведений и правил (орфографические и пунктуационные правила обозначены в программе вертикальной линией), во второй перечисляются соответствующие умения и навыки, которые должны быть сформированы на данной теоретической основе.
В процессе обучения русскому языку в 7 классе учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.
Программа содержит в основном традиционные для школы разделы и понятия, поэтому в процессе преподавания русского языка по учебному комплексу использованы (с некоторой корректировкой в отдельных случаях) различные дидактические материалы.
Некоторые изменения понятийно-терминологической системы обусловлены усилением практической направленности обучения русскому языку. В 7 классе продолжается изучение морфологии: отрабатываются общие принципы характеристики причастия, деепричастия, служебных частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки).
Изучение частей речи сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала, представить изученный материал в системе, выделить резервные часы.
Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
формирование у учащихся языковой интуиции;
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.
На изучение русского языка в 7 классе отводится 175 часов. Количество часов в неделю – 5 часов.
Из них на развитие речи – 31 час.
Контрольных работ - 7 часов.
При сопоставлении Примерной и авторской программ мною выявлено (в последующем – учтено и включено в данную рабочую программу), что в авторской программе отсутствуют следующие дидактические единицы:
Раздел
программы
Дидактические единицы для изучения

Морфология
Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи.
Наблюдение за особенностями употребления причастий и деепричастий в тексте.
Отличие служебных частей речи от самостоятельных частей речи.
Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий.
Звукоподражательные слова.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Использование словарей грамматических трудностей русского языка.















В Примерной программе выделен раздел «Речевая деятельность» (аудирование, чтение, говорение, письмо) и раздел «Культура речи», что позволяет определить одно из приоритетных направлений в обучении русскому языку: усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе - формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения.
При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и др.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

часы
Наименование разделов

1.
2
Введение. Общие сведения о языке.

2.
7+2
Систематизация изученного в 5 – 6 классах

3.
44+11
Причастие

4.
27+5
Деепричастие

5.
1
Служебные части речи

6.
15+4
Предлог

7.
22+4
Союз

8.
14
Частица

9.
4+2
Междометие. Звукоподражательные слова.

10.
9+2
Повторение и систематизация изученного в 7 классе

ИТОГО: 175 часов








СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Общие сведения о языке (2 ч). Литературный русский язык. Нормы, их изменчивость.
Систематизация изученного в 5 – 6 классах (9 ч.)
Морфология. Части речи, морфологические признаки существительного, глагола, наречия.
Синтаксис простого осложненного предложения. Развитие речи- 2
Причастие (55 ч.)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки прилагательного у причастия: изменение по родам, числам и падежам; согласование с существительным; наличие полной и краткой формы, их роль в предложении.
Признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время (кроме будущего).
Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.
Выделение запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
Словообразование действительных причастий.
Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных перед суффиксами -вш- и -ш-.
Словообразование страдательных причастий.
Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Правописание согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Правописание н в кратких формах страдательных причастий.
Правописание гласных в причастиях перед нн и н. Правописание нн в причастиях и н в омонимичных прилагательных. Правописание не с причастиями.
Умения и навыки:
-аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков;
различать однокоренные слова разных частей речи по характеру общего значения признака, который они обозначают (летящий летучий);
-согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно;
-соблюдать видовременную соотнесенность употребляемых в предложении причастий с формой глагола-сказуемого;
-соблюдать нормы порядка слов в предложении с причастными оборотами и в причастном обороте;
-совершенствовать написанное с помощью употребления причастного оборота (в целях ликвидации однотипных предложений, повторов знаменательных слов и союзного слова который, а также возможной двусмысленности при употреблении придаточных определительных с союзным словом который);
-употреблять причастия и причастные обороты в собственной речи. Контрольные работы – 2 Развитие речи- 2
Деепричастие (32 ч.)
Понятие о деепричастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Признаки глагола и наречия у деепричастия. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот.
Выделение запятыми деепричастного оборота. Словообразование деепричастий несовершенного и совершенного вида.
Умения и навыки:
-аргументиров. доказывать принадлежность слова к деепричастиям;
-соотносить деепричастие с подлежащим в предложении;
-использовать деепричастия и деепричастные обороты как синонимы к глаголам-сказуемым и к придаточным предложениям.
Контрольные работы – 1 Развитие речи- 5
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие (1 ч.)
Служебные части речи (1 ч.) Общее понятие о служебных частях речи.
Предлог (19 ч.)
Понятие о предлоге. Назначение предлогов в речи.
Разряды предлогов по значению: пространственные, временные, причинные, целевые и др. Многозначность предлогов.
Группы предлогов по происхождению: непроизводные и производные.
Переход других частей речи в предлоги (в течение, в продолжение, рядом с, несмотря на и др.).
Раздельное написание производных предлогов. Слитное написание производных предлогов. Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Умения и навыки:
-определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
-употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания (отзыв о книге рецензия на книгу);
-правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
-употреблять предлоги в предложениях с однородными членами;
-пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами. Контрольные работы – 1 Развитие речи- 4
Союз (26 ч.)
Понятие о союзе. Назначение союзов в речи. Употребление союзов в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях и для связи частей текста. Простые и составные союзы.
Сочинительные и подчинительные союзы; их группы по значению.
Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные. Одиночные и повторяющиеся союзы. Употребление сочинительных союзов в простых и сложносочиненных предложениях.
Правописание сочинительных союзов тоже, также, зато.
Запятая при однородных членах и в сложносочиненном предложении.
Подчинительные союзы: употребление их в сложноподчиненных предложениях. Разряды подчинительных союзов по значению: временные, причинные, условные, сравнительные, следственные, изъяснительные.
Правописание составных подчинительных союзов.
Правописание союзов чтобы, оттого что и др. (в отличие от местоимений с частицами и предлогами).
Умения и навыки:
-отличать союзы от других частей речи по совокупности признаков;
-выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями;
-пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи. Контрольные работы – 1 Развитие речи- 4
Частица (14 ч.)
Понятие о частицах. Значение частиц. Правописание не и ни с различными частями речи (обобщение).
Правописание –то, -либо, -нибудь, кое-, -таки, -ка.
Умения и навыки:
-отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков;
-определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки;
-употреблять частицы для выражения смысловых оттенков;
-использовать частицы для связи частей текста. Контрольные работы – 1
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные.
Междометие (6 ч.)
Понятие о междометии. Значение междометий в речи. Признаки междометий.
Знаки препинания при междометиях. Звукоподражательные слова. Развитие речи- 2
Повторение (11 ч.)
Контрольные работы – 1 Развитие речи- 2

Общее количество часов - 175

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

Развитие речи
9
5
10
7

Контрольные работы
1
1
2
3





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь: речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
-Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный, словарно-орфографи-ческий, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообра-зовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
-Комплексный анализ текста.
-Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
-Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
-Тест.
-Словарный диктант.
-Терминологический диктант.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
Пособия
Программы


1.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2007

2.Русский язык. Практи-ка.7 кл / Под редакцией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2014.

3.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. - М.: Дрофа, 2011


Для учителя
Для учащихся

1.Рабочие программы по русскому языку. 5 – 9 классы (по программе под редакцией В.В.Бабайцевой) / Сост. Г.М.Вялкова. – изд.,стереотипн, - М., Глобус, 2009

2.Примерные програм-мы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвеще-ние, 2009 (Стандарты второго поколения).






1.Русский язык. 7 класс: поуроч-ные планы по учебному комплексу В.В.Бабайцевой/ Авт. – сост. Н.О.Крамаренко. –Волгоград: Учитель, 2008

2. С.А.Громов. Русский язык. 7 класс. –М., 1995

3. Позднякова А.А.Диктанты по русскому языку: 7 класс/ А.А. Позднякова и др. – М., 2008

4. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5 – 9 классы.- М., Вако, 2010

5.Русский язык. 6 – 8 классы/ Сост. Цой Н.С. –Волгоград, 2004.


1. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схе- мах). –М., 1996.

2. Козлова Т.И. Промежуточное тестирование. Русский язык. 7 кл. – М.., 2014

4. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В.Тесты по русскому языку. 5 – 7 кл.. –М.,ВАКО, 2007

5. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 7 кл. /Сост. Н.В.Егорова. –М., ВАКО, 2009

6. Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. Русский язык. Итоговая работа. Практикум. – М., 2016

7.Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. 7 кл/ Ред. - сост. С.Н.Пи-менова.- М, 1996







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 7
Дата
№ п/п

Наиме-нование раздела программы
(кол-во
часов)

Тема урока,
тип урока
Кол-во
ча-сов

Элементы содержания.
Термины и понятия
Требования к уровню подготовки обучающихся.

по плану
факт







1.09

1
Общие сведения о русском языке
(2 ч.)
Вводный урок о русском языке.
Вводный урок
1
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе.
Бережно относиться к РЯ как национальной ценности.

2.09

2

Русский язык - национальный язык русского народа.
Урок изучения нов. материала
1
Национальный язык русского народа. Высказывание Белинского.

Понимать роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе.

3.09

3
Систематизация изученного в
5-6 классах
(9 ч.)
Морфология.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Части речи. Общее значение. Морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
Уметь опознавать части речи, знать их морфологические и грамматические признаки, определять функцию в предложении и тексте, употреблять в речи.

4.09

4

Правописание имен существительных.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Род, число, падеж, склонение.
Е-И в окончаниях им. сущ., О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах сущ.
Уметь находить орфограммы в морфемах, опознавать части ре-чи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм

7.09

5

Правописание имен прилагательных.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Род, число, падеж, полная и краткая форма прил., степени сравнения. О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прил. Н и НН в суффикс. прил.
(сравнительная, превосходная степ.)
Уметь находить орфограммы в морфемах прилагательных, опознавать части речи, безошибочно писать, группировать слова по видам орфограмм.

8.09

6

Правописание глагола.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Видовременная соотнесенность глаголов - сказуемых. Правописание личных окончаний глаголов.
Правильно выбирать форму глагола, соблюдать видовременную соотнесенность глаголов – сказуемых в связном тексте, безошибочно писать, обозначая орфограммы в глаголах.

9.09

7

Правописание наречия.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Правописание суффиксов наречий.

Уметь безошибочно писать, обозначая орфограммы в наречиях.

10.09

8

Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Повторительно-
обобщающий урок
2
Знаки препинания при обращении, вводных словах, пунктуационные нормы.
Уметь выделять знаками препинания обращения, вводные слова, видеть структуру предложения, конструировать предложения, составлять схемы.

11.09

9

Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Повторительно-
обобщающий урок

Однородные члены предложения, пунктуационные нормы. Знаки препинания при обращении, вводных словах.
Уметь выделять знаками препинания однородные члены предложения, видеть структуру предложения, составлять схемы, употреблять в речи, соблюдать на письме пунктуационные нормы.

14.09

10

Р.р. Текст. Стили речи.
Урок развития речи
1
Текст как единица речи, заго-ловок, тема, основная мысль,
единство стиля. Средства связи предложений в тексте.
Уметь находить признаки текста, аргументировано доказывать принадлежность к тексту, выразительно читать, соблюдая правильную интонацию.

15.09

11

Р.р. Сочинение по картине.
Урок развития речи
1
Натюрморт, составные части текста, тема, тип речи - описание. Картина Петрова – Водкина «Утр. натюрморт»
Уметь связно писать текст по картине, соблюдая все признаки текста, использовать выразительные средства языка.

16.09

12
Причас-тие
(55 ч.)
Вопрос о причастии в системе частей речи.
Урок изучения нового
материала
1
Вопрос о причастии в системе частей речи. Общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
Знать общее грамматическое значение причастия, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Опознавать причастия в предложении, отличать причастия от прил. и глагола.

17.09

13

Морфологические и синтаксические признаки причастий.
Урок закрепления изученного
1
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении, семантика причастий.
Уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к причастиям по совокупности признаков, определять его функцию в предложении.

18.09

14

Признаки прилагательного у причастия.
Урок закрепления изученного
2
Сфера употребления причастий. Грамматические признаки причастия, согласование причастий с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Определять грамматические признаки причастия, уметь строить рассуждения в научном стиле на основе опорного материала в учебнике, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий.

21.09

15

Признаки прилагательного у причастия.
Повторительно-
обобщающий. урок

Нормы согласования причастий с определяемыми словами.
Уметь правильно согласовывать причастия с определяемыми словами, расположенными дистантно, отличать причастия от прил.

22.09

16

Р.р. Описание общего вида
местности.
Урок развития речи
1
Описание как тип речи, композиция описания, композиционные части описания общего вида местности.
Уметь описывать место с позиции наблюдателя, использ. нужный тип речи при создании текста, выразительно читать, употреблять глаголы, выступ. в роли однородн. чл.

23.09

17

Р.р. Сочинение «Мой лю-
бимый уголок приро-
ды».
Урок развития речи
1
Роль заглавия в строении текста.
Уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описания, определяя границы темы.

24.09

18

Признаки глагола у причастия.
Урок изучения нового
материала
2
Глагольные признаки причастия: возвратность, вид, время, семантика причастий.
Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видоврем. соотнесенность причастий с формой глагола - сказуем.

25.09




19

Признаки глагола у причастия.
Урок закрепления изученного

Глагольные признаки причастия: возвратность, вид, время, семантика причастий.
Уметь определять признаки глагола у причастия, соблюдать видоврем. соотнесенность причастий с формой глагола - сказуем.

28.09


20

Причастный оборот.
Урок усвоения нового
материала
4
Причастный оборот, норма порядка слов в предложении с ПО. Интонация предложений.
Уметь определять границы ПО, составлять интонационные схемы, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами.

29.09

21

Причастный оборот.
Урок закрепления изученного

Определение ПО. Нормы согласования причастия с определяемым словом.
Уметь выделять интонацией ПО в устной и пунктуационно – письменной речи, правильно определять ПО, понимать отличия зависимого слова от определяемого.

30.09

22

Причастный оборот.
Урок закрепления изученного

Конструирование причастного оборота. Границы при-
частного оборота, интонационные схемы.
Уметь графически обозначать границы ПО, использовать ПО в речи, предупреждать ошибки в употреблении ПО.

1.10

23

Причастный оборот.
Повторительно-
обобщающий урок

Текстообразующая роль причастий. Пунктуация в предложении с ПО, синонимичные конструкции.
Строить предложения синонимичных конструкций, выделять ПО на письме и в устной речи.

2.10

24

Р.р. Описание действий.

Урок развития речи
2
Типовая схема текста о трудовых процессах. Описание трудовых процессов. Пересказ.
Уметь составлять связный рассказ с описанием трудовых процессов, соблюдая выбранный тип речи.

5.10

25

Р.р. Описание действий.
Урок развития речи

Синтаксические особенности текста, составные части текста
Уметь составлять связный рассказ, включать в текст ПО.

6.10

26

Правописание НЕ с причастиями.
Урок изучения нового
материала
1
Оппозиции «полное одиночное причастие» - «причастный оборот».
Знать правила слитн. и раздел. написания не с причастия, уметь различ. не как приставку, часть корня, частицу, графически обознач. орф.

·
·
·
·
·
·НЕ с причастиями.
Урок закрепления изученного
1
Алгоритм правила.
Применять алгоритм правила на основе оппозиции.

8.10

28

Р.р. Изложение.

Урок развития речи
1
Тип речи - повествование. Композиция текста-повествования. Сложный план. Параллел. связь предлож. в тексте.
«Зимой я возвращался с охоты»
Понимать содержание худ. текста, воспринимать его на слух, составлять сложный план, обобщая материал, уметь воспроизвод. текст, сохраняя логику изложения мысли.

9.10

29

Контрольная работа по теме «Правописание причастий».
Урок контроля
1
Правописание причастий, не с причастиями, пунктуация при ПО в диктанте «Осенний лес».
Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

12.10

30

Анализ контрольной работы.
Урок коррекции
1
Классификация допущенных ошибок (орфограммы, пунктограммы), нормы написания разных частей речи.
Уметь грамотно писать текст, видеть орфограммы, правильно использовать изученные правила.

13.10

31

Действительные и страдательные причастия.
Урок изучения нового
материала
1
Семантика действительных и страдательных причастий, их словообразование, синонимичные средства языка, замена действительных ПО страдательными и наоборот.
Знать отличия действ. и страд. причастий, отличать их, аргументировано доказывать принадлежность слова к действ. или страд. прич. по совокупности признаков. Уметь конструировать предл-я с ПО, правильно ставить знаки преп.

14.10

32

Образование и правопи-сание действительных причастий настоящего времени.
Урок изучения нов. материала
3
Синонимичные средства языка. Суффиксы действ. прич. наст. вр., правописание гласных в суффиксах, словообразование действ. причастий.
Знать способы образования действ. прич. наст. врем., уметь образовывать действит. причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах.

15.10

33

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.
Урок закрепления изученного

Способы образования действительных причастий настоящего времени.
Уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах.

16.10

34

Образование и правописание действительных причастий настоящего времени.
Урок закрепления изученного

Правописание гласных в суффиксах, словообразование действительных причастий.
Уметь образовывать действительные причастия, обосновывать выбор гласной в суффиксах.

19.10

35

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.
Урок изучения нов. материала
3
Нормированное употребление причастий. Словообразования страдательных причастий настоящего времени.

Знать способы образования страд. прич. наст. вр. , обосновывать выбор гласной в суффиксах -ом-, -ем-, -им-.

20.10

36

Образование и правописа-ние страдательных причастий настоящего времени.
Урок закрепления изученного

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий, словообразование причастий.

Уметь выделять знакам препинания ПО в предложении, правильно писать гласную перед суффиксом страдательного причастия.

21.10

37

Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени.
Урок закрепления изученного

Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий, словообразование причастий. Нормы употребления в речи.
Уметь правильно писать суффиксы страд. прич. наст. вр., аргументир. доказывать свой выбор, согласов. причастия с определен. словами, анализ. роль причастия в тексте.

22.10.

38

Р.р. Повествование.
Урок развития речи
1
Типовая композиция рассказа.

Уметь писать преамбулу рассказа, выбирать из вариантов введений необходимое, воспринимать материал для рассказа от собеседника на слух.

23.10

39

Р.р. Рассказ на основе услы-
шанного.
Урок развития речи
1
Специфика рассказа на основе услышанного. Преамбула (введение) рассказа.
Создавать рассказ на основе услышанного, соблюдать нормы русского языка при создании собственного текста.

26.10

40

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
Урок изучения нов. материала
3
Образование действительных причастий прошедшего врем., правописание гласной перед суффиксом.
Знать способы образования действ. прич . прош. вр., уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом.

27.10

41

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
Урок закрепления изученного

Правописание гласной перед суффиксом, орфоэпические нормы при произнесении причастия.
Уметь правильно писать причастия, обосновывая выбор гласной перед суффиксом, опознавать прич. прош. времени по суффиксу.

28.10

42

Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени.
Урок закрепления нов. материала

Орфоэпические нормы при произнесении. Синонимические синтаксические конструкции.
Опознавать прич. прош. вр. по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия.

29.10

43

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
Урок изучения нового
материала
3
Образование страдательных причастий прошедшего времени.
Знать способы образования страд. прич. прош. вр. , уметь их образовывать, правильно писать причастия.

30.10

44

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
Урок закрепления изученного

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени.
Уметь образовывать причастия, аргументировано доказывать их написание.

2.11

45

Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени.
Урок закрепления изученного

Страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные.
Правильно писать страд. прич. прош. вр., отличать страдательные причастия прош. времени от прилагательных.

3.11

46

Правописание Е -Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок закрепления изученного
2
Орфограммы «Гласные после шипящих в суффиксах страдательных причастий», орфоэпические нормы.
Уметь объяснять и обозначать орфограммы, соблюдать орфоэпические нормы.

11.11


47

Правописание Е -Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Урок изучения нов. материала

Правописание Е - Ё после шипящих», орфоэпические нормы.
Уметь объяснять и обозначать орфограммы, соблюдать орфоэпические нормы.

12.11

48

Правописание гласных перед Н и НН.
Урок усвоения новых знаний
2
Правописание гласных перед Н и НН.
Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страд. прич. прош. вр., выбирать гласную перед н и нн, используя алгоритм, правильно произносить причастия.

13.11

49

Правописание гласных перед Н и НН.
Урок закрепления изученного

Правописание гласных перед Н и НН.
Уметь объяснять и правильно писать суффиксы страд. прич. прош. вр., выбирать гласную перед н и нн, используя алгоритм, правильно произносить причастия.

16.11

50

Р.р. Отзыв о книге. Тема,
основная мысль текс-
та, художественное
совершенство понра-
вившейся сцены, кар-
тины.
Урок развития речи
2
Описание внешнего оформления книги и ее содержания в отзыве, разнообразные формы отзыва разных типов речи: повествования, описания, рассуждения в одном тексте.
Уметь оценить содержание прочитанного произведения, его язык и стиль.

17.11

51

Р.р. Отзыв о книге.
Урок развития речи

Оценка произведения, впечатление от прочитанного, составление плана.
Писать сочинение – отзыв, в соответствии с требованиями логичности, выразительности.

18.11

52

Краткие причастия.
Урок изучения нового
материала
3
Образование краткой формы причастий, правописание Н в краткой форме причастия
Знать, как образуется краткая форма, уметь правильно употреблять их в собственной речи.

19.11

53

Краткие причастия.
Урок закрепления изученного

Синтаксическая роль кратких причастий в предложении, акцентологические нормы употребления крат. прич.
Уметь правильно употреблять их в собственной речи, соблюдать нормы орфоэпии, определять их синтаксическую функцию.

20.11

54

Краткие причастия.
Урок закрепления изученного

Правописание кратких причастий и употребление их в речи.
Уметь отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных.

23.11

55

НЕ с краткими и полными причастиями.
Урок изучения нового
материала
3
Не с краткими и полными причастиями, орфоэпические нормы при произнесении причастий.
Уметь применять правило написания не с полными и краткими причастиями при письме под диктовку.

24.11

56

НЕ с краткими и полными причастиями.
Повторительно-
обобщающий урок


Не с краткими и полными причастиями, орфоэпические нормы при произнесении причастий.
Соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастий, при создании собств. текстов, отличать причастия от прилагательных.

25.11

57

НЕ с краткими и полными причастиями.
Повторительно-
обобщающий урок

Правописание не с причастиями.
Уметь применять правило написания НЕ с полными и краткими причастиями при письме под диктовку.

26.11

58

Правописание НН в причастиях.
Урок изучения нового
материала
3
Полные страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -ЕНН- и -НН- .
Знать способ разграничения страдательных причастий прош. вр. и прил., образован. от глаг., уметь обосновыв. написание Н или НН.

27.11

59

Правописание НН в причастиях.
Урок закрепления изученного

Правописание полных страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами
-ЕНН- и -НН- .
Уметь применять правила написания Н и НН в причастиях и прил., правильно писать суффиксы страдат. причастий прош. вр. и отглагольных прилагательных.

30.11

60

Правописание НН в причастиях.
Урок закрепления изученного

Разграничение омонимичных прилагательных и причастий.
Уметь правильно писать и употреблять в речи, разграничивать омонимичные причастия и прилагательные.

1.12

61

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастия».
Повторительно-
обобщающий урок
2
Образование и правописание причастий.
Уметь находить причастия в тексте, определять их грамматические признаки, разграничив. омонимичные части речи, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы причастного оборота.

2.12

62

Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастия».
Повторительно-
обобщающий урок

Употребление в речи причастных форм и конструкций.
Уметь выделять его на письме запятыми, осуществлять замену придаточного определит. синонимичн. конструкциями с причастиями и ПО, правильно строить и читать предложения с ПО.

3.12

63

Контрольная работа по теме «Образование и правописание причастий».
Урок контроля
1
Образование и правописание причастий. Употребление в речи причастных форм и конструкций. КАТ (о тундре).
Уметь находить причастия в тексте, определять их граммат. признаки, правильно писать орфограммы в причастиях, определять границы ПО, выделять его на письме запятыми, производить композиц.- содержательн., стилист., типологич. анализ текста.

4.12

64

Анализ контрольной работы.
Урок коррекции

Работа над ошибками.
Уметь исправлять ошибки, объяснять причину их появления, приводить свои примеры.

7.12

65

Р.р. Отзыв о научно – по
пулярной книге.
Урок развития речи

1
Особенности научно - попу- лярной книги: термины, научный стиль изложений, фразеологизмы.
Уметь писать отзыв по составленному плану, оценивать содержание, форму и стиль научно - популярн. книги, владеть разн. типами речи, подтверждать примерами каждое положение отзыва.

8.12

66

Р.р. Отзыв о научно – по
пулярной книге.
Урок развития речи
1
Точность, логичность, выразительность речи. Редакторская правка.
Уметь видеть и слышать речевые ошибки, исправлять их, редактировать чужой текст.

9.12

67
Деепри-
частие
(30 ч.)
Понятие о деепричастии.
Урок усвоения новых знаний
2
Вопрос о деепричастии в системе ЧР. Лексическое и грамматическое значение, синтаксическая функция.
Знать лексич. и грамматич. значение деепричастий, уметь разграничивать основное и добавоч. действие, конструировать предложения с деепричастием, соблюдать нормы при употреблении деепричастий.

10.12

68

Понятие о деепричастии.
Урок закрепления изученного

Морфологические признаки деепричастий, речевая функция деепричастий, нормы употребления.
Аргументиров. доказывать принадлежность слова к деепричастию, определять его значение, уметь использовать деепричастия как синонимы к глаголам - сказ.

11.12

69

Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием.
Урок закрепления изученного
3
Разграничение основного и добавочного действия. Правописание НЕ с деепричастием.
Уметь различать в тексте деепричастие, определять его значения, сопоставлять с глаголом, причастием и наречием, определять синт. *.
·
·
·
·
·
·
·. роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепричас.

14.12

70

Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием.
Урок закрепления изученного

Разграничение основного и добавочного действия. Сопоставление деепричастия с глаголом и причастием по значению, морфемному составу, синтаксической функцией.
Уметь различать в тексте деепричастие, определять синтаксическ. роль в предложении, безошибочно писать НЕ с деепр., находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.

15.12

71

Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием.
Урок закрепления изученного

Сопоставление деепричастия с глаголом и причастием по значению, морфемному составу. Правописание не с деепричастием.
Уметь безошибочно писать НЕ с деепр., находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий.

16.12

72

Р.р. Описание действий
как вид текста.
Урок развития речи
1
Описание действий. Структура, языковые особенности.
Знать композицию текста описания спорт. действий : подготовка спортсмена к действиям, их выполнение, оценка спорт. действий самим спортсменом; уметь создавать свой текст, соблюдая последовательность при описании действий, уместно включая дееприч.

17.12

73

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Урок усвоения новых знаний
3
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Знать определение ДО, понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное, уметь находить ДО, определять его границы, правильно ставить знаки препин.

18.12

74

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Урок закрепления изученного

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Уметь использовать деепричастия и ДО в речи, уметь находить ДО, определять его границы, правильно ставить знаки препинания.

21.12

75

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Урок закрепления изученного

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
Уметь находить ДО, отличать его от ПО, правильно ставить пунктуационные знаки, использовать деепричастия и ДО в речи.

22.12

76

Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Урок закрепления изученного
2
Личные формы глаголов, причастия; конструирование ДО, обособление одиночных дее-причастий.
Уметь правильно строить предложения по заданной модели, находить и исправлять ошибки в употреблении ПО и ДО.

23.12

77

Запятые при деепричастном обороте и одиночном деепричастии.
Урок закрепления изученного

Обособление одиночного деепричастия, границы ДО и его позиция.
Уметь находить и исправлять ошибки в употреблении ПО и ДО, правильно расставлять знаки препинания при них.

24.12

78

Деепричастия совершен-ного и несовершенного вида, их образование.
Урок усвоения нового
материала
3
Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
Знать способы образования деепричастия, уметь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, опознавать их в тексте.

25.12

79

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
Урок закрепления изученного

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
Уметь безошибочно писать гласную перед суффиксами -вши, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы.

28.12

80

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
Урок закрепления изученного

Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование.
Уметь безошибочно писать гласную перед суффиксами -вши, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические и граммат. нормы.

29.12

81

Словообразование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование
Урок усвоения новых знаний
1
Словообразование деепричастий. Совершенный и несовершенный вид.
Уметь различать в тексте деепричастия, определять вид, синтаксическую функцию в предложении, безошибочно писать гласную перед суффиксами, правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и ДО.

30.12

82

Употребление деепричастий в речи.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Текстообразующая роль деепричастия. Предложения с ДО.
Уметь использовать свойства деепричастий. «Дорисовывать движение» в текстах разн. стилей и типов речи, определять роль деепричастий в худ. текстах, производить синт. и пунктуац. анализ предложений с ДО, уместно употреблять фразеологизмы, включ. в свой состав деепричастия.

14.01

83

Систематизация и обобщение изученного по теме: «Деепричастие».
Повторительно-
обобщающий урок
1
Способы образования деепричастий. Правописание не с деепричастием. Знаки препинания при ДО.
Уметь распознавать деепричастие по суффиксам и значению на основе структурно - семантическ. и грамматич. анализа слова, отличать деепричастие от др. частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастия, правильно строить предложения с деепричастием и ДО, пунктуационно оформл. их, исправлять ошибки.

15.01

84

Контрольная работа по теме: «Деепричастие».
Урок контроля
1
Орфограммы, пунктограммы
в диктанте с грамматическим заданием «Ночная гроза».
Уметь распознавать деепричастие по суффиксам и значению, отличать деепричастие от других частей речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и ДО, пунктуационно оформлять, конструировать предложения с деепричастием и ДО, исправлять ошибки в предложениях.

18.01

85

Анализ контрольной работы.
Урок коррекции
1
Работа над ошибками.
Уметь находить и объяснять допущенные ошибки, аргументиров. доказывать правильное написание.

19.01

86

Р.р. Характеристика лите-
ратурного героя.
Урок развития речи
2
Характеристика литер. героя. Развернутый план. Отбор цитат. Способы раскрытия характера героя.
Уметь составить характеристику литературного героя на основе нескольких фрагментов худ. произведения, включать цитаты в собственный текст.

20.01

87

Р.р. Характеристика лите-
ратурного героя.
Урок развития речи

Написание сочинения «Хоро-
шее Дело».
Систематизировать фактический материал, необходимый для характеристики героя, использовать смысл. связи между частями текста и лингв. средства их выражен.

21.01

88

Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Самостоятельные части речи, образов. путем перехода в другие ЧР, способ образования новых ЧР путем перехода из одной ЧР в др.
Уметь опознавать части речи, определять их значение, синтаксическую роль в предложении, способ образования.

22.01

89

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок
3
Орфограмма – буква (гласная, согласная в корне).
Уметь осуществлять выбор орфограмм «Гласная и согласная буква в корне», применять алгоритм при рассуждении, группир. орф. по видам, грамотно писать под диктовку и в собств. высказыван.

25.01

90

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок

Правописание НЕ с разными частями речи.
Уметь делать правильный выбор слитного/раздельного написания НЕ с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм.

26.01

91

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок

Правописание НЕ с разными частями речи, группировка слов по видам орфограмм.
Уметь делать правильный выбор слитного/раздельного написания НЕ с разными частями речи, опознавать разные части речи, группировать слова по видам орфограмм.

27.01

92

Р.р. Книжные стили речи. Публицистический стиль.
Урок развития речи
2
Признаки публицистического стиля: его назначение, цель, сфера употребления.
Знать признаки публицистического стиля, уметь анализировать тексты, составлять собственные тексты.

28.01

93

Р.р. Книжные стили речи. Публицистический стиль.
Урок развития речи

Характерные средства связи предложений в тексте. Языковые особенности.
Уметь анализировать тексты с учетом признаков публицистического стиля.

29.01

94

Повторим пунктуацию.
Повторительно-
обобщающий урок
3
Знаки препинания в простом предложении.
Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания, анализировать конструкции заданной модели.

1.02

95

Повторим пунктуацию.
Повторительно-
обобщающий урок

Знаки препинания в простом предложении.
Уметь конструировать предложения по схеме, использовать различные синтаксические конструкции в речи.

2.02

96

Повторим пунктуацию.
Повторительно-
обобщающий урок

Тире в простом предложении.
Уметь определять структуру предложения, расставлять в нем знаки препинания.

3.02

97
Служеб-ные части речи
(20 ч.)
Понятие о служебных частях речи.
Урок усвоения новых знаний
1
Различие самостоятельных и служебных частей речи; специфика служебных частей речи, отсутствие морфологических категорий. Основная роль служебных частей речи.
Уметь различать самостоятельные и служебные части речи, знать специфику, определять их значение и роль в предложении, находить в тексте.

4.02

98

Предлог. Понятие о предлоге.
Урок усвоения новых знаний
1
Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении.
Знать определение предлога как служебные части речи, его роль в предложении, уметь отличать предлог от омонимичных приставок, определять их значение и роль, правильно их писать.

5.02

99

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.
Урок усвоения новых знаний
2
Разряды предлогов по значению, их многообразие, нормы употребления предлогов.
Знать об однозначных и многозначных предлогах, разрядах предлога по значению, способностях предлога в различ. словосочетаниях выраж. разн. значения

8.02

100

Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов.
Урок закрепления изученного

Многозначность предлогов.
Уметь определять производные предлоги, их происхождение, правильно их писать, употребл. в речи; производить синонимичн. замену предлогов, различ. предлоги – антон. и предлоги – синон.

9.02

101

Употребление предлогов.
Урок закрепления изученного
1
Нормы употребления предлогов в, на, с, из, благодаря, согласно, вопреки и др. с сущ., синонимичная замена предлогов.
Уметь употреблять предлоги с разн. частями речи, соблюдать нормы употребления предлогов в, на, с, из, благодаря, согласно, вопреки, и др. с сущ., производить синонимич. замену предлогов, исправлять допущ. ошибки при употреблении предлогов.

10.02

102

Производные и непроизводные предлоги.
Урок усвоения новых знаний
2
Производные и непроизводные предлоги.
Знать разряды предлогов по происхождению, приемы отграничения предлогов от омонимичных частей речи.

11.02

103

Производные и непроизводные предлоги.
Урок закрепления изученного

Правописание непроизводных предлогов.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи, правильно употреблять в речи.

12.02

104

Правописание производных предлогов.
Урок усвоения нового
материала
1
Орфограмма «Буква Ё на конце предлогов».
Уметь правильно писать производные предлоги с нужн. падежом, букву Е на конце предлогов, различ. производн. предлоги, отлич. их от омоним. частей речи.

15.02

105

Правописание производных предлогов.
Урок закрепления изученного

Орфограмма «Пробел между частями производного предлога».
Уметь правильно писать производные предлоги с нужным падежом, букву Е на конце предлогов, различать производные предлоги, отличать их от омонимичных частей речи.

16.02

106

Правописание предлогов.
Урок закрепления изученного
2
Правописание предлогов. Орфограмма «Отсутствие пробела в производных предлогах», разграничение омонимов.
Уметь правильно писать производные предлоги, уметь отличать производ. предлоги от сущ. с непроизводн. предлогами, соблюд. норму употребления предлогов вследствие, ввиду, насчет и др.

17.02

107

Правописание предлогов.
Урок закрепления изученного

Речевая норма употребления производных предлогов.
Уметь правильно писать производные предлоги, определять роль предлогов в русском языке, отличать их от сущ. с предлогом, от наречий, деепричастий.

18.02

108

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.
Урок усвоения новых знаний
1
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов.
Уметь определять разряд предлогов по составу, производить морфологический разбор предлогов.

19.02

109

Р.р. Интервью – жанр пуб-
лицистики.
Урок развития речи
2
Интервью. Типовая композиция интервью. Тематическое единство в заглавии, связности и последовательности вопросов.
Знать типовую композицию интервью, уметь озаглавливать его, формулир. цепочку взаимосвязанных вопросов, оформлять диалог.

22.02

110

Р.р. Интервью – жанр пуб-
лицистики.
Урок развития речи

Сочинение в жанре интервью.
Создавать сочинение в жанре интервью, сохраняя его композиционные части.

24.02

111

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог».
Повторительно-
обобщающий урок
2
Предлог и падежные формы имен. Употребление предлога с одним или несколькими падежами.
Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания.



112

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Предлог».
Повторительно-обобщ. урок

Разряды предлогов по происхождению и составу.
Анализировать экспрессивное использование предлогов в худ. текстах, правильно и точно употреблять и писать предлоги.

25.02

113

Контрольная работа по теме «Предлог».
Урок контроля
1
Зачет.
Уметь различать предлоги разных разрядов, правильно писать и употреблять, различать на письме производные предлоги и созвучные словосочетания.

26.02

114

Р.р. Выборочное изложе-
ние.
Урок контроля

2
Выборочное изложение повеств. текста с элементами описания.
Адекватно понимать содержание текста, восприним. на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность текста к типу речи.

29.02

115

Р.р. Выборочное изложе-
ние.
Урок контроля


Написание изложения с элементами описания «Бабушка на пожаре» (из Горького).
Сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства.

1.03

116

Анализ контрольной работы, изложения.
Урок коррекции
1
Работа над ошибками.
Уметь редактировать текст, видеть орфографические и грамматические ошибки.

2.03

117
Союз
(26 ч.)
Понятие о союзе.
Урок усвоения новых знаний
1
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении и тексте. Союзы-синонимы.
Знать определение служебной части речи - союза, уметь опознавать союз, определять его роль в предложении и тексте, правильно ставить знаки препинания в предложения с однород. членами и в сложных предложен.

3.03

118

Простые и составные союзы.
Урок усвоения новых знаний
2
Простые и составные союзы, использование их для связи однородных членов и самостоятельных предложений в тексте.
Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложен.

4.03

119

Простые и составные союзы.
Урок закрепления изученного

Простые и составные союзы, использование их для связи однородных членов и самостоятельных предложений в тексте.
Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простых и сложных предложен.

7.03

120

Р.р. Морфологические
средства связи предло-
жений и смысловых
частей текста.
Урок контроля

1
Морфологические средства связи предложений и смысловых частей текста.
Знать лексич. и морфологич. средства связи предложения в тексте, роль союза как средства связи самостоят. предложений, смыслов. частей текста, функций присоедин. союзов тоже, также.

9.03

121

Р.р. Изложение, близкое к
тексту.
Урок контроля

1
Тема, основная мысль текста, сцепляющие слова, сравнения. Написание изложения «Зарница».
Уметь писать изложение, близкое к тексту, по прочит. тексту и готов. плану, сохраняя последовательность мысли, яз., реч. выраз. средства, используя сравнение, соблюд. нормы рус. яз. на письме.

10.03

122

Сочинительные союзы.
Урок усвоения новых знаний
2
Разряды сочинительных союзов по значению: соединительные, противительные, разделительные.
Знать группы сочинительных союзов по значению, определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания в простом и сложном предложен.



123

Сочинительные союзы.
Урок закрепления изученного

Соединительные, противительные, разделительные союзы.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложе-
нии.

11.03

124

Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении.
Урок усвоения новых знаний
1
Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении.
Уметь ставить знаки препинания в простых осложн. предложениях и сложносочин., выбирать союз в соответствии с его значением и стилист. особенностями.

14.03

125

Употребление сочинительных союзов.
Урок закрепления изученного
1
Роль сочинительных союзов в речи.
Пользоваться повтором союза в целях усиления выразительности речи.

15.03

126

Подчинительные союзы.
Урок усвоения новых знаний
2
Функции и значения подчинительных союзов. Синтаксическая структура сложного предложения.
Знать разряды подчинительных союзов по значению, уметь отличать соединительные союзы от подчинительных, правильно их использовать в сложном предлож.

16.03

127

Подчинительные союзы
Урок закрепления изученного

Употребление подчинительных союзов.
Уметь различать подчинительные союзы, употреблять их для связи предложений и целого текста, производить синонимичн. замену союзов и синтакс. конструкций, разгранич. функцион. омонимы.

17.03

128

Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Сочинительные и подчинительные союзы. Морфоло-гический разбор.
Уметь выполнять морфологич. разбор союзов, различать союзы сочинительные и подчинительные, объяснять их значение, определять смысловое отношение между частями СП, безошибочно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении.

18.03

129

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы.
Урок усвоения новых знаний
3
Правила правописания союзов, союзы и созвучные сочетания слов.
Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме.

21.03

130

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы.
Урок закрепления изученного

Союзы тоже, также, зато, чтобы и др. частей речи, нормы: при произношении союзов что, чтобы.
Знать правила правописания союзов, уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, применять правила на письме.

22.03

131

Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы.
Урок закрепления изученного

Правописание союзов.
Уметь различать союзы тоже, также, зато, чтобы от др. частей речи, правильно их писать, употреблять в речи, интонационно и пунктуационно оформлять, соблюдать нормы при произношении союзов что, чтобы.

23.03

132

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».
Повторительно-
обобщающий урок
2
Сочинительные и подчинительные союзы, морфологические признаки союзов, разряды по значению, синтаксическая роль союзов.
Уметь опознавать союзы, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их значение.

1.04

133

Систематизация и обобщение изученного в разделе «Союз».
Повторительно-
обобщающий урок

Союз как средство связи предложений в тексте. Употребление союзов.
Отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилистической окраски.

4.04

134

Контрольная работа по теме «Союз».
Урок контроля

1
КАТ (о весне).
Уметь опознавать союзы, различать сочинит. и подчинит. союзы, определять их значение, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учетом их стилист. окраски, определ. тему, осн. мысль текста, стиль и тип речи, анализиров. правописание союзов и предлогов и пунктуацию в простом и сложном предложен.

5.04

135

Анализ контрольной работы.
Урок коррекции
1
Работа над ошибками.
Уметь корректировать свои работы.


6.04

136

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок
3
Правописание приставок, группы приставок по значению. Разделительные мягкий и твердый знаки.
Уметь образовывать новые слова приставочным способом, выделять исходную часть слова из словообразовательной морфемы в процессе словообразовательного анализа, писать приставки с опорой на морфемно - словообразовательный анализ слова.

7.04

137

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок

Группы приставок по значению. Разделительные ь и ъ.
Применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок, написание которых зависит от их значения, безошибочно писать разделительные Ъ и Ь.

8.04

138

Повторим орфографию.
Повторительно-
обобщающий урок

Правописание приставок.
Уметь образовывать новые слова приставочным способом, применять правила правописания неизменяемых приставок, приставок, написание которых зависит от их значения, безошибочно писать разделительные Ъ и Ь.

11.04

139

Повторим пунктуацию.
Повторительно-
обобщающий урок
2
Синтаксические конструкции, их пунктуационное оформление, тире между подлежащим и сказуемым.
Понимать роль интонации в осмыслении содержания текста, безошибочно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

12.04

140

Повторим пунктуацию.
Повторительно-
обобщающий урок


Различать ССП, СПП и БСП, уметь объяснять их сходство и различие.

13.04

141

Р.р. Сжатое изложение по-
вествовательного
текста, осложненное
диалогом.
Урок развития речи
2
Сжатое изложение повествовательного текста, осложненное диалогом.
Уметь дифференцировать известную и неизвестную информацию текста, выделять основную и дополнительную информацию.

14.04

142

Р.р. Сжатое изложение по-
вествовательного
текста, осложненное
диалогом.
Урок развития речи

Написание сжатого изложения «Василий Григорьевич вышел в переднюю»
Воспроизводить прочитанный текст сжато, сохранив типологическую структуру текста, его выразительные языковые средства, включать в текст диалог.

15.04

143
Частица
(14 ч.)
Понятие о частице.
Урок усвоения новых знаний
1
Частица как служебная часть речи. Раздельное написание частиц.
Знать особенности частиц как служебной части речи, понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, семантику частиц, доказывать принадлежность слова к частицам.

18.04

144

Формообразующие частицы
Урок усвоения новых знаний
1
Формообразующие частицы.
Знать частицы, образующ. формы слов или новые слова, понимать ее роль в предложении и при образовании форм глагола, степеней сравнения прил. и наречий, неопредел. местоимений; уметь отличать частицы от др. частей речи по совокупности признаков.

19.04

145

Раздельное и дефисное написание частиц.
Урок закрепления изученного
2
Частицы бы, ли, же, раздельное и дефисное написание.
Уметь отличать частицы по значению и написанию, правильно их писать, использовать их для выражения различных эмоций.

20.04

146

Раздельное и дефисное написание частиц.
Урок закрепления изученного

Частицы бы, ли, же, раздельное и дефисное написание.
Отличать написание частиц бы, же со знаменательными частями речи от правописания союзов чтобы, тоже, также.

21.04

147

Значения частиц.
Урок усвоения новых знаний
2
Группы частиц по значению, функция вопросительных частиц.
Знать группы частиц по значению, уметь пользоваться вопросит. частицами, правильно их писать, выделять их среди других частей речи, читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различн. чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысл. оттенков речи.

22.04

148

Значения частиц.
Урок закрепления изученного

Модальные частицы, их значения.
Понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в тексте, оценивать их выразительную роль, употреблять в собственной речи.

25.04

149

Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы не.
Урок усвоения новых знаний
1
Отрицательные частицы.
Понимать роль и смысловое значение частицы НЕ, определять ее смысл. значение (отрицательное, утвердительное), правильно писать частицу НЕ с разными ЧР.

26.04

150

Отрицательные частицы не и ни. Значение частицы ни.
Урок усвоения новых знаний
1
Отрицательные частицы не и ни. Значение частицы ни.
Понимать значение частицы, смысл. различия частиц не и ни, уметь использовать алгоритм расуждения при различении значений этих частиц, различ. приставку НЕ и частицу НЕ, употреб. частицу НЕ с разн. частями речи.

27.04

151

Различение на письме частиц не и ни.
Урок закрепления изученного
2
Различение на письме частиц не и ни.
Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ, правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении, отличать частицу НИ от повторяющегося сочинительного союза НИ-НИ.

28.04

152

Различение на письме частиц не и ни.
Урок закрепления изученного


Различение на письме частиц не и ни.
Понимать, что такое двойное отрицание, знать роль частицы не в восклицательных предложениях, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.

29.04

153

Различение на письме частицы ни и союза ни-ни.
Урок закрепления изученного

1
Частица ни и повторяющийся сочинительный союз ни-ни, двойное отрицание.
Уметь различать частицу и приставку ни, союз ни-ни, выбирать правильное написание, уметь писать безошибочно выражения не что иное, как, не кто иной, как, ничто иное, никто иной, конструировать предложения с ними.



154

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Правило написания не в отрицат. и неопред. местоимениях, в отрицательных наречиях.

Уметь применять правило написания не с различными частями речи, различать на письме частицу не и приставку не; применять правило написания не в отрицательных и неопределен. местоимениях, в отриц. наречиях.

3.05

155

Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы».
Повторительно-
обобщающий урок
1
Разряды частиц по значению и составу, их роль в предложении. Использование для передачи разл. оттенков значения и для образования форм (глагол., прил.). Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письм. речи. Различение приставки не и частицы не.
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать не и ни на письме, безошибочно употреблять не с разными частями речи.

4.05

156

Контрольная работа по теме «Частицы».
Урок контроля

1
Тест. Разряды частиц по значению и составу. Использование частиц для передачи различ. оттенков значения и для образования форм. Смысловые различия частиц не и ни, различение их в письм. речи. Различение приставки не и частицы не.
Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать не и ни на письме, безошибочно употреблять НЕ с разными частями речи.


5.05

157
Междометия. Звукоподражательные слова
(6 ч.)
Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий.
Урок усвоения новых знаний
1
Разряды междометий, их роль в предложении.
Понимать, что междометия не являются ни самостоятел., ни служебн. частями речи, уметь распознав. междометия, определ. группы междометий по значению и происхождению, употреблять междометия, выразительно читать предложения с междометиями, пунктуационно оформлять на письме.

6.05

158

Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий.
Урок усвоения новых знаний
1
Звукоподражательные слова.
Использовать звукоподражател., разговорные слова в устной речи, находить их в худ. тексте, опред. роль, выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражат. словами.



159

Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях.
Урок усвоения новых знаний
1
Дефис в междометиях.
Знать о пунктуационном оформлении междометий, уметь интонационно и пунктуационно употреблять междометия в речи и тексте.

10.05

160

Знаки препинания при междометиях. Использование междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и в художественном произведении.
Урок усвоения новых знаний
1
Знаки препинания при междометиях.
Правильно и уместно использовать междометия для выражения эмоций, этикетн. формул, команд, приказов, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия в предложениях, понимать экспрессивн. использование междометий и звукоподражател. слов в разговорн. речи и худ. произведении, различные омонимичные междометия и самост. части речи.

11.05

161

Р.р. Контрольное изложе-
ние.
Урок контроля
Урок развития речи
2
Изложение публицистического стиля «Птицы».
Уметь адекватно воспринимать текст на слух, передавать его содержание на письме, сохраняя типологическую структуру текста, его выразительные языковые и речевые средства.

12.05

162

Р.р. Контрольное изложе-
ние.
Урок контроля
Урок развития речи

Написание изложение.
Уметь излагать текст, соблюдая на письме орфографические, грамматические и пунктуационные нормы.

13.05

163
Повторение и систематизация изученного в
7 классе
(10 ч.)
Р.р. Текст. Стили речи.
Повторительно-
обобщающий урок

Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте.
Знать особенности текста, черты стилей речи, уметь создавать текст, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов.

16.05

164

Р.р. Контрольное сочине-
ние.
Урок контроля
Урок развития речи

2
Сообщение как разновидность повествования. Научный и официально-деловой стиль. Монолог.
Уметь составлять сообщение на основе публикаций газет и журналов или о событиях (полезных делах) своего класса в жанре заметки информац. характера, определять тему в соответствии с заглавием.

17.05

165

Р.р. Контрольное сочине-
ние.
Урок контроля
Урок развития речи


Написание сочинения по картине Пластова «Сенокос»
Составлять план, сохран. особенности стиля, выбирать тип речи и определять композицию; предупрежд. возможные речев. ошиб.; соблюдать нормы лит. языка.

18.05

166

Анализ сочинения.

Работа над ошибками.
Уметь находить орфографические и пунктуационные ошибки.

19.05

167

Культура речи. Орфоэпическая норма.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Основные виды языковых и речевых норм. Орфоэпические нормы.
Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их.

20.05

168

Лексические нормы.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Лексические нормы. Что может их нарушать (повтор слова, неуместн. употребл-е слов, употребление слова в несвойствен. ему значении).
Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы.

23.05

169

Грамматические нормы.
Повторительно-
обобщающий урок
1
Нарушение грам. норм, связ. с неправил. построением словосочетаний и предлож., с неправ. образованием форм слов.
Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена, исправить ее, самим не допускать нарушения грамматических норм.

24.05

170

Нормы построения текста. Повторительно-
обобщающий урок
2
Основная мысль, полнота раскрытия темы, последовательность изложения.
Уметь производить текстоведчес- кий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте.

25.05

171

Нормы построения текста. Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы.
Повторительно-
обобщающий урок

Соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность фактич. матер.
Уметь производить текстоведчес-кий анализ, определять признаки текста, использовать средства связи и средства выразительности в тексте.

26.05

172

Нормы речевого поведения (речевой этикет).
Повторительно-
обобщающий урок
1
Речевой этикет. Этикетно-речевые формулы.
Уметь применять правила речевого поведения, использовать этикетные выражения в определенной речев. ситуации и объяснять уместное их использование.

27.05

173

Контрольная работа по теме «Повторение и систематизация изученного материала».
Урок контроля

1
Диктант с грамматическим заданием «Дом стоял не-сколько в стороне»
Уметь воспринимать текст на слух, писать его под диктовку, соблюдать на письме орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разбора.

30.05

174

Анализ контрольной работы.
1
Работа над ошибками.
Уметь находить орфографические и пунктуационные ошибки.

31.05

175

Урок – обобщение изученного в 7 классе.
1
Повторение правил изученных разделов, тестирование.
Уметь грамотно строить свою речь и правильно оформлять на письме, знать изученные разделы.
























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-Ахременкова Л.А. Тренинг по пунктуации. 5- 11 кл. - М., ТЦ Сфера, 2003
-Блинов Г.И.Методика изучения пунктуации в школе. - М.: Просвещение, 1990
-Брусенская Л.А.и др. Сборник диктантов – Ростов – на – Дону: «Феникс», 1996
-Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Самые сложные темы орфографии. – М., 2005
-Газова Е.Ю. идр. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5 – 9 классах (основы культуры
речи, развитие связной речи). - Волгоград: Учитель, 2003
-Грамоте учиться – всегда пригодится. Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5 – 9 классы./ Сост. Фи-
липченко М.П. – Волгоград: Учитель, 2008
-Еремина Е.А.Виды разбора на уроках русского языка. 5 – 11 классы. – Санкт-Петербург, 2005
-Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы./ Авт.-сост. В.Н.Пташкина и др. Волгоград, Учитель, 2009
-Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 1998
-Казбек-Казиева М.М Школьные олимпиады по русскому языку. 5-11 классы. - М., 2005
-Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). – М., 1996
-Комплексный анализ текста. - М., ТЦ Сфера, 2003
-Мастер – класс учителя русского языка. 5-6 классы. Разработка уроков./ Авт. - сост. Павликовская Н.И. - М., Глобус, 2009
-Мордес. Е.М. Искать, пробовать, обучать (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе). 5 – 11 классы. -
Волгоград, Учитель - АСТ,2002
-Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Книга для учителя - М.: Просвещение, 1996
-Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка. 5 – 9 классы. – М., Вако, 2010
-Русский язык. Грамматика. Русская литература 19 -20 веков. Сочинения. 5-11 кл.: Справочные материалы/ Сост. М.А.
Лепихова и др. – М., 1997.
-Русский язык: 120 текстов для школьных изложений. 5-11 классы / Войлова К.А. и др. М, Дрофа, 1996
-Ручина Л.И. Диктант на «отлично». - Н. Новгород, 1997
-Селезнева. Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 1997.
-Сычева Н.Пишем без ошибок. Все правила русского языка. 100 % грамотность за 20 минут в день. – М., 2010
-Тестирование на уроках русского языка. - В., 2003
-Халикова Н.В. и др. контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5-7 классы: Методическое пособие, - М., 1996
-Шустрова Л.В.Практическая стилистика русского языка. - М., 1994
-Словари: толковые, орфографические, фразеологические, словообразовательные, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

№ п/п
Дата
Тема урока по плану
Проведено фактически
Причины, их устранение




































































































































































 Рабочие программы по русскому языку. 5-9 классы (по программе под ред. В.В. Бабайцевой) / Сост. Г.М. Вялкова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009 – 256 с. (Образовательный стандарт).









13PAGE 15


13PAGE 144015







15