Презентация к элективному курсу по подготовке к ОГЭ.


АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ 2 – 14 ОГЭ ЗАДАНИЕ 2. СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ТЕКСТАОт ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».Алгоритм выполнения задания:Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу. ЗАДАНИЕ 3. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, фразеологизмы и др. Чаще всего они используются в художественной речи. Алгоритм выполнения задания № 3:Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;- выбрать правильный ответ. Алгоритм выполнения задания № 3:2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении. Задание 4. Правописание приставок. Алгоритм выполнения задания № 4:Внимательно прочитайте все слова.Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания. Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.Необходимо знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Алгоритм выполнения задания № 5:Внимательно прочитайте все слова.Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания. Задание 6. Лексика и фразеология.Лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.Алгоритм выполнения задания № 6:Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.Подберите к этому слову возможные синонимы. Алгоритм выполнения задания № 6:Определите, какой из подобранных синонимов А) наиболее употребителен;Б) не носит оттенка книжности и разговорности;В) обладает минимальной экспрессией;Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его. Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании.Ученик должен знать, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Алгоритм выполнения задания № 7:При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:Если оба слова изменяются – это согласование;Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание. Алгоритм выполнения задания № 7:Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании: Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа. Задание 8. Способы выражения главных членов предложения.Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.Алгоритм выполнения задания № 8:Выделите грамматические основы в предложении. Алгоритм выполнения задания № 8:Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;Надо, нужно, необходимо. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу. Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.Ученик должен знать, выполняя задание: простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями. Алгоритм выполнения задания № 9(поиск предложения с однородными членами):Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами. Алгоритм выполнения задания № 9 (поиск предложения, осложненного обособленными членами):Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.Помните о том, что- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными; Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.Помните о том, что- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными; - обособленные дополнения выражаются именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;3. Выберите правильный ответ. Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.Ученик должен знать, выполняя задание: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства). Алгоритм выполнения задания № 10 (вводное слово)Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми. 2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:- как будто, словно;- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.Алгоритм выполнения задания № 10 (вводное слово). 3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.Алгоритм выполнения задания № 10 (вводное слово). Алгоритм выполнения задания № 10 (обращение)Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам. Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.Алгоритм выполнения задания № 10 (обращение) Алгоритм выполнения задания № 10 (уточнение)Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение. Задание 11. Выделение грамматических основ в предложении. Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языкеАлгоритм выполнения задания:1. Выделите грамматические основы в предложении.2. Запишите правильный ответ в бланк ответов. Задание 12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Ученик должен знать, выполняя задание: - уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение;- осуществлять пунктуационный анализ. Алгоритм выполнения задания № 12:1.Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.2.Выявите границы простых предложений в составе сложного. 3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное. 13. Синтаксический анализ сложного предложения.Ученик должен знать, выполняя задание: - сложное предложение с разными видами связи между частями;- виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП);- отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребляемых в них;- отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной. Алгоритм выполнения задания № 13:Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного: Алгоритм выполнения задания № 13:- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное. Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).Алгоритм выполнения задания:Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.Впишите номер данного предложения в бланк ответов.