Научная статья на тему: Повышение эффективности обучения английскому языку в сельских школах (на примере Республики Дагестан)


Магомедов Рамазан Газичулаевич,
учитель английского языка
Игалинской СОШ,
Гумбетовский район
Повышение эффективности обучения английскому языку
в сельских школах (на примере Республики Дагестан)
«...Лишь соприкосновение одного языка с другим - на почве сравнений, - как одна и та же мысль в разных языках по-разному выражены, - естественным образом останавливает на средствах выражения и делает человека внимательным к тонким нюансам мысли и чувства, приучает не скользить по привычным явлениям родного языка, а подмечать разные оттенки мысли, до сих пор не замеченные в родном языке»
Академик Л.В. Щерба.
Связать языки очень тяжело, но сделать так, чтобы уже изученные языки помогали учить новый вполне возможно. Очень важно уметь поставить эту работу. Главное, подобрать правильную методику, например, приёмы и методы коллективного способа обучения, когда ученики помогают друг другу в процессе изучения языка.
К сожалению, далеко не все дети в сельских школах заинтересованы в изучении английского языка. Многие отказываются принимать активное участие в учебном процессе, отвечать на вопросы или учить слова, потому что, как они говорят, “он им не будет нужен”. Конечно, это отбивает желание учить язык и у других учеников – здесь учитель должен обладать серьезными навыками психологического настроя детей к внимательному изучению языка.
Как повысить эффективность обучения английскому языку в сельских школах Дагестана? Для начала, нужно учить детей с первых же уроков правильно читать и произносить слова. К сожалению, большая часть учителей не уделяет этим вопросам должного внимания – и в результате время для работы над произношением оказывается упущено.
При изучении новых правил и слов очень важно ознакомить детей со знаками транскрипции английского языка и со значением каждого из них, в противном случае во второй или третий раз они уже не смогут прочитать одно и то же слово правильно.
Очень помогает повысить эффективность следующая методика: ученик сначала учит сам, а затем пытается научить своего соседа – в итоге, дети работают в группе и они оба включены в процесс. Такую работу полезно проводить в парах сменного состава – когда партнеры в группах меняются.
Первый этап работы над произношением слов – это объяснение новых слов при помощи наглядности, объяснения перевода и прослушивания.
Второй этап – это работа в группах: сначала дети произносят слова вслед за учителем, а затем проверяют произношение друг друга.
Закрепить знание новых слов помогает следующая методика: сначала ученики учат, как слово произносится, слышится и переводится. После того, как материал усвоен (максимум 7-8 новых слов за урок), каждая пара учеников по очереди вызывается к доске. Учитель дает каждому ученику по одной карточке и они, по очереди, выступают в качестве учителя, диктуя содержание карточки, а затем проверяют друг друга: сперва без опоры на образец написания, затем - с опорой. Карточки могут быть как на английском, так и на русском языке, проверяется не только орфография, но и правильный перевод слов.
Надо отметить, что повысить качество обучения английскому языку в сельской школе невозможно без применения различных возможностей ИКТ. Помимо этого, нужно применять методики аудирования. Например, прослушивание текстов по грамматике английского языка на сайте BBC Learning English, а для того чтобы уметь воспринимать на слух обычную английскую речь, ученикам можно предложить прослушать (не более 3-5 минут за урок) еженедневные новостные выпуски британских радиостанций.
Чтобы научить учеников сельских школ говорить на английском и понимать английскую речь нужно показывать им и видеоматериал, в котором носители языка общаются на простые бытовые темы. Видеоряд сопровождается субтитрами на английском языке, что помогает ученикам не только слушать, но и тут же увидеть сказанное героями роликов.
В итоге, хотелось бы отметить еще раз, что в сельской школе, где дети говорят на двух языках (в первую очередь, на родном, а также на русском), английский язык очень сложно приживается. Сложности две: детям тяжело привыкать к новому, незнакомому языку, с которым они нигде не сталкивались. Во-вторых, это проблемы с правильным произношением слов, которое трудно дается не только ученикам сельских школ. Поэтому на произношение и изучение новых слов, на мой взгляд, необходимо сделать особый упор. Связано это и с психологическими причинами – дети как будто боятся произнести слово, они не чувствуют себя комфортно.
Поэтому учитель должен уметь создать в классе атмосферу легкого и непринуждённого общения, чтобы сам процесс изучения английского был интересен детям.