Педагогический проект Сплав по Енисею


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТАНЦИЯ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ «БОРУС» МО г.САЯНОГОРСК
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Организация летнего оздоровительного отдыха детей
«Сплав по Енисею»

Владимир Кузьмич Небылица
Педагог дополнительного образования
рп.Черемушки
2016г.
Аннотация
Дополнительное образование детей является продолжением и дополнением основного образования, способствует развитию интересов школьников, формированию высоких гражданских и нравственных качеств. Регулярные занятия туризмом формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры и ценности, отношение к другим людям, к своей малой родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии дает туризм. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребенка, тем богаче его личность.
Данный проект адресован педагогам дополнительного образования, реализующим программы летнего отдыха в турклубах, на станциях и центрах детского туризма с группами разновозрастных детей, а так же для организаторов семейных сплавов. Для учителей, руководителей пришкольных лагерей данный проект может стать ориентиром в организации летнего отдыха детей с применением нетрадиционных здоровье сберегающих технологий и использование воспитательного потенциала родного края.
В водном путешествии прекрасно сочетаются элементы познания, активного отдыха, физического и экологического воспитания. Отдых на воде, чистый воздух, купание – все это является хорошим средством оздоровления. Походная жизнь, преодоление естественных препятствий содействуют воспитанию коллективизма, дисциплины и взаимной выручки, выработке смелости, выносливости, находчивости, развивают инициативу. Все это реализуется в одном походе.
Обоснование необходимости проекта
Выдающийся философ 20 века Бертран Рассел заметил: « Если вы не думаете о своём будущем, у вас его не будет…» Поэтому всем педагогам, родителям важно создать условия для полноценного духовного и физического воспитания, формирования личности, способности адаптироваться в современном обществе.
Детский полноценный оздоровительный отдых в летний период доступен не всем категориям семей. Закрыты пионерские лагеря, детские профилактории. Уровень дохода у семей разный – не всякая семья может позволить себе отдых на море или приобрести туристическую путевку для отдыха всей семьей. Также не все родители владеют информацией по летнему оздоровительному отдыху.
Предлагаемый вид отдыха – водный туристский поход, интересен и для детей, и для родителей.
Выявлены противоречия между социальными возможностями и естественными потребностями детей в познании окружающего мира, самоопределением, самоутверждением. Таким образом, данный проект будет способствовать разрешению возникающих противоречий: решение организации полноценного летнего отдыха путем организации сплавов.
Цели и задачи проекта
Цели:
популяризация водного туризма как средство активного образа жизни, оздоровления, общения с природой и расширение кругозора, формирование потребности к рациональному использованию возможностей активного отдыха.
Задачи:
обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей;
способствовать адаптации к жизни в обществе;
формировать физическую, экологическую культуру посредством организации содержательного досуга во время сплава, проведение спортивно-туристских, туристско-краеведческих мероприятий;
привлекать максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом и туризмом, направленным на физическое развитие, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств;
осваивать и совершенствовать основы туризма, ориентирования и краеведения в детско-юношеской среде;
формировать практические умения и навыки в управлении плавсредствами, в подборе снаряжения, в организации привалов и ночлегов;
знакомить с принципами составления рационов питания в туристских походах, приобретение практических умений и навыков приготовления пищи в походе;
формировать основные понятия автономного существования в природе.
Основное содержание проекта
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Водные туры дают прекрасную возможность решать эту задачу.
Сплав проходит по мало судоходному участку Енисея, который является границей Красноярского края и Республики Хакасия.
Участникам сплава предоставляется уникальная возможность познакомиться с красивейшими сибирскими пейзажами, захватывающими экскурсиями. В рамках экологического воспитания наряду с оборудованием и уборкой территории туристских стоянок ребята знакомятся с растительным и животным миром.
Вечера туристической песни и конкурсы, спортивные состязания, посвящение в туристы всех новичков, полевая кухня, туристская баня, – всё это непременное условие сплава.
В программу туристского похода наряду с обучением управлению плавательным средством включается обучение:
установке палатки;
заготовке дров и разведению костра;
оборудованию туристского бивуака;
оказанию на практике первой медицинской (доврачебной) помощи;
завязыванию туристских узлов.
Маршрут:
1 день.
Начало маршрута. Сбор участников (определяется руководителем группы). Проведение первичного инструктажа. Доставка участников водного путешествия до места начала сплава автотранспортом Станции. Проведение инструктажа по технике безопасности на воде. Подготовка плавсредств. Начало сплава.
Старое Означенное – остановка (обед на берегу). Продолжение сплава до Саянского острога. Посещение реконструкции Саянского острога, который был построен в 1718 году красноярскими казаками и обозначил южные границы государства Российского при Петре I.
Село Саянское – стоянка. Разбивка лагеря, проведение практических занятий туристско-краеведческой деятельности (узлы, навесная и параллельная переправы, элементы ориентирования на местности). Знакомство с «деятельностью» бобров. Ужин, костер, ночевка.
2 день.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Продолжение сплава. Остановка – Синий Камень, обед, продолжение сплава. Поселок Ильичево – стоянка. Разбивка лагеря, проведение занятий по технике водного туризма, конкурс туристской песни. Ужин, баня (походная), костер, ночевка.
3 день.
Подъем, завтрак, сбор лагеря. Выход на маршрут. Поселок Шушенское – окончание сплава. Просушка и сбор плавсредств, обед. Посещение мемориального музея-заповедника «Сибирская ссылка В.И.Ленина». Отъезд группы в г.Саяногорск автотранспортом Станции. Окончание маршрута.
Ресурсы для выполнения проекта
Для реализации данного проекта необходимы:- кадровые ресурсы:
педагоги дополнительного образования и сотрудники Станции «Борус»;
- материально-технические ресурсы:
автотранспорт, специальное туристское снаряжение для организации и проведения водных путешествий (лодки, байдарки, катамараны, спасательные жилеты), туристское групповое снаряжение (палатки, тенты, походная баня, костровое оборудование), личное снаряжение (коврик, спальный мешок, анорак).- финансовое:
стоимость услуг автотранспорта, прокат снаряжения, питание – за счет родителей (в среднем 1500 руб.)
Партнеры
Проект реализуется педагогами дополнительного образования и сотрудниками Станции детского и юношеского туризма и экскурсий «Борус» МО г.Саяногорск.
Для более успешной реализации проекта необходима плодотворная совместная работа с турорганизаторами школ города, учителями физического воспитания, родителями, работниками музеев.
Целевая аудитория
Маршрут предназначен для учащихся 5-11 классов. Группа 10-12 человек, инструктор и руководитель группы.
Реализация проекта так же возможна для других учреждений и организаций города и поселков. А так же есть возможность организовывать семейные сплавы.
План реализации проекта
Этапы проекта:
Организационно-подготовительный (март – май 2016 г.)
Основной (июнь – июль 2016 г.)
На первом этапе:
Выбор темы проекта, его обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта.
Составление плана работы по выполнению проекта.
Оценка необходимых материальных и финансовых затрат, интеллектуальных усилий.
Основной этап:
Организация и проведение сплавов для школьников в период школьных летних каникул, согласно заранее запланированного графика, составленного на основании поданных заявок.
Заключительный этап:
Создание образовательной программы на основе данного проекта.
Ожидаемые результаты
Готовность и стремление получения дополнительного образования:
увлечение туризмом;
наличие устойчивого познавательного интереса к изучению истории родного края
способность находить творческие решения учебных и практических задач в условиях преодоления специфических сложностей (факторов выживания) возникающих в экстремальных условиях;
создание ситуации успеха;
увеличение количества детей, поступающих в МАУ ДО Станция детского и юношеского туризма и экскурсий «Борус» МО г.Саяногорск;
экологическое воспитание: бережное отношение к окружающей природе.
Нравственная ориентация на социально-значимые ценности:
формирование разносторонне развитой личности;
приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми, наличие желания и умения следовать нормам и правилам поведения;
обладание эмоционально-волевой регуляцией своего поведения, улучшение жизни в сообществе;
развитие самостоятельности обучающихся на базе благоприятных условий для проявления инициативы, развитие творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно-ценных и личностно-значимых целей;
реализация морально волевой подготовки и физического воспитания средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект может реализовываться ежегодно. В ходе реализации проекта маршрут сплава можно увеличить до 5 дней до г.Абакан. Возможность участия в проекте сборных разновозрастных групп (не одноклассников) и учащихся со своими родителями.