Открытое занятие по развитию речи В гостях у сказки


Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Почемучки»
Выполнила Феклистова О.И.
Группа: дети от 5 до 6 лет. Технологическая карта организационной учебной деятельности
Образовательная область: Коммуникация
Тема: « В гостях у сказки».

Подобласть: Развитие речи
Задачи: О/З: закрепить умение определять жанр художественных произведений (потешки, колыбельные песенки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, рассказы, стихотворение), улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). Обогащать речь детей образным языком фольклора и детской художественной литературы. Формировать самостоятельность детей в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Продолжить учить детей составлять сказку по мнемотаблицам, говорить связно и выразительно; использовать в речи разные типы предложении.
Р/З: развивать потребность ежедневного общения с художественной литературой.
В/З: воспитывать любовь к сказкам.
Словарная работа: Устное народное творчество

Билингвальный компонент: сказка –ертегі

Оборудывание Кукла би-ба-бо «Старушка-веселушка», корзинка, шкатулка, , мнемотаблицы, иллюстрации из сказок, коробка конфет. АУДИОзапись ( отрывки песенок из музльтфильмов и кинофильмов).
Этапы Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно -побудительный
Круг радости
Встаньте дети, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Руку другу протяните
И друг другу подмигните.
Артикуляционная гимнастика
Улыбка – широко растягиваем губы в улыбке.
Вкусная ириска – языком стараемся отлепить ириску от неба.
Улыбка – широко растягиваем губы в улыбке.
Раздается стук в дверь.
Вношу куклу би-ба-бо Старушку-Веселушку. Приветствую детей на казахском и русском языках: «Здравствуйте, дети!», «Сәлеметсіздер ме, балалар!».
- Дети к нам в гости из сказки пришла Старушка - Веселушка и принесла волшебную корзинку. Она говорит, что в этой корзинке у нее много всякой сказочной всячины-небывальщины.
- Хотите поиграть в игры, которые приготовила вам Старушка - Веселушка?
- Влево-вправо повернись в волшебной сказке очутись!
- Вот мы и в сказке. Слушают и выполняют движения за воспитателем.
Делают артикуляционную гимнастику.

Дети здороваются с ней на казахском и русском языке.
Проявляют интерес и желания принять участие в играх Старушки-Веселушки.
Дети поворачиваются вправо и влево. Представляют, что они очутились в сказке.
Организационно-поисковый (решение поставленных задач) Дидактическая игра «Фанты».
Воспитатель предлагает взять из корзинки Старушки – Веселушки («волшебные яйца» Курочки Рябы контейнеры из - под киндер сюрпризов) и узнать задание. (В контейнерах лежат фанты с жанрами художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение, пословица, потешка, загадка).
- Какие бывают сказки?
- Какие виды сказок вы знаете?
- Молодцы, ребята! Старушка – Веселушка рада, что вы различаете жанры художественной литературы и знаете какие бывают сказки. Она предлагает вам поиграть с музыкальной сказочной шкатулкой.
Дидактическая игра «Послушай мелодию и отгадай сказку».
Говорю от имени Старушки-Веселушки: «Слушай не зевай, скорее сказку называй!»
(Включаю аудиозапись с отрывками музыкальных отрывков из известных мультфильмов и кинофильмов).
- Молодцы! Вы узнали из мелодий все сказки, а сейчас веселый Жук из сказки «Золушка» предлагает вам потанцевать. Хотите?
Физкультминутка («Песенка Жука» из кинофильма «Золушка»)
- Пока мы с вами танцевали в веселом хороводе, все сказочные герои перемешались, а теперь хотят вернуться опять в свои сказки. Поможем нашим любимым сказочным героям?
Дидактическая игра «Из какой сказки сказочный герой?»
- Предлагаю детям взять из корзинки Старушки-Веселушки фигурки сказочных героев и разместить на предметы из соответствующей сказки и сказать название сказки.( Дюймовочка и Эльф «Дюймовочка» Г. Андерсен, Емелю и печь «По щучьему веленью» И.Ершов, Царевна Лягушка и Иван-царевич «Царевна Лягушка» народная сказка, Репка и дедушка с бабушкой – сказка «Репка» русская народная, Баба – Яга и избушка на курьих ножках «Гуси-лебеди» и т.д.)
-Молодцы, ребята? Сказочные герои благодарят вас за помощь.
- Старушка-Веселушка приглашает вас немного пошалить и придумать концовку наших любимых сказок.
Дидактическая игра «Угадай сказку»
Предлагаю детям отгадать сказку по картинке.
Дидактическая игра «Доскажи сказку»
Предлагает детям рассмотреть мнемотаблицы знакомых сказок и изменить конец сказки. В пустых клетках необходимо с помощью символов дорисовать концовку сказки. (Например: и повстречал Колобок Красную Шапочку. Красная Шапочка рассказала Колобку о том, что нельзя уходить из дома без разрешения. Может случиться беда и т.д.) - Старушке-Веселушке понравились ваши сказки. Какие они интересные и замечательные. Вы настоящие сказочники!
- А теперь подвоя итоги нашего занятия, прослушайте поговорку «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Чему учат нас сказки?
- Вот и закончились все игры в корзинке нашей дорогой Старушки-Веселушки, и нам пора вернуться в группу.
- Через лево повернись – В группе снова очутись! Дети по очереди берут контейнеры с фонтами и определяют жанр художественной литературы.
Отвечают на вопросы.
Авторские и народные.
(бытовые, волшебные, о животных).
Дети слушают отрывки детских песенок из мультфильмов и кинофильмов и называют сказки.
Выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Дети проявляют желание помочь сказочным героям.
Размещают фигурки сказочных героев на соответствующие картинки.
Отгадывают сказку по картинке.
Придумывают конец сказки.
Выполняют задание, придумывают конец сказки и записывают концовку в виде символов.
Объясняют смысл пословицы.
Дети поварачиваются вокруг себя и «возвращаются» в группу.
Рефлексивно-
корригирующий - Какие игры Старушки-Веселушки вам больше всего понравились?
- Понравилось ли вам работать вместе со своими друзьями?
- Нам пора прощаться с нашей гостей. Старушке-Веселушке очень понравилось с вами играть, и она приготовила вам небольшой сюрприз «Корзинка со сладостями».
- До свиданья! До новых встреч! «Сау бол!» Отвечают на вопросы, подводят итог.
Благодарят гостью и прощаются с ней на казахском и русском языках.

Ожидаемые результаты:
Знать: Жанры художественной литературы (потешки, колыбельные песенки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, рассказы, стихотворение).
Виды сказок (волшебные, о животных, бытовые).
Иметь: Представление о разнообразии сказок.
Активный словарь.
Уметь: Использовать в речи образные выражения фольклора и детской художественной литературы.
Сочинять концовку сказки с помощью мнемотаблиц;
Говорить связно и выразительно, используя в речи разные типы предложении.
Самоанализ открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Почемучки»
Тема: «В гостях у сказки»
Общеобразовательные задачи: закрепить умение определять жанр художественных произведений (потешки, колыбельные песенки, пословицы и поговорки, загадки, сказки, рассказы, стихотворение), улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.). Обогащать речь детей образным языком фольклора и детской художественной литературы. Формировать самостоятельность детей в художественно-речевой деятельности, развивать их творческие способности. Продолжить учить детей составлять сказку по мнемотаблицам, говорить связно и выразительно; использовать в речи разные типы предложении.
Развивающие задачи: развивать потребность ежедневного общения с художественной литературой. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к сказкам.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: закрепление изученного материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы и приемы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Практический (дидактические игры и упражнения)
Наглядный (использование компьютера, проектора и интерактивной доски).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Использованные технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, сказкотерапия, мнемотехнология.
Оборудование:
Наглядный материал: Кукла би-ба-бо «Старушка-веселушка», корзинка, шкатулка, «Волшебный мешочек», мнемотаблицы, иллюстрации из сказок, коробка конфет. АУДИОзапись ( отрывки песенок из музльтфильмов и кинофильмов).
Раздаточный материал:

2. Организация занятия.
Подготовила помещение в соответствии санитарно-гигиеническими требованиями, продумала расположение демонстрационного и наглядного материала.
Чтобы занятие было для детей интересным, использовала игровые технологии, ИКТ.
3. Структура занятия соответствует требованиям: оргмомент, Круг радости, сюрпризный момент, закрепление пройденного с помощью дидактических игр и упражнений, физминутка, подведение итога, релаксация.
Занятие построено на чередовании видов деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Этапы занятия последовательны и связаны общей темой, плавно переходят из одного задания в другое.
Материал подобран таким образом, что доступен каждой возрастной подгруппе. Дифференцированный подход помог детям легко справляться с разнообразными заданиями.
Дети были на занятии организованны, отвечали полными, правильными ответами, все были активно задействованы.
В ходе занятия была возможность для речевой активности детей по теме сказок.
В конце занятия включила сюрпризный момент, подвела итог. Дети выразили свое впечатления о занятии с помощью «улыбок».
По количеству улыбок я сделала вывод, что занятие ребятам очень понравилось, им было интересно.
5. Результат занятия
Занятие имеет педагогическую ценность. Время занятие выдержано во временных рамках, поэтому дети не устали и закрепили изученный материал. При проведении этого занятия значительных отрицательных моментов не было. Поставленные цели, задачи занятия реализованы в полном объеме.
6. Над чем работать. Продолжить работу по составлению рассказов, пересказу и заучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц.