Конспект мероприятия «Сюрпризы Осени» подготовительная группа


Муниципальное автономное образовательное учреждение
детский сад № 1 «Белоснежка»
ст. Переясловской муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края
КОНСПЕКТ
открытого мероприятия, проводимого воспитателем
Серопол Ларисой Николаевной
Тема: «Сюрпризы Осени».
Образовательная область: речевое развитие.
Возраст: подготовительная группа.
Педагогические образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии (динамические паузы), информационно-коммуникационные технологии (просмотр обучающего познавательного мультфильма «Почему желтеют и падают листья»), технология проблемного обучения (карточки с заданиями - рисование дождя штрихами), игровая технология (игры «Скажи по-разному», «Подбери действие», «Расскажем об осени вместе»), личностно-ориентированные технологии (создание условий личностно-ориентированных взаимодействий детей в развивающем пространстве, позволяющих ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя).Оборудование: Корзинка, салфетка, практический материал и иллюстрации по теме, карточки с тучками, мяч, листочки из бумаги, ваза, мультимедийное оборудование, обучающий познавательный мультфильм «Почему желтеют и опадают листья», на угощение яблоки.
Предварительная работа: наблюдения в природе за осенними приметами и явлениями, чтение познавательной и художественной литературы, заучивание стихов об осени, тематические беседы о сезонных изменениях в жизни растений, животных и людей.
Словарная работа: разноцветные кораблики, моросит дождь, небо светло-синее, листья кружатся, укрывают землю золотым ковром.
Цель: Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Задачи:
Образовательные:
уточнить и обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках и явлениях, о сезонных изменениях в жизни растений, животных и людей;
продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
закреплять умение составлять рассказ с помощью нескольких картинок,  развивать умение оценивать ответы своих товарищей;
упражнять в образовании существительных (при помощи суффиксов чк, щ);
формировать  умение выразительного чтения стихов об осени;
активизировать глагольный словарь по данной теме.
Развивающие:
развивать внимание, память, воображение;
развивать координацию движений и мелкую моторику пальцев рук, умение рисовать по пунктирным линиям разной интенсивности;
развивать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях.
Воспитательные:
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным и любви к родной природе;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход:
Организационный момент:
Дети заняты своими любимыми играми.
Воспитатель вносит в группу корзину прикрытую салфеткой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится в этой корзине? (ответы детей)
Воспитатель: А может быть здесь лежит помидор? Как ласково можно сказать про него? (помидорчик). А если здесь лежит большой помидор, как мы про него скажем? (помидорище)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, как вы думаете, кто нам выслал эту корзинку?
Дети: Бабушка, старичок-лесовичок и т.д.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, на листочке что-то написано. Кстати, с какого дерева этот лист?
Дети: Это лист клёна.
Воспитатель: Значит он какой? (кленовый) И что же на кленовом листике? Загадка! Слушайте внимательно, может быть она нам поможет узнать, чья это корзина.
Прошла по лугам
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила вам
Упрятала их в погреба, в закрома
Сказала, за мною нагрянет зима (осень)
Воспитатель: Но прежде чем заглянуть в корзину, мы должны произнести волшебные слова, повторяйте за мной.
«Корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
Воспитатель:  (раздаёт картинки)
Игра «Скажи по-разному».
Осень выслала овощи морковь, помидор, картошку, капусту, лук. Работать будете в парах – один называет овощ ласково, а другой говорит про огромный овощ. Можете присесть или стоя, обсудить, кто о каком овоще будет говорить. Пока вы договариваетесь, я отойду на минутку и сейчас же вернусь (приготовить осеннюю полянку).
Далее дети придумывают новые слова с исходными: морковь – морковочка – морковища; картошка – картошечка – картошища, лук – лучок – лучище, капуста – капусточка – капустища, помидор – помидорчик – помидорище.
Молодцы, хорошо у вас получилось изменять слова при помощи суффиксов.
Вам интересно узнать, какие, еще сюрпризы приготовила осень, вспомним волшебные слова.
«Корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»   
Посмотрите, она подарила волшебный мяч! Осенний!
Игра «Подбери действие».
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ можете выбрать себе осенний лист. Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы ловите его и отвечаете полным предложением (за правильный ответ – берут листик).
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром, плывут как кораблики и т.д.
Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет. льёт и т.д.
Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
Птицы осенью - Птицы осенью собираются в стаи, улетают.
Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
Люди осенью - Люди осенью носят одежду потеплее, делают заготовки.
Небо осенью - Небо становится лазурным, прозрачным, светло-синим.
Даша знает стихотворение об осени. Дашенька, мы с удовольствием тебя послушаем.
Осень красит золотом рощи и леса
Слышатся прощальные птичьи голоса.
Алые и жёлтые ветер листья рвёт
Кружит, кружит в воздухе пёстрый хоровод.
Динамическая пауза.
Игра с листьями (звучит музыка Вивальди «Осенний вальс»)
Давайте представим, что мы листья.
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения).
Мы, листики осенние,
На веточках сидели (рука с листиком вверху).
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели (лёгкий бег врассыпную).
И на землю тихо сели (присесть).
Ветер снова набежал (лёгкий бег врассыпную).
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (кружатся).
И на землю опустил (присесть).
Соберём листья в букет (встать по кругу, рука с листом в центр).
Расскажите мне о своих листиках. С каких они деревьев? (листик с берёзы - берёзовый, листик с каштана - каштановый и т.п.) У меня лист рябины – он рябиновый. А у тебя, Рома? Замечательно, умницы! (листья поставить в вазу)
Как вы думаете, почему листья осенью опадают? (выслушать ответы детей). Неплохо. А сейчас внимание на доску вы увидите правильный ответ.
Просмотр обучающего познавательного мультфильма «Почему желтеют и падают листья»
(Предложить присесть на стулья)
Так почему же листья желтеют и падают?
(отвечают на вопросы после просмотра)
Молодцы! Внимательно посмотрели, запомнили, ответили на все мои вопросы. Теперь вы знаете, почему желтеют и опадают листья, сможете рассказать об этом другим людям.
Приглашаю вас пройтись сороконожкой.
Динамическая пауза.
Игра «Сороконожка».
(Встать в колонну и положить руки на плечи друг другу).
Шла сороконожка
По сухой дорожке (дети идут друг за другом, держась за плечи)
Вдруг закапал дождик: кап!
Ой, промокнут сорок лап! (останавливаются)
Насморк мне не нужен
Обойду я лужи (идут, высоко поднимая колени)
Грязи в дом не принесу (останавливаются, трясут ручками, ножками)
Каждой лапкой потрясу
И потопаю потом,
Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель: Продолжим узнавать, какие, еще сюрпризы приготовила осень, вспомним волшебные слова.
«Корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»   
Посмотрите карточки (достать карточки с заданиями, раздать).
Вы догадались о задании Осени? Можете присесть за столы, взять необходимое и выполнить его (садятся за столы, берут карандаши, рисуют по пунктирным линиям: сплошные – проливной дождь, прерывистые - моросящий).Рисование дождя штрихами.
Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью? Из первой тучки дождик моросит (моросящий). Из второй дождик льет (проливной).
Карандаш держим правильно, выпрямили спинки, рисуем красиво, не торопясь. Если возникнут вопросы – я рядом.
Ребята, а какая бывает погода осенью? Картинки могут помочь вам ответить на вопрос?
(дети подходят к доске, на которой расположены осенние пейзажи)
• когда идет дождь погода… дождливая
• когда дует ветер погода… ветреная
• когда низкая температура люди надевают демисезонную одежду погода… холодная или прохладная.
• когда светит солнышко погода… ясная.
Воспитатель: Замечательно! Дети, мы снова обращаемся к нашей корзине. Может быть, еще не все сюрпризы закончились, говорим волшебные слова
«Корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
(достать опорные картинки)
Воспитатель: Осень хотела бы, чтобы вы рассказали о ней, а для этого она вам приготовила опорные картинки (индивидуально на каждого ребенка.)
Дидактическая игра «Расскажем об осени вместе» Каждый придумывает предложение по своей картинке. Говорим по очереди. Начинай, Настенька. Замечательный рассказ у нас получился. Я думаю, Осени он тоже понравится.
Рефлексия
Воспитатель: Предлагаю вам пройти присесть на диванчик, и вспомнить какие задания-сюрпризы Осени мы сегодня выполняли: изменяли слова при помощи суффиксов, отвечали на вопросы полным предложением, подбирали действия, узнали, почему желтеют и падают листья, ходили сороконожкой, рисовали штрихами, составляли рассказ по опорным картинкам. Да, какие же вы умницы! Мне радостно от того, что вы многому сегодня научились, справились со всеми заданиями и при этом не забывали оказывать помощь друг другу. Заглянем в корзинку? Говорите волшебные слова:
«Корзинка-корзиночка, что же в ней лежит,
корзинку-корзиночку нам пора открыть»
(достать яблоки)
Осень продолжает нас сегодня удивлять! Спасибо ей!
(предложить пойти помыть руки и отведать ароматных яблочек)
Приложение
Практический материал:
Кленовый лист (распечатать на тонированной бумаге + загадка)

Картинки к игре «Скажи по-разному»



Карточки к рисованию дождя штрихами (распечатать обе картинки на один лист А4, ориентация страницы альбомная)
Нарисуй сильный дождь сплошными линиями. Он проливной.
А здесь нарисуй дождь мелкими прерывистыми линиями – моросящий.

Картинки для определения осенней погоды (распечатать на всю страницу каждую)
ясная прохладная

ветреная дождливая

Опорные картинки к игре «Расскажем об осени вместе»