ПРОБЛЕМНО — ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа г.Ворсмаучитель начальных классов квалификационная категория : перваяпедагогический стаж: 35 летНиколаева Валентина Павловна«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Тема:"ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСАМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВНА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА" Условия формирования личного вкладаНаучно-исследовательская база: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( утверждён МОиН РФ приказом № 373 от 6 октября 2009года)Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми: Пособие для учителя. - М., 2006 гМетодические условия: ОС «Школа 2100», тема самообразования «Создание проблемной ситуации на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий в соответствии ФГОС»Организационно-методические условия: выступления на заседаниях ШМО, открытые уроки. Актуальность темыПротиворечия:-между традиционными методами и приёмами обучения младших школьников и необходимостью внедрения современных технологий деятельностного типа;-между наличием познавательных интересов у учащихся и отсутствием его развития. Теоретическое обоснование личного вкладаБыли изучены и проанализированы следующие публикации:Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми //Москва, 2006 2. Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.3. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. 4. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. -М., Баласс, 1999. ЦЕЛЬ:создание условий для использования проблемных ситуаций на уроках окружающего мира по развитию познавательной активности младших школьников ЗАДАЧИ:Проанализировать психолого-педагогическую литературу по применению проблемно-диалогического обучения на уроках окружающего мира;Формировать умение выделять необходимую информацию из различных информационных источников, в том числе и с помощью компьютерных средств;Учить детей формулированию проблемы при групповой работе на уроках окружающего мира;Доказать эффективность и результативность применения проблемно-диалогического обучения на практике. Ведущая педагогическая идея«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими». Ш. АмонашвилиСуть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Классификация методов обученияМЕТОДЫПРОБЛЕМНЫЕ ТРАДИЦИОННЫЕ«Классические» «Сокращенные» Постановки проблемы Сообщение проблемы учителем от пробл. ситуации Постановка проблемы учениками от пробл. ситуации Побуждающий диалог от проблем-ной ситуации Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приемом Сообщение темыПоиска решения Сообщение гипотез, проверка учителемВыдвижение, проверка гипотез ученикамиПобуждающий к гипотезам и проверке диалогПодводящий от проблемы диалогПодводящий без проблемы диалог Сообщение знания Проблемно-диалогическое обучение – это технология обучения, обеспечивающая творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителемПостановка проблемыПоиск решения - сформулировать тему урока - вопрос для исследованияновое знаниеДиалог Проблемная ситуация методы постановки учебной проблемы. побуждающий от проблемной ситуации диалогподводящий к теме диалогсообщение темы с мотивирующим приемомсоздание проблемной ситуации;побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации:побуждение к формулированию учебной проблемы;принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «Яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «Актуальность»). 2 классРезультативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффектыМотивация к учению по методике Н.Г. Лускановой4 класс3 класс Вывод:Технология проблемно – диалогического обучения является:РезультативнойЗдоровьесберегающейНосит общепедагогический характерУсловием развития познавательного интереса младших школьников Транслируемость практических достижений профессиональной деятельностиВыступление на заседаниях ШМОРазмещение материала по данной теме в интернет ресурсахПроектная деятельность «Азбука добрых дел» Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998. - 91 с.Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. - М.: Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)Е.Л. Мельникова «Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми //Москва, 2006 Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Фельдштейна Д. И. – М.: Баласс, 2010. – 400с.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образованияСписок используемой литературы СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!