Конспект урока по окр. миру на тему Звери- млекопитающие (1 класс, УМК 21век)


Тема урока: «Звери- млекопитающие». 1 класс.
(Программа «Начальная школа 21 век»)
Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.
Цель. Познакомить детей с многообразием млекопитающих (зверей).
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие «млекопитающие», учить сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы млекопитающих (зверей).
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение работать в коллективе.
Развивающие: способствовать развитию у учащихся любознательности, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, развивать познавательный интерес к природе.
Оборудование: выставка рисунков детей, компьютер, картинки животных ,учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир 1 класс», рабочие тетради, презентация «Звери - млекопитающие», коробка (в ней молоко, шерсть и цифра 4), солнышко на доске.
Ход урока.
І Мобилизующий этап. Мотивация учебной деятельности (организационный момент)
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь,
И друг другу улыбнитесь
А теперь, друзья, садитесь (садятся)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать,
На уроке помогать.
- Ребята, самый первый шаг к познанию окружающего мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Они очень интересны и поместились в этой коробке. Чтобы узнать, что в ней лежит, нам предстоит отправиться в удивительный мир животных.
ІІ Самоопределение учащихся на основе антиципации (повторение пройденного материала)
- Вы подготовили к уроку рисунки по теме «Дикие животные». Познакомьте класс с рисунками, кого вы нарисовали. Молодцы.
- А теперь мы проверим знания прошлого урока.
- (Слайды 1-2)Внимательно посмотрите на слайд. Найдите лишнее животное в этой группе представителей живой природы.
- Кто остался? Как их теперь назвать одним словом? Какие отличительные признаки вам помогли?
ІІІ Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний
1. Введение нового материала
- Хорошо ребята с этими группами вы разобрались. А вот с последней группой – звери, мы будем работать сегодня.
- (Слайд 3) Давайте ёщё раз назовём их особенности: тело покрыто шерстью и у них 4 ноги (лапы).
- Назовите зверей и их детёнышей.
- А чем кормят родители своих только что родившихся малышей?
- Кто из вас может сказать, как называют животных, которые кормят своих детёнышей молоком?
- На многих языках мира слово «молоко» звучит как «млеко»
- Мамы питают малышей молоком, т.е. – млекопитающие (щелчок по презентации)
- Теперь мы определили тему нашего урока.
- Посмотрите на свои рисунки, которые вы подготовили дома. Есть ли среди ваших животных млекопитающие? - (сон для презентации)
Творческая минутка
- Сейчас мы проведём небольшую творческую минутку. Очень хочется узнать, а как много вы знаете о зверях.
- Откройте тетрадь на с. 30 и найдите рубрику вверху «Пофантазируй». Вам предлагается план (читаю) и есть подсказка (надеваю маску волка)
Чтение подсказки.
- Кто желает показать свои знания? (Выбирается артист. Надевает маску зверя. Представляется от имени своего героя – млекопитающего).Речевая разминка.
Мы сейчас поиграем в игру «Угадай-ка».Вам нужно не только угадать зверя, но и сказать, как его называют в русских народных сказках
4 слайд.
«Косолапый, неуклюжий…» (медведь)
5 слайд.
«Хитрая, ловкая…» (лиса)
6 слайд.
«хитёр и осторожен серый…» (волк)
7 слайд.
«колючий шарик» (ёж)
8 слайд.
«Длинноухий, трусливый…» (заяц) (сон для презентации)
Физкультминутка.
Работа по учебнику с. 68
-Ребята, откройте учебник на странице 68.
-Назовите, кто изображён на картинке, и можно ли его назвать млекопитающим.
- Разделим их сначала на группы по месту обитания - на суше:
Тигр-млекопитающее, у тигрицы бывает от 2 до 4 детёнышей. Она кормит их молоком.
Белый медведь- млекопитающее. В декабре у медведицы рождаются детёныши. Она их вскармливает молоком.
-А летучая мышь? (млекопитающее), а где обитает? (в воздухе)
-А живут ли звери в воде? (Да, это дельфины и киты)
- Чтение текста учителем с. 71 «Дельфин – морской зверь»
- У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками.
Вывод.
Звери-млекопитающие. Они выкармливают своих детёнышей молоком. Дикие звери живут везде: на суше, в воздухе, в воде.
Закрепление нового материала
- А теперь мы проведём небольшую викторину «В мире животных» (включаю презентацию)
1) Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд (медведь)2) Догадайся, кто это? Он живёт под землёй. Очень редко выходит на поверхность. Шерсть у него чёрного цвета, короткая, густая, бархатистая. Питается дождевыми червями (крот).3) Какое животное носят своих детёнышей в сумке? (Кенгуру)
4) Кого из млекопитающих называют полоскуном? (енот)
5) Рост какого африканского млекопитающего достигает пяти с половиной метров в высоту? (жираф)
(Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага).
6) Кто самый большой среди млекопитающих? (синий кит).
(Он имеет длину 33 метра и весит 190 тонн).
7) Кого в наших краях называют "санитаром леса"? (волк)8) Какого животного можно называть зверем-строителем? (бобр)
ІV Итог урока Рефлексия.
- Какие открытия сделали на уроке?
Я запомнил, что:
Меня удивило, что:
Я впервые узнал, что:
- Какие особенности отличия млекопитающих вы знаете?
- Пора открыть нашу коробку (в ней молоко, шерсть и цифра 4) – что это значит?
(это признаки отличия млекопитающих от других животных)
– У вас на парте картинка со зверем. Возьмите картинку, подойдите к доске и разместите её на лучике солнца.

– У нас получился замечательный питомник. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее. (Последний слайд)
– Спасибо за урок!