Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

                                   Русский язык
         Тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
 
Цели и задачи:
– развивать умение слышать безударный гласный в корне слова; – научить выстраивать алгоритм проверки безударной гласной и понимать его практическую значимость; – формировать умение на практике применять алгоритм правописания безударных гласных; – развивать фонематический слух и зрительное внимание; – пополнять и активизировать словарь учащихся; – развивать связную речь.
Планируемые результаты:

Личностные: расширяет познавательный интерес; учебные мотивы, работают по заданию самостоятельно;выражают интерес к освоению новой учебной информации;

Метапредметные: регулитивные – научатся осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи;
познавательные - научатся ориентироваться в справочниках;
коммуникативные - научатся выражать свои мысли, соответствующие их возрасту;.

Предметные: научатся проверять безударные гласные в корне слова.

Оборудование: памятка-алгоритм при написании слов с безударной гласной в корне слова, телевизор, компьютер..

Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие на волшебном поезде. Вместе с нами отправляются и наши гости. Давайте поприветствуем их.
1 ряд – «Здравствуйте».
2 ряд – «Доброе утро».
3 ряд – Добро пожаловать»
2. Сообщение темы занятия. 1 станция «Воспоминаний»- 2 слайд
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку. – Ну, как? – спросил Дима вернувшуюся сестру. – Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт. В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе. – Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал. Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись. – Почему так получилось? – Какое правило не знал Дима? Как проверить? -
Как вы думаете над какой темой мы будем сегодня работать?
– Сегодня на занятии мы продолжим работу над безударными гласными в корне слова.

3. Работа в тетради
А) Минутка чистописания
А ал албом ар арбу..
Аа Аррхангельск . Ал лексей
Какие виды соединений?
Решите грамматические задачи.
(Между ал –нижний вид соединения, в слове альбом пропущен мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного звука. Слово альбом –словарное. В нем есть безударная гласная не проверяемая ударением. Между ар –верхний вид соединения, в конце слова пишется буква з, это парная согласная..
-Докажи.
-Проверочное слово –арбузы и т.д.

Б) Словарная работа ( 2 станция Слайд 3)
Чтобы далее работать над безударными гласными в корне слова нам необходима «Памятка»
а) Памятка
 
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчетливо. Напиши. Проверь написанное.

б) Работа в парах 3 станция «Загадочная» 4 слайд
Запишите слова в 2 столбика. Лексическое значение слов я взяла из словаря Ожегова.
1-слова словарные, с непроверяемой безударной гласной, а во 2- с проверяемой безударной гласной в корне слова.
.
(Работают 2 человека у доски, остальные парами в тетрадях)
-Цитрусовый плод с ароматной кожурой и кислой мякотью? Лимон.
-Человек, который служит на море? Моряк.
Дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод? Рябина.
-Домашнее животное, которое дает пух и молоко? Коза.
Огородный овощ, растущий обычно кочаном? Капуста.
-Время года , следующее за летом? Осень
Огородное растение, овощ со съедобным сладковатым оранжевым утолщенным корнем? Морковь.

Подберите проверочные слова.
Вывод.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
В) Новое словарное слово.
Берег. Что обозначает это слово?
-ответы детей

· Слайды 5 и 6слайд

Какое сейчас время года? (Зима)
На берегу какой реки расположен наш город? Многие из вас ходят на берег нашей реки Волги. Из-за морозов на реке начал появляться лед, но он еще тонкий и хрупкий. Поэтому выходить сейчас на лед очень опасно. Уже зарегистрировано несколько случаев , когда люди проваливаются под лёд.

Станция 4 «Защити букву» Слайд 7

Г) Фонетический разбор этого слова. Самостоятельная работа
( Разбор на доске с провокационной ошибкой)
БЕРЕГ- бе-рег.

Станция 5 «Речевая» Слайд 8
На этой станции мы поработаем над развитием речи. Придумайте предложения с новым словарным словом. «берег».
Сторожка стояла на берегу лесного озера.
(Запись предложения с комментирование)
Пишу 1 слово с большой буквы - это начало предложения, здесь парная согласная Ж , проверочное слово сторожить,
пишу 2 слово СТОЯЛА – безударная гласна в корне слова – проверочное слово - СТОЙ ,
пишу 3 слово НА- предлог , пишу его отдельно .
Пишу 4 слово - БЕРЕГУ, это слово словарное, , в 1 слоге –безударная гласная проверяемая- проверочное слово- берег.
Пишу 5 слово – ЛЕСНОГО проверочное слово ЛЕС,
пишу 6 слово ОЗЕРА – безударная гласная е, проверочное слово ОЗЁРА.
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Е) Грамматический разбор предложения.
Подлежащее – ЧТО? Сторожка . Выражено именем существительным.
Сторожка (ЧТО ДЕЛАЛА?) стояла – это сказуемое, выражено глаголом.
Ж) Разбор по со ставу слова ЛЕСНОГО
Ого-окончание, Лес – корень, а н –суффикс.
Что такое корень?
Что такое суффикс?
4. Станция 6 «Олимпик » Слайд 9
Мы с вами прибыли на “Полянку слов” На этой полянке вы будете работать в группах(1ряд, 2 ряд, 3 ряд, но прежде вы должны знать
«Правила работы в группе» Слайд 10
Уважай своего товарища»
Умей каждого выслушать.
Не согласен предлагай.
Задание: определите безударную гласную в корне.

Гра, цвток, грбы, пчла, к..за.
Сва, н..ра. з..ма, ст..на, тр..па.
Х..лмы, гр..за,гн..здо. , ст..на, сн..га..

Подберите как можно больше проверочных слов к словам: ГОРА (горный, горка, пригорок)

4. Итог занятия
Как проверить безударную гласную в корне слова?

5.Рефлексия. Станция 6 Самооценка» Слайд 11
Оцените свою работу.
Кто считает, что он работал на уроке хорошо и все получалось – закрасьте шарик красным цветом. Если что-то немного не получалось - зеленым.
6. Итог путешествия. Ребята, мы прибыли на конечную станцию. Вас встречают на перроне ваши родители. Забирайте подарки и выходите на перрон. Шарики подарите гостям , закрепив их на доску магнитами.

















МБОУ СОШ №63












КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА УРОКА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 « «А» КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА ».






Учитель
Кузина Г.В.














Г. Ульяновск.

2014-2015 уч. год.

гра цвток грбы пчла к..за

сва н..ра з..ма ст..на тр..па
х..лмы
гр..за
гн..здо ск..ла сн..га

Заголовок 415