Разработка урока по математике на темуСложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем (5 класс)


Методическая разработка урока математики по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» (5 класс).
Предмет: математика.
Класс: 5
Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока – повторить сложение и вычитание обыкновенных дробей с общим знаменателем; проверить усвоение материала.



Задачи урока.
Образовательные – содействовать развитию умения обобщать и систематизировать, содействовать развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные – воспитание установки на самообразование, самовоспитание, точную исполнительность, творческое отношение к деятельности, критичность мышления.
Развивающие – развивать у школьников умения сравнивать и обобщать, логически излагать мысли, развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.

Методы и приемы.
По способу приобретенных знаний – словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной активности – проблемный, частично-поисковый, эвристический, проверка уровня теоретических знаний, решение познавательных задач.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная; работа в парах.
Оборудование:
Длительность урока: 45 минут.

Структура урока.
1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности.
2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
6. Подведение итогов урока.
7. Постановка домашнего задания.






Ход урока
1. Постановка цели урока и мотивация познавательной деятельности учащихся.
Цель: содействовать развитию умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их; создание благоприятного настроя учащихся и подготовка к следующему этапу урока.
Оформление доски
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


После проверки готовности класса к уроку сообщает, что тему сегодняшнего урока ребята узнают, разгадав логический тест. Помогает учащимся сформулировать тему урока, оказывает помощь в постановке цели урока. Мы знаем с вами, что такое дробь, из чего она состоит, как она читается и записывается, умеем складывать, вычитать, сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Разгадывают тест, определяют к какой теме относятся предложенные математические термины, записывают число и тему урока.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.
4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий.
5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
Цель: содействовать глубокой и всесторонней проверке и корректировке теоретических знаний, выявить причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях, стимулировать весь класс к овладению рациональными приемами образования и самообразования. Организовать целенаправленную познавательную деятельность. Добиться от учащихся восприятия, осмысления, обобщения и систематизации знаний. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели бы к данному обобщению.
1/17; 4/17; 7/17;. Установите закономерность в ряду чисел и назовите три следующих числа.
2. 4/9; 2/7; 5/6; 3/5; 3/4; 7/23 Назовите дробь, которая дополняет до 1 данную дробь


Предлагает поработать устно:

Вычисляют устно.


Предлагает учащимся выполнить задание: изобразить на координатном луч числа, записанные в кружки. Соедините отрезками кружки, в которых написаны равные числа. Наблюдает за работой учащихся, дает пояснения.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно


Предлагает проверить выполненное задание.
Сверяют свои записи с образцами, вносят дополнения и исправления. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю



Сейчас с вами мы пойдем собирать грибы. Предлагает учащимся выполнить задание.
Перед вами грибы. Напишите на ножках грибов такие числа, чтобы равенства были верны
Выполняют задание


Напишите на шляпках грибов буквы, учитывая данные рисунков. Прочитайте слово. Оно является названием гриба, который растет под землей на глубине до 30 см от ее поверхности .Этот гриб известен людям около двух тысяч лет. Древние римляне считали, что он возвращает человеку молодость.
Выполняют задание


Как же люди отыскивают под землей эти грибы? Кто им помогает? Узнайте это. Для этого выполните вычисления .
Выполняют задание.


Найдите в таблице названия животных, соответствующие полученным ответам.
Находят






Предлагает прослушать информацию о грибах( заранее дается задание ученику найти информацию)
Гриб трюфель – самый вкусный и самый дорогой гриб в мире. Он считается лакомством для гурманов и позволить купить себе его могут только богатые люди. Цена зачастую достигает заоблачных размеров и превышает цену золота. Трюфель доступен немногим. Произрастает он под землей на глубине до 30 сантиметров. Наиболее известны в Европе черные и белые трюфели. Черные образуют симбиоз с дубом, буком, грабом, белые - с березой, тополем, вязом, липой. Но особенно удачно соседство трюфелей с дубом. Не случайно во Франции в XIX веке специально сажали дубовые рощи, чтобы собирать больше трюфелей. Трюфели имеют особый привкус жареных семечек или грецких орехов и сильный характерный аромат. Если в воду опустить трюфель и подержать, она приобретает привкус соевого соуса. В диких рощах его ищут при помощи специально обученных собак и свиней, обладающих феноменально тонким нюхом. Самостоятельно можно обнаружить трюфель под листвой, заметив роящихся над ним мошек. Медведи тоже любят трюфели!
Эту слабость косолапых использовали крестьяне российских губерний для поисков русских трюфелей. Правда, мохнатые помощники отличаются слишком строптивым характером. Кроме того, прокормить взрослого медведя достаточно сложно. Поэтому в качестве напарника грибники предпочли иметь проверенного помощника – собаку.






Задание. Найдите закономерность заполнения квадрата. Подсказка. Найдите сумму чисел в каждой строке квадрата, найдите сумму чисел в каждом столбце квадрата, найдите сумму чисел в каждой диагонали квадрата. Предлагает узнать название такому квадрату, ознакомиться с его свойством.
Читают небольшое сообщение о магическом квадрате. Отвечают на вопросы учителя.


















Выполните указанные действия. Используя найденные ответы, узнайте, на какой цветок сядет каждая из бабочек. Добавьте в последнем примере знак математического действия так, чтобы его ответ соответствовал ответу оставшегося цветка.

Ромашка Гладиолус Колокольчик Мак Роза



Предлагает учащимся порешать познавательные задачи. Наблюдает за работой учащихся, дает пояснения, отвечает на вопросы учащихся, подводит итог выполненного задания.
Выполняют задания, сверяют свои решения, вносят дополнения и исправления. Обращаются за необходимыми пояснениями к учителю.


А сейчас проверим, как вы усвоили материал. Для этого я предлагаю вам выполнить тест. В тесте 6 заданий. 1-5 задания оценивается в 1 балл, 6 – в 2 балла. Максимум можно набрать 7 баллов. Вы получаете тест в бумажном варианте, внимательно читаете задания и выполняете их. После того как тесты будут выполнены, проверим правильность
Выполняют тест

Вариант 1
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
В1

Ответ
1
3
1
4
2
108га


Вариант 2
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
В1

Ответ
2
4
1
3
3
104013 EMBED Equation.3 1415




Проанализируем правильность выполнения теста. Вы увидите, сколько каждый из вас набрал баллов, сколько заданий и какие выполнили правильно, а сколько неправильно.
- Оцените себя
Ученики вместе с учителем проводят анализ теста.
Ученики оценивают себя

6. Подведение итогов урока.

-Вот закончился урок,
Подвести пора итог.
Кто же лучше всех трудился?
Кто же в классе отличился?
-Подсчитаем суммарный балл за урок. Если в тетради записи аккуратные – дополнительный балл. Вместе с учащимися подводит итоги урока.
Предлагает учащимся следующие вопросы:
(принцип «Микрофон»)
-- Какую цель Вы ставили перед собой в начале урока?
- Как вы считаете достигли ли Вы эту цель?
- Узнали ли Вы что-нибудь новое на уроке?
- Что Вам запомнилось на уроке?

-У кого после сегодняшнего урока хорошее настроение?
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Материал урока мне был полезен / бесполезен/интересен /скучен

Отвечают на вопросы, предложенные учителем.

7. Постановка домашнего задания.


Предлагает учащимся выполнить творческое домашнее задание. Составить магический квадрат , придумать познавательную задачу или задачу с интересным сюжетом, составить кроссворд или ребус, придумать математическую сказку или стихотворение на тему «Обыкновенные дроби».
Записывают домашнее задание.
























Приложение.
Тест

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Ответы:
Вариант 1
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
В1

Ответ
1
3
1
4
2
108га


Вариант 2
№ задания
А1
А2
А3
А4
А5
В1

Ответ
2
4
1
3
3
104013 EMBED Equation.3 1415



Рисунок 2Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 1J:\2015-2016\Новая папка\урок\31706_cat_ESCALA_800_585.jpegРисунок 1Рисунок 3Рисунок 6J:\2015-2016\Новая папка\урок\chamomile-5.jpg