Материалы для проведения школьного этапа ВСОШ по экологии 5-11 класс

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

класс

Ответьте на поставленные вопросы.
Что изучает наука экология ?
Почему нельзя собирать грибы и лекарственные растения вблизи автомобильных дорог?
Какой газ выделяется в атмосферу при дыхании организмов и сжигании топлива?
Какое негативное влияние на окружающую природу может оказать добыча нефти?
Почему леса называют зелеными легкими планеты?
Какие животные обитают в зоне тундры? Как они приспособились к условиям жизни.
Какой вред деревьям приносит сбор сока?
Почему на Земле возникает недостаток пресной воды, хотя 70 % поверхности нашей планеты заняты водой?
Почему нельзя разводить костры вблизи растущих деревьев?
Какие международные организации, занимающиеся охраной природы вы знаете?

6 класс
Ответьте на поставленные вопросы.
Верно ли высказывание: «В промышленных районах плохая экология»? Если нет, то почему?
Какие растения тундры вы знаете, как они приспособились к условиям жизни.
В моторной лодке, идущей по озеру, подтекает бензин. Повлияет ли это на состояние водоема? Если да, то как?
Почему учёные – экологи считают, что люди, экономно расходующие воду, электроэнергию, газ, пищу, предметы обихода, способствуют охране природы?        
Составьте цепь питания из следующих элементов: лисица, мальки рыб, утка- кряква, водоросли.
Растения, как известно, служат пищей для животных, а знаете ли вы растения- хищники, питающиеся мелкими животными, например, насекомыми?
Какие правила необходимо соблюдать при заготовке лекарственных растений? Назовите не менее трех.
Какие виды животных охраняются на территории НАО?
В тайге прокладывают автомобильную трассу и решают осушить встретившееся на пути болото. К каким изменениям в природе это может привести?
10. Почему нельзя забирать из леса и приносить домой найденных птенцов и детёнышей других животных?


класс

Ответьте на поставленные вопросы.
Верно ли высказывание: «В нашем городе хорошая экология»? Если нет, то почему?
Почему в зоне тундры не встречаются высокие деревья?
Почему определенные виды грибов ( подберезовики, подосиновики) часто встречаются вблизи деревьев?
Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску?
Составьте цепь питания из следующих элементов: насекомое, уж, лягушка, трава.
Как сказывается на состоянии атмосферы уменьшение площади лесов?
Почему птицы не склёвывают насекомых, имеющих яркую окраску?
Назовите виды животных, полностью исчезнувших с лица Земли.
Весной многие люди жгут прошлогоднюю траву, обосновывая это тем, что свежая трава будет лучше расти. Экологи, напротив, утверждают, что это делать нельзя. Кто прав и почему?
Красная Шапочка, беспокоясь о своей бабушке, попросила охотников убить в лесу всех волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?

8 класс
Задание 1.
Тип задания
Выберите один правильный ответ из предложенных.

Количество баллов
Правильный ответ – 1 балл
Ошибочный ответ – 0 баллов


1. Экология наука, изучающая:
а) влияние загрязнений на окружающую среду;
б) влияние загрязнений на здоровье человека;
в) влияние деятельности человека на окружающую среду;
г) взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой.

2. Какой компонент экосистемы нельзя отнести ни к живым, ни к неживым условиям среды?
а) вода
б) углекислый газ
в) почва
г) кислород
 
3. К числу  светолюбивых растений нельзя отнести:
а) сосну обыкновенную
б) лиственницу
в) ель обыкновенную
г) дуб 

4. Организмы, наиболее чувствительные к загрязнению воздушной среды:
а) грибы
б) лишайники
в) цветковые растения
г) водоросли
 
5. Наибольшее разнообразие видов растений и животных характерно для природной зоны:
а) тайги
б) тропических пустынь
в) арктических пустынь
г) влажных экваториальных лесов

6. Свет, влажность, температура и состав воздуха относятся к:
а) факторам неживой природы
б) факторам живой природы
в) антропогенным факторам
 
7. . Самые крупные и тяжелые животные обитают в среде:
наземно-воздушной
почвенной
водной
организменной
 
8. Свободноплавающие организмы ( дельфины, рыбы, киты) относятся к группе:
а) фитопланктон
б) нектон
в) бентос
г) зоопланктон 
  
9. К видам, встречающимся в экосистемах тундры, не относится:
а) волчье лыко
б) голубика
в) морошка
г) карликовая береза
 
10. Главный фактор, ограничивающий распространение организмов в водной среде:
а) температура
б) соленость
в) свет
г) недостаток кислорода
11. Определите правильно составленную цепь питания:
а) злаки - ястреб- змея- мышь
б) мышь- змея – злаки - ястреб
в) злаки - мышь- змея- ястреб
г) змея – мышь- ястреб- злаки..
 
12. . Наибольшее количество ярусов можно насчитать в растительном сообществе:
А) болота
Б) степи
В) смешанного леса
Г) луга


Задание 2.

Тип задания
Вставьте пропущенное слово.

Количество баллов
2 балла за каждый правильный ответ.


1. Верхний плодородный слой Земли -
2. Оболочка Земли, созданная и населенная организмами-
3. Сборник, содержащий информацию о редких, исчезающих, охраняемых видах организмов-
4. Процесс образования органических веществ из неорганических в хлоропластах растений с использованием энергии солнечного света -
Задание 3.
Перечислите охраняемые природные территории на территории Ненецкого автономного округа.

9 класс
Задание 1.
Тип задания
Выберите один правильный ответ из предложенных.

Количество баллов
Правильный ответ – 1 балл
Ошибочный ответ – 0 баллов

 
1. Началом пищевой цепи в водных экосистемах являются
а) рыбы
б) икра рыб
в) планктон
г) мальки рыб

2.   Единственный экологически оправданный способ борьбы  с промышленными отходами  это:
а) сжигание   
б) закапывание
 в) хранение в контейнерах
г) утилизация
 
3. Наибольшее разнообразие видов растений и животных характерно для природной зоны:
а) степей
б) тропических пустынь
в) влажных экваториальных лесов
г) тундры
 
4. Основная причина кислотных дождей – поступление в атмосферу  Земли:
а) соединений серы и азота
б) углекислого газа
в) угарного газа 
г) аэрозолей

5. К видам, встречающимся в экосистемах тундры, не относится:
а) морошка
б) голубика
в) ежевика
г) брусника

6.  Взаимоотношения белки и лося – это пример :
а) паразитизма
б) симбиоза
в) нейтрализма
г) конкуренции

 7. В заповедниках разрешается:
а) Отлавливать  животных для коллекций
б) Находиться туристическим группам
в) Истреблять вредных насекомых
г) Отлавливать редких птиц для их кольцевания.

8. Одними  из самых выносливых организмов на планете (переносят температуру ниже  -40 градусов) являются:
а) мухи;
б) клещи;
в) черви;
г) ракообразные.

9. Сильная загрязненность таких морей, как Балтийское, Чёрное, Азовское, вызвана не только   усилившейся  техногенной нагрузкой, но и:
а) резким уменьшением стока, впадающих в них рек;
б) резким изменением климата в прилегающих к ним районах;
в) замедленным водообменом с Мировым океаном;  
г) крупным поднятием дна этих морей.

10. Определите правильно составленную цепь питания:
а) злаки - ястреб- змея- мышь
б) мышь- змея – злаки - ястреб
в) злаки - мышь- змея- ястреб
г) змея – мышь- ястреб- злаки.

11. Гельминты живут, паразитируют, размножаются в системе человека:
а) эндокринной
б) кровеносной
в) дыхательной
г) пищеварительной
12. Способ питания, возможный исключительно в водной среде:
а ) хищничество
б) фильтрация
в) паразитизм
г) фотосинтез
13. Из перечисленных организмов к продуцентам относится:
а) белая куропатка
б) белый гриб
в) синий василек
г) синий кит
14. Основные лесообразующие породы таежных экосистем:
а) дуб, липа, береза, вяз
б) осина, ольха, ива
в) пихта, сосна кедровая, лиственница, сосна обыкновенная
г) ясень, клен, граб, бук


Задание 2.
Тип задания
Вставьте пропущенное слово.

Количество баллов
2 балла за каждый правильный ответ.

1. Связь, которая возникает между клетками водорослей и мицелием грибов в организме лишайника называется
2. Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических благодаря использованию солнечной энергии...
3. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой -...
4. В чем состоит отличие заповедников и национальных парков?
Задание 3.
Назовите виды животных - «краснокнижников», обитающих на территории НАО.

 
10 класс
Задание 1.
Тип задания
Выберите один правильный ответ из предложенных.

Количество баллов
Правильный ответ – 1 балл
Ошибочный ответ – 0 баллов


 1. Оптимальным для человека является следующее сочетание температуры и влажности среды:
а) 20о С и 20 %;
б) 25о С и 60 %;
в) 30о С и 30 %;
г) 30о С и 80%
2. Экологическая причина того, что теплокровные животные севера, как правило, крупнее своих южных сородичей, заключается в следующем:
а) так легче бороться с хищниками;
б) снижаются энергетические затраты организма;
в) так удобнее и быстрее передвигаться по снегу и льду;
г) увеличиваются легкие и сердце, что обеспечивает усиленный обмен веществ, способствующий выживанию.
3. Какая из перечисленных ниже экосистем включает в себя только естественные биоценозы?
а) лесозащитная полоса
б) карьер
в) коралловый риф
г) водохранилище
4. В крупных городах, как правило, основным источником загрязнения атмосферного воздуха является:
а) теплоэнегретика
б) автотранспорт
в) железнодорожный транспорт
г) предприятия легкой промышленности
5.В пищевых цепях обычно не более 6 звеньев, потому, что:
а) ресурсы среды ограничены
б) в каждом звене теряется большое количество энергии
в) хищники не могут питаться хищниками
г) А+Б+В..
6.Основная газодобывающая база России ( и связанные с ней экологические проблемы) находится:
а) в Восточной Сибири
б) в Западной Сибири
в) на Дальнем Востоке
г) в Центральном районе
7. Выберите показатель, который характеризует плотность популяции:
50 тонн;
5 тонн/га
50 особей/ км2
500 особей.
8. У многих морских обитателей ярко выражены биологические ритмы продолжительностью около 12 часов, которые вызваны периодичностью:
а) солнечных суток
б) приливов и отливов
в) вращением Земли вокруг Солнца
г) вращением Луны вокруг Солнца
9. Семена многих осок заключены в своеобразные мешочки с воздухом, что является приспособлением к распространению с помощью:
а) ветра
б) хищных птиц
в) хищных рыб
г) водных течений
10. К консументам относится:
а) ежа сборная
б) овсяница луговая
в) овсянка камышовая
г) мятлик луговой.
11. К биотическим факторам среды следует отнести:
а) накопление радиоактивных элементов животными
б) продолжительность светового дня
в) опыление насекомыми цветковых растений
г) минеральный состав почвы
12. Разнообразие окраски водорослей вызвано:
а) маскировкой
б) приспособленностью к фотосинтезу
в) особенностями размножения
г) всеми названными причинам
13. Функцию защиты жизни на Земле от избытка ультрафиолетовых лучей выполняет газ:
а) кислород
б) азот
в) озон
г) углекислый.
14. Самая насыщенная (в пересчете на объем) жизнью среда:
а) почвенная
б) наземно- воздушная
в) пресные воды
г) моря и океаны.
15. Вещества, вызывающие изменения числа и структуры хромосом, называются
а) мутагены
б) канцерогены
в) дефолианты
г) аллергены
Задание 2.

Тип задания
Вставьте пропущенное слово.

Количество баллов
2 балла за каждый правильный ответ.


1. Род взаимоотношений между видами, при которых организм одного существует за счет другого, угнетая при этом его жизнедеятельность-_________________________;
2. Наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой -___________________________________________________________;

3. Организмы в цепях питания, разлагающие органические вещества до неорганических__________________________________________________;
4. Особо охраняемые территории (акватории), полностью исключенные из хозяйственной деятельности человека-
_____________________________________________________________________________.

Задание 3.

I. Составьте пищевую цепь между представителями следующих видов: утка- кряква, водоросли, лисица, мальки рыб. Укажите продуцентов, консументов I и II порядка.
3 балла
II. Определите вещества, вызывающие экологические проблемы:
1) При разгерметизации люминесцентных ламп выделяется -;
2) Основная причина кислотных дождей –;
3) Созданию парникового эффекта способствует- .

Примеры веществ: а) сернистый газ; б) ртуть, в) углекислый газ;

Ответы: 1)_______________________; 2)_________________________; 3)______________________________.


3 балла
III. Академик К.А. Тимирязев назвал растения «консервами солнечной энергии», объясните смысл этого выражения

3 балла







11 класс
Задание 1.
Тип задания
Выберите один правильный ответ из предложенных.

Количество баллов
Правильный ответ – 1 балл
Ошибочный ответ – 0 баллов


 

1. Экология не изучает:
а) клеточный уровень организации жизни;
б) организменный уровень организации жизни;
с) популяционный уровень организации жизни;
г) видовой уровень организации жизни.

2 .Суточный ритм отсутствует:
а) у речного окуня;
б) у глубоководного удильщика;
в) у озерной лягушки;
г) у обыкновенной синицы.

3.В состав популяции не входят:
а) организмы одного вида;
б) организмы разных видов;
в) организмы разных возрастов;
г) организмы разного пола.

4. Растения, предпочитающие сухие местообитания :
а) гелиофиты
б) гидатофиты
в) гидрофиты
г) ксерофиты.


5. Благоприятная зона воздействия экологического фактора на организм называется:
а) максимум;
б) оптимум;
в) толерантность;
г) устойчивость.

6. Черви ежегодно потребляют и пропускают через свой пищеварительный тракт до 85 т/га органического вещества, которое в переработанном виде служит исходным продуктом для образования гумуса. К какому звену глобальной экосистемы относятся черви?
а) консументы;
б) автотрофы
в) потребители
г) редуценты.

7. Благодаря наличию кислорода в атмосфере:
а) сгорают космические тела, падающие на землю;
б) осуществляется круговорот воды ;
в) образуются осадочные породы;
г) ослабляется ультрафиолетовое излучение.

8. Рост численности конкретной популяции любого вида не бывает бесконечным, поскольку:
а) существует популяция хищников;
б) существует сопротивление среды;
в) особи перестают размножаться;
г) существует конкуренция.

9. Популяция обладает рядом показателей, которые характеризуют ее как группу в целом. К этим показателям не относятся:
а) численность и плотность;
б) рождаемость, смертность, возрастной и половой состав;
в) число хищников, питающихся особями данной популяции;
г) скорость расселения популяции.

10. Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий является примером:
а) мутуализма;
б) мутаций;
в) паразитизма;
г) хищничества.
11. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в среднем принимается близким к:
а) 10%;
б) 20%;
в) 30%;
г) 40%.

12. Газ, являющийся основной причиной образования кислотных осадков, это:
а) углекислый
б) угарный
в) диоксид серы
г) азот
13. Согласно правилу Аллена:
а) особи в северных районах обладают относительно большей массой сердца по сравнению с особями южных местообитаний;
б) выступающие части тела (уши, конечности, хвост и др.) у теплокровных животных на севере меньше чем на юге;
в) биологическое разнообразие по мере движения от полюсов к экватору увеличивается;
г) более крупные размеры тела у теплокровных животных характерны для более холодных областей.

14. По своей функции в экосистеме зеленые растения называются:
а) симбионтами
б) редуцентами
в) продуцентами
г) консументами.


15. В состав зоопланктона входят:
а) крабы камчатские (взрослая форма)
б) зеленые водоросли
в) дафнии
г) омары (взрослая форма).

16.Не являются биотическими факторами:
а) внутривидовые отношения организмов
б) межвидовые отношения организмов
в) трофические связи консументов и редуцентов
г) фотосинтетические активные части солнечного излучения.

.
17. Пример целенаправленно созданного человеком сообщества - это:
а) биосфера,
б) биоценоз,
в) геобиоценоз,
г) агроценоз

18. Белые медведи не питаются в природе пингвинами потому, что:
а) они в природе не встречаются вместе
б) пингвины быстрее плавают, чем медведи
в) пингвины живут стаями и нападать на них опасно
г) мясо пингвинов ядовито.
Задание 2.

Тип задания
Вставьте пропущенное слово.

Количество баллов
2 балла за каждый правильный ответ.


1. Возникающие в природе (естественные) или вызываемые искусственно человеком изменения наследственных свойств организма -
2. Если в популяции преобладает смертность, а не рождаемость, то численность популяции
3. В пищевой цепи: «трава- гусеница – скворец- сокол» гусеница является :
4. Функцию защиты от жесткого ультрафиолетового излучения в атмосфере выполняет.




Задание 3. ВЫБЕРИТЕ ОДИН ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ. ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР. ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ ОСТАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОШИБОЧНЫМИ. 4 балла
Сплав деревьев по рекам экономически очень выгоден. Не надо строить дороги, использовать дорогостоящую технику, расходовать топливо и т.п. Объясните, почему экологи против такой транспортировки, особенно если деревья не связываются в плоты, а сплавляются поодиночке?
а) Древесина намокает и теряются ее товарные свойства и надо снова заготавливать древесину, вырубая леса.
б) Намокшая древесина токсична для водных обитателей.
в) В таких реках исчезает рыба и другие водные организмы.
г) Тонущие бревна являются препятствием для нерестящихся рыб.






































Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315