Разработка урока по географии 6 класс по теме Рельеф суши. Горы

РЕЛЬЕФ СУШИ. ГОРЫ.
Тип учебного занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основополагающая дидактическая задача. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия и отношений в объекте исследования.
Логика урока. Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Образовательные цели урока:
продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;
познакомить с новыми понятиями и определениями;
дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;
продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин).
Развивающие цели урока:
развитие мотивации учебной деятельности,
развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации,
развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
Воспитательные цели урока:
воспитание внимания и умения слушать,
воспитание умения работать в заданном режиме,
воспитание самоконтроля и дисциплины.
Психологическая цель урока:
создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Межпредметные связи: ГЕОГРАФИЯ 5 класс, литература.
Внутрипредметные связи: с разделами «Изображение поверхности Земли», «Строение земли», с уроками «Рельеф земной поверхности»,
Характер деятельности учащихся:
репродуктивный (воспроизводящие действия),
продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),
продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).
Методы обучения:
Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), с путевым журналом
Практические: работа на контурной карте.
Формы работы учащихся:
коллективная во время рассказа учителя,
индивидуальная при работе: на контурной карте, с картами атласа, в путевом журнале,
при анализе схем и рисунков.
парная при проверке работы с контурной картой.
Гигиенические требования к уроку:
предупреждение утомления и переутомления,
чередование видов деятельности,
соблюдение правильной рабочей позы учащимися.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для учащихся 6 класса, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] урока-экспедиции, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П ФОТО ГОР
Термины и понятия урока: гора, горные хребты, горные долины.нагорье, горные системы, горы
Географические объекты: АНДЫ, УРАЛ, ГИМАЛАИ, КАВКАЗ
Структура учебного занятия. Организация начала урока – проверка домашнего задания – подготовка учащихся к усвоению новых знаний – изучение нового материала – первичная проверка усвоения знаний – первичное закрепление знаний – подведение итогов урока – информация о домашнем задании.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


· ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА От качества осуществления этого этапа во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. Здесь формулируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя.

Приветствие. Знакомство. – Здравствуйте. Сегодня нам предстоит работать вместе. Собранность, доброжелательность, энергичность, педагогическая культура. Отсутствие многословия и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся. Я предлагаю вам отправится в экспедицию, которая будет заниматься изучением равнин суши. Любая экспедиция и наша с вами состоит из нескольких этапов: – подготовительного; – непосредственно самой экспедиции; – и, анализа проделанной работы. Для того чтобы облегчить общение членов нашей научной группы, я попрошу, каждого из вас взять бейджик и написать на нем свое имя, после чего приколоть его на грудь. Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать правила поведения, внимательно слушать и выполнять все просьбы и указания руководителя группы. С вашего разрешение, возглавлять путешествие буду я – учитель географии
В процессе научных исследований нам с вами понадобится следующее оборудование: 1) атлас 6 класса и такие карты как, «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Попрошу Вас открыть оглавление найти нужные нам карты и заложить их закладками, которые лежит у каждого на парте. 2) учебник стр. 55, пожалуйста, откройте и заложите закладкой. 3) путевой журнал, который лежит перед вами. Попрошу вас подписать его (укажите Ф. И., класс) Путевой журнал необходим для развития навыков четкой работы и систематизации знаний 4) цветные карандаши. И так, я вижу, что все и всё готово для научной работы, осталось только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в путь. (4 минуты)
Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю.


·
· ЭТАП. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Дидактическая задача этапа заключается в усовершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Все вы прекрасно знаете, что новое это хорошо забытое старое и я думаю, что на уроках природоведения в начальной школе и на предыдущих уроках географии вы узнали много интересного, что сможет пригодится нам в пути. Давайте же вспомним все то, чему вы научились раньше.
 

Открываем путевой журнал и внимательно выполняем задание № 1. Поменялись журналами и проверили правильность ответов. И в этом нам поможет Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и разделами курса начальной географии. Я даю возможность учащимся самостоятельно выбрать, как они будут заполнять графы: по памяти или с помощью рисунка. Молодцы! Вы хорошо владеете изученным материалом. (5 минут)
Заполнение путевого журнала. Ответы учащихся. Работа в парах по взаимопроверке.


·
·
· ЭТАП. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УПД НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении учащихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока.

В задание № 1 говорилось о том, что выделяют 2 основные формы рельефа – горы и равнины. Постановка темы Тема нашего урока-экспедиции «Горы суши». Цель нашей экспедиции: получить представления о горах, их различиях по высоте и характеру рельефа, научиться составлять описание гор и обозначать их на контурных картах. И я постараюсь, чтобы каждый из вас к концу урока овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы будите выполнять различные виды учебно – познавательной деятельности: работать самостоятельно с учебником и путевым журналом, анализировать рисунки и карты атласа, творчески – создавать карту основных гор мира. Наше исследование очень важное, т. к. горы влияют на природу и хозяйственную деятельность человека, и, следовательно, должны быть хорошо изучены. Эти знания необходимы для создания интереса учащихся к данной проблеме. (2 мин)
 


·V ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Дидактическая задача этапа: сформулировать у учащихся конкретное представление о горах, их различиях по высоте и характеру рельефа; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере гор). Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения..

V ЭТАП. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Необходимо будет установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу. (15 минут)

Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно посмотрим на неё. Мы видим, что на ней заметно выделяются обширные участки суши, обозначенные каким-либо одним цветом: зеленым, желтым или светло коричневым, и разделяющие их горизонтали в отличие от изображения горных стран, находятся далеко друг от друга. Эти части земной поверхности называются равнинами. А горы?
Работа с картой атласа.

Запишите к себе в путевой журнал это определение в задание № 2.стр учебника 57 Очень хорошо!
Заполнение путевого журнала.

А все ли выпуклые формы рельефа можно назвать горами?
Задание №3
Заполнение путевого журнала.

Задание №4 работа с определениями
Учебник стр 56
Заполнение путевого журнала




Сейчас мы с вами узнаем, как делятся горы по возрасту.
Задание №5 Учебник Рис 36 и 37, стр 58-59
План
1 форма вершин
2 склоны крутые или пологие
3 наличие растительности на склонах
Работа с планам, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала.

Сейчас мы с вами узнаем, как делятся горы по абсолютной высоте. Для этого смотрим в учебник стр.57 и работаем в журнале задание № 6. Пользуясь шкалой высот и глубин в условных знаках к Физической карте полушарий, определите, каким цветом показаны горы с названными абсолютными высотами. Полученные сведения занесите цветными карандашами в нижнюю графу. Итак, мы уже знаем: Что такое горы? Как делятся горы по абсолютной высоте? Как делятся горы по возрасту? И теперь по плану нашей экспедиции мы должны научится обозначать горы на контурных картах, в этом нам поможет задание № 6. Внимательно читаем правила работы с контурной картой про себя, а один ученик прочтет их в слух. Молодец!
Работа с текстом, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала. Работа с Физической картой полушарий. Ответы учащихся. Заполнение путевого журнала. Ответы учащихся. Работа с путевым журналом

Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на контурной карте: –. АНДЫ, УРАЛ, ГИМАЛАИ, КАВКАЗ
Нанесение географических объектов на контурную карту.

Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте правильность выполнения задания.
Работа в парах по взаимопроверке.

Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю вам сделать вместе со мной *Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Очень хорошо! Продолжаем работать.
Физкультминутка.

На прошлом уроке вы должны были познакомится с планом описания гор, а сегодня научитесь составлять описание ГОР. Эти два плана схожи между собой. План описания равнин вы найдете в путевом журнале - задание № 7. Внимательно читаем про себя, а один ученик прочтет в слух. Молодец!
Ответ учащегося.

Сейчас вы внимательно будете слушать, анализировать и записывать нужную информацию о равнине России. Графу название вы заполните в самом конце, после того, как запишите всю информацию. Описание
1.Название гор. На каком материке, в какой его части и в какой стране они находятся.
Уральские. Располагаются на материке Евразия, в центральной части; служат границей между Европой и Азией.
2. В каком направлении и на сколько километров протянулись горы, как они расположены относительно других географических объектов (равнин, рек, морей).
Протянулись с севера на юг более, чем на 2000 км; граничат с Восточно-Европейской равниной на западе и Западно-Сибирской - на востоке.
3. Средняя абсолютная высота гор, наивысшая точка, ее высота и координаты
Средняя высота 500-1000 м, наивысшая точка - гора Народная (1898 м); координаты: 65є с.ш. 60є в.д.
4. В каком направлении (по направлению течения рек) происходит понижение рельефа
Реки протекают с юго-запада на север и северо-запад.
5. Какие реки берут начало в горах, есть ли крупные озера.
р.Печора, р. Белая, р. Урал; крупных озер нет.

Индивидуальная работа учащихся в путевом журнале.

V
· ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в составлении плана описания географического положения равнин.

Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значимость для человека? Что нового вы узнали о равнинах?
Ответы учащихся

Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить план описания географического положения равнины и думаю, что каждый из вас без труда справится с этим заданием. 1 вариант составляет план описания Гималаи
2 вариант составляет план описания Анды. (10 минут)
Индивидуальная работа учащихся.

V
·
· ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ЭТОГОВ УРОКА Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности за время урока. (2 минуты)

V
·
·
· ЭТАП. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВПОЛНЕНИЮ На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний о равнинах земли. (2 минуты)




ПУТЕВОЙ ЖУРНАЛ
УЧАСТНИКА УРОКА ПО ТЕМЕ: «ГОРЫ СУШИ»

Задачи экспедиции:
получить представления о горах,
их различиях по высоте и характеру рельефа,
научиться обозначать горы на контурных картах,
составлять их описание
фамилия, имя, класс




дата заполнения



Заданий № 1.
Посмотри на рисунок, подумай и заполни пропуски.


Краткий геологический словарь для школьников /Под ред. Г. И. Немкова. – М.: Недра, 1989


Тип земной коры
Мощность, км
Количество слоев залегания


под равнинами 30 – 40 км




под горами до 70 км







5 – 10 км







Вспомни определение! Что такое рельеф?
Рельеф - ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 формы рельефа




Задание № 2. Запиши определение.
Горы_________________________________________________________


Задание №3
Сравните холм и гору, в чем главное различие? _____________________________________________________________________________


Задание 4 Рельеф гор используя определения в учебнике подпишите объекты

1______________________









2 _________________________










3______________________




4 ___________________



Задание № 5. Пользуясь планом заполни таблицу.

План
1 форма вершин
2 склоны крутые или пологие
3 наличие растительности на склонах
по возрасту горы делятся

старые
молодые












Задание № 6. Пользуясь учебником стр. 57, шкалой высот в атласе заполни таблицу.

по абсолютно высоте горы делятся

низкие
средние
высокие

высотой до м над уровнем моря
высотой от до м над уровнем моря
высотой выше м над уровнем моря





цвет по шкале высот







Задание № 6. Внимательно прочти и запомни!

Правила работы с контурной картой
Контурную карту подпишите. В левом верхнем углу укажите название будущей карты («Основные горы мира»).
Все надписи на контурной карте делайте мелко, четко красиво, простым карандашом. Названия рек и гор располагайте соответственно вдоль рек и хребтов, названия гор – по протяженности гор
Если название географического объекта не помещается на карте, то около него поставьте цифру, а внизу карты (в условных обозначениях) напишите, что обозначает дана цифра.
Проверьте, правильно ли выполнена работа.

Учимся обозначать на контурной карте горы суши
Найдите равнину на физической карте и определите основные ориентиры её местоположения (меридианы, параллели, реки и пр.);
Работая простым карандашом, найдите местоположение гор на контурной карте по определенным вами ориентирам;
Посмотрите, как удачнее разместить название, чтобы надпись условно показывала территорию гор, и подпишите его.

Обозначьте на контурной стр. 4:

Горы: Анды, Урал, Гималаи, Кавказ

Задание № 7. Составьте описание ГОР по плану.

Название______________________________________________________________________________________________________________________________________
К какому типу по высоте относится________________________________________
На каком материке и в какой его части
находится______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Между какими меридианами лежит_________________________________________
Между какими параллелями лежит_________________________________________
Протяженность по наибольшему расстоянию_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ближайшие географические объекты________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________




для записи домашнего задания
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









13PAGE 15


13PAGE 14115




14ђ Заголовок 215