Организации самостоятельной познавательной деятельности у школьников на внеурочных занятиях


Заборская О.А.
Организации самостоятельной познавательной деятельности у школьников на внеурочных занятиях
МБОУ СОШ № 35 (г.Ульяновск)
Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления развитием познавательной деятельности школьников. Самостоятельная деятельность может определяться как система индивидуальной и групповой деятельности школьников под руководством педагога во время внеурочных занятий. Своеобразие внеурочных занятий по формированию самостоятельной познавательной деятельности заключается в том, что ученику предоставляется возможность, в различных сочетаниях методов и форм, выполнить самостоятельно ряд заданий или действий, результатом которых становятся: анализ, измерительные действия, сопоставления и выводы, осуществлённые школьником.
Самостоятельная познавательная деятельность, организованная на внеурочном занятии, выполняет ряд функций, к которым относятся:
• развивающая – благодаря развитию культуры умственного труда, приобщению к творческим видам деятельности;
•информационно-обучающая – благодаря обучению работать с цифровой информацией и на её основе делать выводы, обучению работать с «информационным потоком» и группировать его;
•воспитывающая – благодаря информации, которая предоставляется педагогом, и обрабатывается обучающимся;
•исследовательская – благодаря обучению работать с различными видами и источниками информации и её обработкой.
Процедура организации самостоятельной познавательной деятельности школьников основывается на последовательной организации четырёх приёмов:
1. Локальная ассоциация – основывается на преемственности между знакомым и новым материалом, в результате у обучающегося формируется осознание необходимости усвоения новых знаний.
2. Частично-ассоциативные связи – формируются за счёт системной связи внутри знакомой учебной информации (например внутри одной темы), и тем самым подводится итог пройденному.
3. Внутрисистемная ассоциация – позволяет обучающимся установить значение той или иной темы.
4. Межсистемные ассоциации – показывают необходимость межпредметных связей.
Самостоятельная познавательная деятельность на внеурочных занятиях реализуется через систему разнообразных учебных и интеллектуальных заданий, предложенных обучающимся для самостоятельной работы. Для развития самостоятельной познавательной деятельности педагогом используются четыре типа самостоятельной работы обучающихся:
Первый тип работ – позволяет сформировать у обучающихся заданный алгоритм действий, распознавать полученную информацию при повторном их восприятии.
Второй тип работ – позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти, на основе репродуктивного воспроизведения и частично-самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструктивно-вариативные задания направленные на обучение школьников составлять собственные варианты заданий (кроссворды, игры, модели, поделки)
Третий тип заданий – нетиповые поисковые задачи на основе ранее накопленного опыта. К этому типу относятся задания эвристического характера, чаще всего это решение проблемного задания.
Четвёртый тип заданий – направлен на творческую деятельность, с целью научить обучающихся проникать глубоко в сущность отдельных вопросов и тем, устанавливать новые факты, преобразовывать и обобщать их. К этому типу заданий относятся исследовательские.
В системе конкретной программы внеурочной деятельности детей следует преподавать поочерёдно все типы заданий, не вырывая одно из контекста остальных. Надо так же учесть, что результативность самостоятельной работы определяется четырьмя уровнями самостоятельной познавательной деятельности обучающихся:
1. Уровень копирующих действий, осуществляемых путём сравнения собственных действий с известным образцом;
2. Уровень репродуктивных действий, когда решаются типовые учебно-познавательные задачи;
3. Уровень продуктивной деятельности, которая осуществляется путём самостоятельного решения задач, выходящих за пределы известного образца;
4. Уровень самостоятельной деятельности по переносу знаний на новую ситуацию.
Особая роль, в алгоритме взаимодействия педагога и обучающихся, при развитии самостоятельной познавательной деятельности, отводится контролю. Корректирующий выполняет функцию побуждения, а констатирующий направлен на проверку и оценку результатов самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В качестве методов контроля выделяют коллективный анализ результатов; самостоятельный анализ обучающимся своей работы с последующей коллективной проверкой и оценкой деятельности.
Обучающиеся должны научиться выделять цели своей учебной деятельности, определять её предмет, выбирать средства организации собственной самостоятельной познавательной деятельности, находить средства коррекции при получении неудовлетворительного результата деятельности, определять область знаний и умений, которыми нужно дополнить уже имеющиеся для успешной реализации поставленной учебной задачи.
Литература:
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – Москва, 1989
2. Белухин, Д.А. Личностно ориентированная педагогика. Москва, 2005
3. Булатова, О.С. Искусство современного урока. – Москва, 2007
4. Лукьянова, М.И., Разина, Н.А., Абдуллина, Т.Н. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика. Москва, 2006
5. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения. – Москва, 2007
6. Донина, О.И., Кириллов, В.К., Кузнецов А.В. Формирование экологической компетентности средствами дополнительного образования. – Чебоксары-Ульяновск 2006
7. Организация внеурочной деятельности [Электронный ресурс]
Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/
8. Кузьмина, Н.Д. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы. 1–9-е классы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/