Конспект мероприятия Интеллектуальная игра Православие

Тюменская Православная гимназия
Неделя православных предметов
14 марта 2013 года
Интеллектуальная игра
Ход игры:

Правила игры: В игре участвуют 3 команды (5,6 классы). Состав команды – 5 человек. Каждая команда выбирает капитана, название и девиз. Жюри в составе 3 человек оценивает каждый ответ команды.
1 тур – представление команды – 0-3 балла.
Каждая команда должна представить капитана, название и свой девиз. Оценивается правильность, точность, выразительность, уместность и лаконичность ответа.

2 тур – разминка – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Отвечают все команды по очереди. Если команда не может ответить на вопрос, то отвечают болельщики (из своего класса). Если и болельщики не дают правильный ответ, то право переходит к следующей команде.

1. Сколько дней длится Великий пост? (48)
От чего зависит выбор дня празднования Пасхи? (1 Вселенский Собор (325г.) постановил праздновать Пасху после Пасхи еврейской в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее дня весеннего равноденствия)
Кто создал текст Литургии Преждеосвященных даров? (папа римский Григорий Двоеслов)
Какая литургия служится по субботам в Великий пост? (литургия Иоанна Златоуста)
Что такое Красная горка? (1 воскресенье после Пасхи, Фомина неделя. Разрешается венчание после поста)

Какая Литургия служится по воскресеньям в Великий пост? (литургия Василия Великого)

3 тур – Богословский - 0-5 балла (по полноте ответа) – проводит Зайцев М.Н.

1. Могут ли православные миряне совершать таинства в православной церкви? (только крещение в случае смертельной опасности по определенному правилу)

2. Если Вознесение Господне придется на среду или пятницу, то можно ли вкушать мясо? (этот праздник не может быть ни в среду, ни в пятницу, так как Господь вознесся на 40 день, а это всегда четверг)

3. Этика – это учение о нравственности и морали. Мораль - идеальная программа, ориентированная на разумное и доброе. Термин «мораль» - синоним «нравственности». Некоторые психологи считают, что понимание морали касается объективной общественной стороны этики, а нравственность – это субъективная индивидуальная ее сторона. Таким образом, мораль – это нравственные принципы, принятые в обществе.

На одном из уроков ученика спросили о том, как он представляет себе Бога. Тот ответил, что Бог – это такая личность, которая постоянно следит, не живет ли человек в свое удовольствие, и когда он замечает такое, то вмешивается, чтобы это прекратить.

Является ли правильным такое понимание Бога и почему?
4. Какие моменты литургии отмечаются колокольным звоном? (начало богослужения, середина - Евхаристический канон, конец)

5. Что символизирует малый вход на литургии? ( Священник – Господь, диакон – Иоанн Предтеча, восхождение к Горнему месту – Вознесение Господне)

В государстве и обществе существуют уголовные, административные и другие законы, в которых отражены положения нравственного закона, общего для всех людей.

А) Как появился этот нравственный закон?
Б) Будут ли исполняться в обществе моральные принципы, если исчезнут или будут запрещены законы, определяющие внешнее нравственное поведение людей?

7. Богослужение Великого поста отличается от обычного. Назовите три основные имени святых, которые имеют прямое отношение к богослужению Великого поста и подтвердите примерами.
(Ефрем Сирин – покаянная молитва, Андрей Критский – Великий канон, Григорий Двоеслов – Литургия Преждеосвященных даров)

8. Назовите семь таинств церкви. Иногда условно называют и восьмое таинство. Какое? (монашество)

9. Сразу ли человек переходит от греховной мысли к делу? Назовите стадии (ступени) развития греха.

1о. Что делать, если умирающий человек хочет исповедаться, а рядом находитесь только вы и нет священника? (принять исповедь, сохранить ее в тайне от всех, кроме священника, передать ему, он прочитает разрешительную молитву, а вы помолитесь за этого умершего)

11. Какие церковные службы вы знаете? Сколько их? Назовите. (9 – 9 час, повечерие, вечерня, утреня, полунощница, 1 час, 3 час, 9 час, литургия)

12. Что больше отвечает пониманию понятия «свобода»?
А) Делать то, что хочется всегда и везде, то есть «брать от жизни все»;
Б) Независимость от каких бы то ни было норм и законов (нравственных, уголовных, административных), принятых в обществе;
В) Способность делать добрые дела всегда, даже тогда, когда не хочется.

4 тур – языковой -0-5 балла (по полноте ответа) – проводит Петрова Л.Н.

1. Закончите начатые слова. Откуда они взяты? Кто их автор? Переведите на русский язык.
За исполнение – отдельный дополнительный балл команде.
8 класс – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися.» (Ирмос 1 песни Великого канона Андрей Критского, глас 6.)

9 класс - «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.» (Кондак 6 песни Великого канона Андрея Критского, глас 6.)

10 класс - «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо, входит Царь Славы, се Жертва Тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды). (поется вместо Херувимской песни на литургии Преждеосвященных Даров)

8 класс – Кто написал эти стихотворные строки?
Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспосли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье
И от лукаваго прельщенья
Избави нас.
9 класс – Этот рассказ имеет такое же название, как то, чему он посвящен. Послушайте отрывок из рассказа и назовите автора и название рассказа. ( «Преждеосвященная» Василия Никифорова-Волгина)

10 класс – Как в связи с татаро-монгольским игом сказал А.С.Пушкин о высоком предназначении России? Закончите эти слова: «России определено было высокое предназначение Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы Образующееся Просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией» (П.с.с. в 10 т., т.7, с.306)

5 тур – музыкальный – 0-5 балла – проводит Шестакова Е.В.

8 класс – Какие музыкальные инструменты упоминаются в псалтири? (псалтирь, гусли, тимпан, кимвалы, струны)

За цитирование псалтири – отдельный балл.

9 класс – Назовите ту часть Всенощного бдения, где читается Евангелие? (утреня)

10 класс – Назовите песнопение Всенощного бдения, которое сопровождает христиан во время Великого поста. («Покаяния отверзи ми двери »)

8 класс – Какой из тропарей поется на 9 глас?

9 класс - Звон и благовест – основное отличие.

10 класс – Кто «блажен муж» в песнопении «Блажен муж»?
8 класс – День рождения какого песнопения в праздник Сретения ? («Ныне отпущаеши»)

9 класс – Кто из русских царей был большим знатоком церковного пения и создавал службы? (Иван Грозный)

10 класс – Октоих и осмогласие. В чем разница? (октоих – шире ).

В то время, как жюри подводит предварительные итоги, а команды готовятся показать нам домашнее задание, болельщикам будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл, который засчитывается своей команде. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.
Год рождения славянской азбуки? (863)
Название родного города Св.братьев Кирилла и Мефодия? (г.Солунь)
Какая буква является и гласной, и согласной? (ижица)
Кто ввел на Руси арабский счет? (Петр 1)
Как называется правая рука по-славянски? (Десница)
Левая? (Шуйца)
Кто является автором большинства псалмов псалтири? (царь Давид)
Как по-славянски называются ударения в церковнославянском языке? (оксия, вария и камора)
Кто был первопечатником на Руси? (Иван Федоров)
Какая книга была напечатана первой и в каком году? («Апостол», в 1564 году)

6 тур – Домашнее задание – 0-5 балла (о полноте ответа).
Каждая команда представляет домашнее задание.
8 класс – Тема православия в литературе.
9 класс – Тема православия в музыке.
10 класс - Тема православия в живописи.
15