Выступление по теме: Организация работы территориального отделения МАН г. Енакиево Юный интеллектуал


Тема: «Организация работы территориального отделения МАН г. Енакиево»
Не достаточно получать знания - надо найти им применение,
Не достаточно только желать - надо создавать.
Й Гете.
Проблема творческого развития личности в современном состоянии является чрезвычайно важной. Каждая цивилизованная страна заботится о творческом потенциале общества в целом и каждого человека в частности, поскольку нуждается в деятельных, одаренных, интеллектуально развитых гражданах. Цель современной системы образования - формирование у учеников умений самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, искать пути их решения. Поисковая активность является своеобразным внутренним генератором, который делает человека творческим. Поэтому развитие способности к поиску, который помогает человеку достичь потенциальных возможностей в отношениях с миром и другими людьми, и является главным заданием образовательно-воспитательных институтов и общества в целом.
Большие возможности для творческой самореализации школьников открывает дополнительное образование как одна из составных частей системы непрерывного образования, направленная на развитие способностей, одаренности детей, удовлетворения их интересов, потребностей в профессиональном самоопределении.
Первые шаги к познаниям тайн природы дети делают в школе. Но только за партой близко познакомиться с природой, по-настоящему полюбить ее нельзя. Знания, добытые в школе, надо энергично подкреплять делом, научно-практической работой. На практике можно подтвердить известные факты, задуматься, почему именно так, а не иначе, и поставить перед собой новые задания. Привлечение учеников к процессу научного исследования способствует формированию самодостаточной компетентной личности. Исследовательская работа изменяет мировоззрение ребенка, самооценку, имеет значительное влияние на формирование жизненных ценностей.
В положении о МАН ДНР прописаны основные задания – поиск, отбор и развитие творческих способностей одаренных учащихся, привлечение их к научно-исследовательской, экспериментальной, конструкторской работе, интеллектуальное и духовное обогащение молодежи, подготовка к активной деятельности в разных отраслях науки и самоопределение в будущей профессии.
МАН обеспечивает реализацию таких основных стратегий работы с талантливыми и одаренными детьми как:
- стратегия «исследовательского обучения» (главной целью которого является активизация учебы, предоставление ей исследовательского характера),
- стратегия "проблематизации" (предусматривается ориентация на постановку перед школьниками проблем разного характера),
- стратегия "индивидуализации" (создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса).
С 2013 г. В городе Енакиево успешно функционирует территориальное отделение МАН «Юный интеллектуал».
Целями нашего отделения являются:
- выявление, воспитание, поддержка и развитие одаренных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности;
- ранняя профессиональная ориентация в области науки, техники, рационализаторско - изобретательской и поисково-исследовательской деятельности;
- формирование детских творческих научных коллективов и организация их работы;
- формирование научного мировоззрения обучающихся, воспитание активной жизненной позиции.
Исходя из целей были поставлены следующие задачи:
организация деятельности МАН как средства самореализации одаренного человека;
воспитание личности с высокими нравственными качествами и богатой духовной культурой;
создание условий для научно-учебной работы обучающихся.
овладение формами, методами и навыками научно-исследовательской, изобретательской и опытнической работы.
привлечение менторов (высококвалифицированных специалистов) для работы со школьниками.
создание структуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие в диаде “талантливый педагог - талантливый ученик”, свободу творчества и возможность максимального раскрытия потенциала учащихся.
обучение новым информационным технологиям и средствам телекоммуникации.
знакомство с актуальными проблемами науки и техники, достижениями отечественных и зарубежных ученых.
разработка и реализация исследовательских проектов.
подготовка научных работ обучающихся к участию в международных, республиканских, городских конкурсах, турнирах, выставках, акциях, конференциях 
Мы привлекаем к работе с учащимися высококвалифицированные педагогические кадры, используем уникальные технологии.
Мы стремимся:
выявлять и развивать творческий потенциал каждой личности;
стимулировать разностороннее образование детей и молодежи;
создавать условия для привлечения молодёжи в науку;
организовать качественно новый школьный и семейный досуг;
объединить научные общества учащихся и малые академии наук, чтобы организовать совместную слаженную работу;
открыть в каждом юного интеллектуала!
В городе на базе учебных заведений ОШ № 25, лицея информационных технологий работают летние и зимние школы по подготовке учащихся к разного рода интеллектуальным соревнованиям. Педагогический процесс в школах имеет свои особенности, которые отличают его от учебы в школе. Прежде всего это формы проведения занятий - лектории в соответствующих областях науки, профильные кружки, семинарские занятия по проблемным вопросам, индивидуальная научно-исследовательская работа.
Учебные программы кружков, секций, лекториев охватывают такие области знаний и практической деятельности, которые выходят за пределы школьной программы, учитывая индивидуальные интересы и творческие возможности конкретных детей.
Структура и организация работы
Высшим органом территориального отделения МАН является координационный совет (методический кабинет отдела образования администрации г. Енакиево), в который входят заведующий методическим кабинетом, методисты, практический психолог.В структуру также входят и 6 школьных подразделений:
- «Эврика» специализированной школы II ступени – Лицея информационных технологий;
- «Полиглот» гимназии;
- «Эрудит» ОШ № 2;
- «Искатель» ОШ № 7;
- «Импульс» ОШ № 13;
- «НИКА» ОШ № 25.
Кроме методического отдела и психологической службы в территориальное отделение также входит и издательский отдел. Основным результатом изысканий которого становятся научные статьи, сборники тезисов научно-исследовательских робот членов-учащихся МАН, научно-практических конференций. Информация о деятельности МАН регулярно публикуется в городских СМИ, на сайте методического кабинета и на городском сайте.
Наше отделение тесно сотрудничает с:
- учреждением дополнительного образования ДонРМАНУМ;
- ОЗШ ДонРман;
- учреждением дополнительного образования РЭНЦУМ;
- ДонНТУ;
- ДонНУ;
- ДонГУУ,
- республиканским ботаническим садом
Традиционным стало обучение наших учащихся в Республиканской очно-заочной школе МАН. В 2015 – 2016 учебном году в ней обучался 21 учащийся общеобразовательных учреждений города.
В городе создан банк талантливых и одаренных детей, в который входит 208 человек, из них 103 имеют интеллектуальную одареннось.
В 2015 – 2016 учебном году методическим кабинетом отдела образования администрации города Енакиево был создан банк данных членов-учащихся МАН. В него входит 38 учащихся
Организация учебно-воспитательного процесса предполагает следующие формы:
работу профильных классов, творческих групп и кружков в течение всего учебного года;
семинары;
конференции и конкурсы;
недели науки;
олимпиады, турниры и «круглые столы».
В городе организована менторская работа с библиотеками, музеями, учреждениями города.
Менторство – индивидуальное руководство. В школе уже сложилась определённая традиция руководства со стороны опытного специалиста над подающим надежды учеником. 
 Менторы привлекаются к работе с отдельными учениками для того, чтобы расширять их знания в научно-исследовательской деятельности. Некоторые менторы систематически работают с одним учащимся над проектом на протяжении определенного времени. Ментор является наставником, советчиком, тем, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь. Менторство приводит «к учению с увлечением» и даёт школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Апробация такой системы работы привела к росту результативности обучения, к увеличению количества участников и победителей городских, республиканских и международных творческих конкурсов, олимпиад, значительному росту творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.
Так в 2013 – 2014 учебном году научно-исследовательские работы были представлены на 10 отделениях в 23 секциях. 31 участник
На городском уровне призовые места распределились следующим образом: I – 16, II – 9, III – 6. На областном уровне: I – 2, II – -, III – -. В республиканском уровне приняло участие 2 учащихся.
В 2014 – 2015 учебном году : 4 отделения, 6 секций, 5 участников
Городской уровень: I – 5, II – 1. Республиканский уровень I мест – 5.
2015 – 2016 учебный год.
10 отделений, 22 секции, 36 участника, 38 работ
Городской уровень: I – 17, II – 7, III – 4, участников – 10.Республиканский этап: I – 6, II – 3, III – 3, участников – 4
Участие в турнирах, конференциях, форумах, конкурсах
В 2015 – 2016 учащиеся города активно принимали участие в городских, республиканских турнирах, форумах, конференциях. Так учебном году учащиеся общеобразовательных учреждений города принимали участие в:
Международных конкурсах:
IX открытый всероссийский студенческий конкурс журналистского мастерства «Аргонавты» - 2016 им. А.Горюнова: Ильяшенко Анастасия, ученица 10 класса гимназии – II место.
Учащиеся города принимали активное участие в Международных дистанционных олимпиадах, турнирах и конкурсах по базовым дисциплинам.
Общее количество учащихся, принявших участие в Международных мероприятиях – 371.призовые места распределились следующим образом: I мест – 78, II мест – 114, III мест – 64, сертификат участника получили – 115 учащихся.Республиканских мероприятиях:
научно – практические конференции:
- «Юный эколог» - всего 4 человека: I место – 1 человек, III место – 1 человек,
- «Юный ботаник» - всего 4 человека,
- «От экологии здоровья к экологии души» - всего 3 человека (сертификаты участников),
- «Юный зоолог» - всего 1 человек;
I Республиканский биологический форум – 1 человек – II место;
Республиканский конкурс ученического научно – исследовательского проектирования и изобретательства «Богатство земли Донбасса» - 2 человека – II место;
Республиканский турнир «Юный мичуринец» - всего – 20 человек: I место – 1 человек, II место – 2 человека, III место – 7 человек;
Республиканский конкурс «Волшебство математики» для учащихся 7 – 11 классов. Всего в конкурсе приняло участие 504 учащихся.
На городском уровне проходили следующие мероприятия:
Городской математических конкурс на лучший ученический творческих проект «Математика вокруг нас»
В конкурсных мероприятиях приняли участие учащиеся 8-11 классов 18 общеобразовательных учреждений города. На рассмотрение жюри конкурса было представлено 35 работ в трёх номинациях: «В мире интересного», «Использование прикладной математики в современном мире», «Математическое моделирование и его применение».
IV городская математическая конференция «Первые шаги в науку»
Городской турнир по естественным дисциплинам.
Турнир проводился на базе ку «Общеобразовательная школа I – III ступеней № 25 г. Енакиево». В турнире приняли участие 6 команд 9 – 11 классов 5 учреждений города: «Эрон» (ОШ № 2), «Анабиоз» (ОШ № 8), «Индикатор» (ОШ № 15), «Всезнайки» (ОШ № 22), «Катализатор» (ОШ № 25), «Виктория» (гимназия).
В 2016 – 2017 учебном году методическим кабинетом отдела образования планируется провести :- математический городской конкурс по устному счету «Я считаю лучше всех», среди учащихся 5 -11 классов
Городской математических конкурс на лучший ученический творческих проект «Математика вокруг нас»
V городскую математическая конференция «Первые шаги в науку»
Городской турнир по естественным дисциплинам.
II городскую конференцию по предметам естественного цикла «Зеленая планета» для учащихся 5 – 10 классов
.