Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность


Развитие творческого потенциала обучающихся с ОВЗ через театральную деятельность.Подготовила: воспитатель первой категории школы – интерната №1 города Калуги Максимова Т.В. Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития (в моем случае задержка психического развития) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов». К.С.Станиславский Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Творческая деятельность – это реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка.Средством, способным решать все эти задачи, является искусство.Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Исходя из этих соображений, я активно использую в своей работе театральную деятельность. Занятия театральной деятельностью учащихся с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формирования его творческого компонента. Театральной деятельностью я начала заниматься еще с учащимися своего первого выпуска, с которыми работала с первого по девятый класс. В начальной школе это были сказки, инсценировки из школьной жизни. А в седьмом классе мы уже замахнулись на более серьезную постановку! Подготовили спектакль к защите своего проекта о жене калужского губернатора Анне Осиповне Смирновой – Россет. Сами сочинили сценарий, изучив материалы о биографии этой просвещенной женщины. Сцены из школьных спектаклей. В театральной деятельности мои воспитанники получали не только информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учились жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. К каждой знаменательной дате мы готовили инсценировки, мини- спектакли. В старших классах у нас была создана творческая группа, которая занималась подбором музыкального сопровождения, костюмов, созданием атрибутов, рисованием афиш. И завершили мы нашу школьную театральную деятельность показом инсценировки «На экзамене». На вполне актуальную тему! Впереди нас ждали экзамены!Маша Зайцева, руководитель творческой группы и моя правая рука! Последний звонок.Сценка «На экзамене». В данный момент работаю в начальной школе, у меня сейчас 3 класс. И вновь я не ошиблась в выборе интересного мне и моим воспитанникам вида деятельности. Она понятна младшим школьникам, близка их природе, потому что связана с игрой. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Главная цель моей работы – развивать у детей эмпатию, т.е. умение распознавать эмоциональное состояние человека, и научить передавать словами, жестами, мимикой, интонацией, пантомимой его исполнение, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, быть активными в повседневной деятельности со сверстниками, находить адекватные способы содействия. Мы знакомимся с литературными произведениями, учимся выразительно читать, пересказывать тексты. Обучаемся импровизировать сцены, мизансцены, формируем умение   с   помощью   мимики     выражать   эмоциональное состояние: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а соучастником педагогического процесса. Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным. Театральная деятельность плодотворно сказывается на развитии моих воспитанников. Мы занимаем призовые места на конкурсах проектов, конкурсах выразительного чтения, где тоже используем элементы театральной деятельности. Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. На нашем счету уже три музыкальные сказки: «По следам бременских музыкантов», «Рукавичка» и «Муха - цокотуха». Сказку «Муха - цокотуха» мы будем представлять в этом году на Дельфийских играх. Сцены из мюзикла «Муха - цокотуха». Перед спектаклем ребята волновались, но они отлично справились каждый со своей ролью!Молодцы!!! Я считаю, что театральная деятельность является хорошим «курсом актерского мастерства» для воспитания у детей с ОВЗ строгой, внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением.Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности,  что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности на уроках в процессе учебной деятельности.