Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья учащихся в начальной школе

Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
учащихся в начальной школе

После поступления ребенка в школу, возрастает психологическая и физическая нагрузка на его организм. Поэтому перед каждым учителем стоит задача способствовать сохранению здоровья каждого ученика.
Отсюда возникли основные направления работы учителя по сохранению здоровья школьников:
-       общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания;
-       снижение уровня заболеваемости  учащихся;
-       рациональная организация и гигиена умственной деятельности младших классов;
-       влияние физического труда на укрепление здоровья школьников;
-       знание и навыки личной и общественной гигиены;
-       рациональное питание, как основа нормальной жизнедеятельности ребёнка;
-       защита от травматизма;
-       профилактика вредных привычек.
Комплексное решение этих задач (Учитель -Ученик – Родители) способствует созданию здоровьесберегающей среды.

Технология повышения двигательной активности учащихся.
Физминутки и динамические паузы на уроках.
Игровые перемены (организация игр малой и средней активности).
Дни здоровья (выход на природу, игры и эстафеты на свежем воздухе)
Общешкольные мероприятия («Подзарядка», «Зарница» и др.)

Технология снятия эмоционального напряжения
Снять эмоциональное напряжение позволяет использование:
- игровых технологий,
-игровых обучающих программ,
-оригинальных заданий и задач;
-тактильное воздействие: прикосновения (потрепать по плечу, погладить по голове, дотронуться до руки, мягко поднять подбородок ребенка; обнять его), совместные действия, физическое соучастие (сидеть, стоять рядом, мягко вести его, играть с ним, слушать)
Эти приемы также помогают решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Для этого могут быть использованы карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

Технология создания благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой появляется дополнительный стимул для раскрытия возможностей каждого ребенка.
В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить.
В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Внеклассные мероприятия, классные часы (с учетом возраста детей): «Путешествие в город Здоровейск», «Если хочешь быть здоров» и другие.
Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья». 
Личный пример взрослых (родителей, учителей).
Включение вопросов здоровьесбережения в родительский всеобуч.

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
а) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
б) использование проблемных творческих заданий;
в) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
г) рефлексия – обсуждение того, что получилось, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, ясно, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.


 Подготовила: Т.В. Кузнецова, учитель начальных классов.10.04.2013.
 
  
     
 


15