Дидактический материал с комментариями по теме Комплексный анализ текста


Комплексный анализ текста
Дидактический материал с комментариями
В своей работе особое внимание я уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. 
В центре урока находится текст, например, морально-этической направленности. Это позволяет формировать жизненную компетентность подростков через развитие гражданских, социальных, предметных компетенций. Ключевым заданием такого урока является не только лингвистическое образование учащихся, но и практическая реализация приобретённых на уроках знаний, использование их в повседневной жизни.
Работа над текстом морально-этической направленности позволяет изучать не только языковой материал, но и отрабатывать основные этические категории: добро, зло, мораль, совесть, достоинство, честь, добропорядочность, счастье. Критериально это предусматривает, что учащиеся могут объяснить сущность понятий, привести примеры, разрешить этическое задание (смоделировать и объяснить ситуацию).
Основной подход к изучению русского языка заключается в реализации учебного взаимодействия через активные и интерактивные методы обучения. Учащиеся являются субъектами обучения, часто сообща выполняют творческие задания, делятся своими мыслями, дискутируют с одноклассниками и учителями.
Использование интерактивных методов связано с выполнением творческих заданий (например, в качестве домашнего задания), постановкой вопросов, которые развивают творческое мышление, от ученика к учителю и от учителя к ученику.
Интересная технология, которая может быть использована на уроках – сказкотерапия. Этот приём поможет углубить гуманное, воспитательное направление уроков и уменьшить диспропорции между воспитанием и образованием, будет способствовать созданию «морального фундамента» для приобретения дальнейших интеллектуальных наработок личности.
Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их роль. 
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.
Существуют основные организационные формы комплексного анализа текста:
- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);
- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;
- одна из форм самостоятельной работы учащихся;
- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на контрольных работах.
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.
Особое значение я придаю подбору текстов для комплексного анализа. Текст должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе различные качества:
- должен быть понятным по содержанию;
- соответствовать программе по характеру орфограмм и пунктограмм;
- оказывать воспитательное воздействие;
- готовить выпускников к сдаче ГИА.
Таким образом, опора на такие тексты не только позволяет формировать у учащихся языковую компетенцию, но и развивает их нравственные качества.
Дидактический материал
Тексты с заданиями
5 -7 классы
Текст 1
На тихой поляне всегда царил покой; все цветы жили в согласии, не слышно было оскорблений, ни один цветок не чувствовал себя обиженным. Да одним летом расцвёл на поляне Красивый цветок. Он, не умолкая, тараторил: «Я – лучший, самый душистый. Остальные цветы – ничто по сравнению со мной. Только я достоин быть королём, и только мне определять, кто может расти в лесу».
Задания
5-7 классы
Определите по «Толковому словарю» лексическое значение слов гордость и гордыня.
Прокомментируйте ситуацию, опираясь на вопросы.
- Почему гордыню считают наихудшей из черт характера?
- Одобряешь ли ты позицию Красного цветка, согласно которой он оценивает жителей поляны только по красоте и аромату. Почему?
- Как отличить гордость от гордыни?
Лингвостилистический анализ текста
Прочитайте текст . Докажите, что это текст.
Озаглавьте текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
Напишите небольшой рассказ-рассуждение об уважительном отношении к людям.
Какие поступки свидетельствуют об уважении к людям
Выбери нужные слова и составь небольшой рассказ о себе.
О себе могу сказать, что я человек…
Для справок: приветливый, трудолюбивый, скромный, ленивый, уверенный в себе, хвастливый, нерешительный, собранный, общительный, неразговорчивый, невнимательный.Напишите себе письмо о том, какой вы человек, что вам нравится в себе, а что вы хотите изменить.
Текст 2
И Маугли пошёл к пещере, где Мать Волчица жила с Отцом Волком, и плакал, уткнувшись в её шкуру, а четверо волчат жалобно выли.
- Вы не забудете меня? – спросил Маугли.
- Никогда, пока можем идти по следу! – сказали волчата.
- Возвращайся скорей! – сказал Отец Волк. – О Мудрый Лягушонок, приходи поскорее, потому что мы с твоей матерью уже стары.
- Приходи скорей, мой сынок, - сказала Мать Волчица, - ибо знай, дитя человека, я люблю тебя больше, чем собственных волчат.
- Приду непременно, - сказал Маугли. – Приду. Не забывайте меня! Скажите всем в джунглях, чтобы не забывали меня!»
Задания
5-7 классы
Определите по «Толковому словарю» лексическое значение слова благородство.
Подчеркните те слова, которые, на ваш взгляд, говорят об искренности и благородстве отношений Маугли и зверей.
Лингвостилистический анализ текста
Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Озаглавьте текст.
Стиль текста.
Тип текста.
Объясните знаки препинания при диалоге.
Найти предложения с обращениями и объяснить знаки препинания при них.
Объяснить постановку запятых в 1-ом предложении (кроме 2-ой запятой).

Текст 3
Старая Щуриха считала себя очень мудрой. И ничего, что уже много лет никто с ней из щурячего общества не знается, и живёт она одиноко – без друзей и приятелей. Есть у Щурихи одно жизненное правило, которым она день начинает да ночь встречает. Это правило такое: «Никому нельзя доверять, так как, стремясь к выгоде, каждый заботится лишь о себе. Потому ото всех только и жди коварства да обмана».
Задания
5-7 классы
Прокомментируйте ситуацию, опираясь на вопросы.
- Почему Щуриха одинока?
- Одобряешь ли ты её жизненную позицию? Почему?
- В чём, по-твоему, заключается уважительное отношение к другим?
Лингвостилистический анализ текста
Прочитайте текст. Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Озаглавьте текст.
Стиль текста.
Тип текста.
Объяснить знаки препинания.
Объяснить правописание глаголов на –тся - -ться, е - и в личных окончаниях глаголов.
Текст 4
Старик и сыновья
Жил на свете старик, и было у него три сына. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик и думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Тогда позвал он сыновей, велел им принести веник и сказал: «Переломите его».
Как ни старались братья, ничего у них не получилось.
«А я смогу», - усмехнулся старик. Развязал веник и переломил его по прутикам.
«Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Пока вместе будете – никакая беда вас не одолеет, а как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте».
Задания
5-8 классы
Ответить на вопросы.
- Как жили братья?
- С какой целью позвал старик сыновей?
- Почему сыновья не смогли сломать веник, а слабый старик смог?
Подчеркнуть самые главные слова этого текста.
Прочитать текст.
- О чём он?
- Какой вывод вы можете сделать? В качестве ответа выберите пословицу или поговорку:
Согласного стада и волк не берёт.
Одной рукой узла не завяжешь.
Где тонко, там и рвётся.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Один раз соврёшь – другой не поверят.
Одного человека победить легко, а друзей никогда не одолеешь!
Дописать пословицы и поговорки:
Один в поле … .Старый друг … .Друзья познаются … .Не имей 100 рублей, а … .Напиши небольшое сочинение о своём друге по плану.
Мой друг – самый лучший
План
Кто мой друг (как его зовут, где живёт, чем увлекается и т.д.).
Чем мы похожи, а чем отличаемся.
Что мне нравится в моём друге больше всего.
Почему я считаю, что мы настоящие друзья.
6.Лингвостилистический анализ текста
1. Докажите, что это текст.
2. Тема текста.
3. Основная мысль текста.
- Найдите предложение, в котором отражается основная мысль текста.
4. Озаглавьте текст, отразив в заголовке основную мысль.
5. Стиль текста.
6. Тип текста.
7. Объяснить знаки препинания.
Текст 5
Капля воды
Был жаркий июльский день. К колодцу под высоким дубом приближались школьники. Они возвращались из туристического похода. Их мучила жажда. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к колодцу приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и туристы подошли к колодцу одновременно. На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и друг за другом пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и грустно стояла, прислонившись к дереву.
Тот, кто поспешит выпить каплю воды, перед тем как напьётся дедушка, бабушка, отец, мать, вырастет негодяем.
Василий Сухомлинский
Задания
5-8 классы
Прочитайте сказку Василя Сухомлинского. Подумайте, связан ли смысл этой сказки с понятием человеческого достоинства, как именно?
- Были ли у вас в жизни подобные переживания?
Придумайте предложения со словами «достойный», «честный», «уважаемый». Объясните, являются ли эти слова близкими по значению.
Лингвостилистический анализ текст
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста. Найдите предложение, отражающее его основную мысль.
Озаглавьте текст, отражая его основную мысль.
Стиль текста.
Тип текста.
5 класс
Найти предложения с однородными членами. Определить, какими членами предложения они являются. Объясните знаки препинания между однородными членами предложения.
Объясните правописание подчёркнутого слова.
6 - 7 классы
Выписать из текста имена прилагательные и указать их разряд по значению.
Выписать предложение с деепричастным оборотом. Графически обозначить его и объяснить постановку знаков препинания.
Текст 6
Хитрая мышка
Мышка уж было приготовилась выйти из норки, но заметила кота, притаившегося снаружи. Она быстро подалась назад и … обратилась к приятельнице, предложив ей вместе пойти к кошёлке с зерном.
- Прекрасно, - ответила приятельница. – Я пойду с тобой. Показывай дорогу.
- Я? – удивилась мышка. – Я пойду первой, когда тут такая славная, отважная мышка, как ты?! Только после тебя…
Приятно удивлённая таким отношением, приятельница вышла из норки и, конечно же, попалась в кошачьи лапы. Сытно пообедав, кот ушёл прочь.
Теперь мышке нечего было бояться, и она спокойно побежала к зерну.
Задания
5-8 классы
Выразительно прочитай текст и прокомментируй ситуацию по вопросам.
- Считаешь ли ты справедливым отношение к другим, основанное на хитрости? Почему?
- Можно ли мышку охарактеризовать словами: «Чтобы достичь своего, она готова переступить через других»? Почему?
- Чему учит притча?
Составь диалог, раскрыв смысл притчи. (Всего 7-8 реплик для 6 класса).
Перескажите текст, заменяя диалог косвенной речью (8 класс).
Подумайте, с какими проявлениями несправедливости мы сталкиваемся в повседневной жизни. Напишите небольшое сочинение-размышление о том, как можно добиться всеобщей справедливости.
Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
Выпишите имена прилагательные, определите их разряд по значению (6 класс).
Выпишите из текста местоимения, определите их разряд и падеж (6 класс).
Выпишите из текста последнее предложение и укажите тип предложения по структуре, выделив грамматическую основу (8 класс).
Объясните знаки препинания в тексте.
Текст 7
Ребята развлекаются
В маленьком домике живёт рабочий. Ему надо вставать рано утром – в четыре часа. Идти к поезду, работать несколько часов, потом снова ехать домой поездом.
Одиннадцать вечера. На лавке, недалеко от его дома, сидят трое подростков. Один из них держит в руках транзисторный приёмник. Тот включён на полную мощность. Гремит какая-то музыка.
Рабочий выходит и просит:
- Тише, ребята, вы же спать не даёте.
Те улыбаются. Один из них говорит:
- А мы возле своего дома сидим.
Рабочий вздохнул и возвратился в дом.
- Вы – дикари, - только и молвил.
И правду сказал. Кто не хочет понять, что рядом с ним живут люди, - тот хуже дикаря.
Василь Сухомлинский
Задания
5-8 классы
Прочитайте рассказ Василя Сухомлинского. Подумайте, кого и почему один из героев называет дикарями? Согласен ли с ним автор? А вы?
Подумайте, каких главных правил следует придерживаться людям, чтобы жизнь общества была спокойной и счастливой? Сформулируйте одно-два таких правила и запишите их.
Напиши небольшой текст-рассуждение о счастливом обществе.
Как можно улучшить жизнь людей
Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста. Найти и прочитать предложение, в котором заключается его основная мысль.
Стиль текста.
Тип текста.
5. Выпишите местоимения из текста, укажите их разряд по значению и объясните орфограммы в них.
6. Выпишите числительные из текста и укажите их разряд по значению.
7. Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Текст 8
Сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.
Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сын ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как солове1й.Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.
- Что же сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними.
Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается…
Другой песни поёт…
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где ж они? – отвеча6ет старик. – Я только одного сына вижу.
В.Осеева
Задания
5-8 классы
Прочитайте рассказ.
Ответьте на вопрос:
- Почему старичок сказал, что он видит только одного сына?
3. При помощи воображаемого микрофона оцените себя: все ли семейные обязанности вы исполняете добросовестно7 Какие ещё обязанности вы могли бы взять на себя, чтобы облегчить жизнь своим близким?
4. Один мудрец заметил: «Семья – это маленькое королевство, где каждый может почувствовать себя королём». Обоснуй или опровергни эту мысль.
5. Накануне Дня Святого Николая дети, по традиции, пишут письма чудотворцу, в которых рассказывают о своих хороших и дурных поступках, надеясь, что Святой сделает им подарок. Поразмышляй и ты о собственных достоинствах и недостатках. Подумай, прикладываешь ли ты усилия, чтобы стать лучше.
6. Лингвостилистический анализ текст
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста. Найдите предложение, отражающее его основную мысль.
Озаглавьте текст, отражая его основную мысль.
Стиль текста.
Тип текста.
7. Выпишите из текста местоимения, сгруппировав их по разрядам (6 класс).
- Местоимений каких разрядов в тексте нет?
8. Объясните постановку знаков препинания.
Текст 9
Как обращаться к людям
Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, лучше всего начни фразу со слов: «Прости, пожалуйста…» или «Будьте добры, пожалуйста …». Например: «Будьте добры, скажите, пожалуйста, который час».
К знакомым взрослым нужно обращаться по имени и отчеству, на «вы». Обращения «дядя» и «тётя» годятся только для твоих настоящих родственников или близких друзей родителей.
А как ты обращаешься к друзьям? Признайся, часто в самом обращении уже заложена недобрая реакция. Стоит ли удивляться, что человек, которому ты прокричишь: «Эй, Кислый, поди сюда!», отвернётся и пойдёт в другую сторону.
По И.Они
Задания
5-9 классы
Прочитайте советы «Как обращаться к людям». Может быть, вы найдёте в них что-то новое для себя.
Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
Вам нужно попросить друга, чтобы он принёс вечером книгу. Сформулируйте два-три варианта просьбы, используя слова в рамке.
Прошу тебя…
Пожалуйста…
Будь добр…
Будь так любезен…
Если тебе нетрудно…
Если можешь…
Не можешь ли ты …
Не хочешь ли ты…
Вас приглашают на прогулку, а к вам приехали родственники. Сформулируйте варианты вежливого отказа.
Спасибо, но…
Извините, но…
Простите, но…
Жаль, но…
Я бы с удовольствием, но…
Я бы охотно, но…
Я бы с радостью, но…
Мне бы очень хотелось, но…
5. Объясните правописание глаголов.
6. Объясните постановку знаков препинания в тексте (9 класс).
Текст 10
Общение — это воспитание себя и других, это взаимовоспитание, а не просто совместное проведение времени.
Культура общения строится на определенных нормах взаимоотношений между людьми.
Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек всегда3 найдет в другом хорошие качества, которые делают его интересным. Это не просто — открыть изюминку5 в каждом нашем знакомом3, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше3 лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей  предполагает6  признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее5ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее — отличный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте3 щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей!
А. Кочетов
Задания
классы
Лингвостилистический анализ текст
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста. Найдите предложение, отражающее его основную мысль.
Озаглавьте текст, отражая его основную мысль.
Стиль текста.
Тип текста.
Что нового и полезного для себя о правилах общения вы узнали из этого текста?
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Запишите первое и последнее предложения третьего абзаца, обозначьте в них грамматические основы, подчеркните наречия как члены предложения. Что общего вы можете отметить в этих предложениях? Чем они различаются?
Объясните значение фразеологизма мастер на все руки.
Укажите главные слова в данных словосочетаниях.
Воспитание себя, культура общения, нормы взаимоотношений, хорошие качества, выразить уважение, проявить внимание, ценить людей, предполагать признание, истинные достоинства.Объясните постановку знаков препинания (9 класс).
Текст 11
Как воспитать в себе хорошие манеры
Помните!
Все люди разные и имеют право на собственные вкусы и увлечения.
Старайтесь не употреблять выражения, наподобие:
«Я такую отвратительную еду не люблю и никогда не ем!», «Посмотри только, как оделся! Я бы никогда такое не надел!», «И зачем ты читаешь эту книжку?! Я считаю, что она невероятно скучная!», «Почему ты дружишь с Ниной? Она мне совсем не нравится, и я бы никогда с ней не общалась!»
Если вы ведёте себя вежливо каждый день, вы привыкаете к этому. Такое поведение становится автоматическим и не требует от вас даже раздумий, а вы производите наилучшее впечатление.
Задания
5-9 классы
1. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Какие вопросы называют бесцеремонными?
А) Те, которые нарушают церемонии;
Б) нетактичные, прямолинейные, невежливые;
В) дружеские, не требующие извинений.
Какого человека называют манерным?
А) Имеющего хорошие манеры;
Б) лишённого простоты, естественности;
В) молодого человека.
Почему, чтобы приобрести хорошие манеры, нужно постоянно тренироваться?
2.Установи соответствие:
1. Умение держаться в обществе, вежливое, учтивое поведение.
А) Церемония
2.Принятый или установленный порядок проведения какого- либо обряда или сам обряд.
Б) Этикет
3.Правила поведения.
В) Хорошие манеры
3.Продолжи рассказ так, чтобы Дима продемонстрировал свои хорошие манеры.
Дима с друзьями возвращался из кинотеатра. Около школы он первым вышел из автобуса и решил подать руку Наташе, с которой дружил. Однако вместо Наташи вслед за Димой из автобуса вышла Оксана – девочка из параллельного класса, с которой Дима даже не здоровался. Мальчик смутился.
4. Распредели пословицы согласно ценностям, которые они утверждают, вписав в таблицу соответствующие буквы.
Почтительное отношение к родной земле Почтительное отношение к обычаям других народов Почтительное отношение к родителям Уважение к рабочим людям Почтительное отношение к гостям
А) Дорогого гостя весной угощают медком, а осенью молочком.
Б) Свой дом не враг: когда придёшь – примет.
В) Каждый край имеет свой обычай.
Г) Родной край, как рай, а чужая страна всем страшна.
Д) Без труда нет плода.
Е) Мать не купить, не заслужить.
5. Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
6. Объясните правописание глаголов на шипящий и на –ться - -тся-.
7. Объясните постановку знаков препинания в последнем абзаце текста.
8. Найдите в тексте сложные предложения, определите их тип.
Текст 12
Как быть вежливыми покупателями
Никогда не трогайте вещи на полках, чтобы не загрязнить или не испортить их.
Если собираетесь что-либо приобрести, обратитесь к продавцу или консультанту, который ответит на все ваши вопросы.
Посещая магазин с родителями, помните: очень невопитанными кажутся дети, которые канючат или капризничают, выпрашивая что-то купить себе.
Посетителям супермаркета следует помнить, что нельзя разворачивать товар, пока не заплатили за него. Нежелательно рассматривать или примерять покупки просто на улице.
В магазинах есть уголок покупателя, где можно ознакомиться с правилами того или иного торгового учреждения. Если вы уже самостоятельный покупатель, обязательно просмотрите их.
Задания
5-9 классы
1. Прочитайте текст. Сформулируйте основные правила поведения в магазине.
2. Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
3. Устный пересказ текста.
4. Составить диалог по прочитанному тексту (5 класс – 6-7 реплик, 6 класс – 7-8 реплик).
5. Составить предложение из данных слов:
Нормы, соблюдать, этикета, в, нужно, не, жизни, общения, случая, к, повседневной, случаю, а, от.6. Объясните правописание не со словами.
7. Выпишите местоимения, укажите их разряд по значению. Объясните их правописание (6 класс).
8. Объясните правописание чтобы в 1-ом предложении.
9. Объясните постановку знаков препинания в тексте (9 класс).
Текст 13
Индуктор: что значит быть счастливым
Почему заплакал Миша
В гости к Мише пришёл одноклассник Федя. Пришёл и радостно рассказывает:
- Папа мой вчера в город ездил. Привёз мне подарки: новые коньки и фонарик.
Миша молча слушал его рассказ и смотрел в окно. Федя спросил:
- Может, принести коньки, посмотришь?
- Нет, не нужно, - ответил Миша и заплакал.
Удивился Федя. Пришёл домой и спрашивает у мамы:
- Почему Миша заплакал, когда я ему рассказал о подарке папы?
- Потому что папа Миши оставил семью. Твоя радость ещё раз ему о горе напомнила. Нельзя несчастному человеку своим счастьем хвалиться.
Федя задумался.
Василь Сухомлинский
Задания
5-8 классы
1. Прочитайте рассказ Василя Сухомлинского. Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Как вы считаете, почему заплакал Миша?
- Почему мама Феди назвала его несчастным?
- Найдите и прочитайте основную мысль рассказа.
2. Лингвостилистический анализ текста
Докажите, что это текст.
Тема текста.
Основная мысль текста.
Стиль текста.
Тип текста.
3.Выбери нужные слова и составь небольшой рассказ о себе.
О себе могу сказать, что я человек…
Для справок: приветливый, трудолюбивый, скромный, ленивый, уверенный в себе, хвастливый, нерешительный, собранный, общительный, неразговорчивый, невнимательный.4.Из данных слов составь предложение.
Самооценка, свои, анализировать, поступки, умение, это.
5.Со словом «счастье» можно употребить более 100 прилагательных. Приведи 5-7 своих примеров.
Счастье (какое?) – безграничное, невозможное, безоблачное…
6.Выпишите слова с проверяемыми согласными в корне слова и объясните их правописание.
7. Какие из данных прилагательных, по твоему мнению, больше всего подходят к слову «счастье»? Выбери три слова.
А) безграничное Д) короткое
Б) безоблачное Е) невесёлое
В) полное Ж) неуверенное
Г) земное З) сладкое
8.Из данных слов составь предложение. Укажи известные тебе части речи.
Чтобы, тебя, счастливым, нужно, знать, чувствовать, что, счастьем, является, лично, для, себя.9.Составь небольшой рассказ о своём любимом семейном празднике.
Так хорошо, когда в семье согласие
10. Объясните постановку знаков препинания в тексте.