Воспитательная программа Крылья мельницы


\s
Задачи программы Формирование и укрепление классного коллектива.
Диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся.
Оказание помощи обучающимся в саморазвитии и самоопределении через организацию воспитательной деятельности.
Укрепление психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов.
Привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности
Сроки реализации программы 2012 -2017 годы
Исполнители основных мероприятий программы Ученический коллектив 5-11 кл. БМОУ «Кирбинская СОШ»; Совет класса; родительский комитет; учителя, работающие в классе
Ожидаемые результаты 1. Развитие органов классного ученического самоуправления.
2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.


II. Пояснительная записка
Воспитание детей в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений. Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию. Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников. Программа воспитательной работы обладает интегративным свойством и отражает характеристику деятельности учреждения в соответствии с образовательными целями и направления совершенствования условий, в которых эта деятельность осуществляется.
Данная программа разработана для учащихся 5–11 классов на период с 2012 г. по 2017 г.Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность. Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:
1. Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе из начального звена в среднее.2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству (следствие увеличения учебной нагрузки).3. Укрепление коллективных связей.4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.5.Укрепление межличностных связей в коллективе.6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.
Свое название программа “Крылья мельницы” получила благодаря основным направлениям воспитательной работы (крылья мельницы), находящимся в реальной жизни в непрерывном движении.



Формы реализации программы “Крылья мельницы”
“Крылья мельницы” представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива. В воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные формы работы:
Классные часы.
Классное собрание.
Диспуты.
Конференции.
Ролевые игры.
Деловые игры.
Тренинги.
Презентации.
Круглые столы.
Викторины
КВНы.
Вечера отдыха.
Музыкальные и литературные гостиные.
Социологические исследования.
Экскурсии, походы, путешествия.
Трудовые десанты.
Родительские собрания.
Желаемый образ ученика школы:
это должен быть человек, гуманно относившийся к окружающему миру и человеку, обладающий нравственностью и высоким культурным уровнем, образованный, знающий основы наук, владеющий навыками самообразования, способный к творчеству, физически здоровый и горячо любящий свой родной край, Родину.
Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: “Индивидуальность”, “Самостоятельность”, “Доброта”, “Творчество”, “Взаимовыручка”, “Семья”, “Здоровье”.

III. Концепция воспитательной программы
Личность ребенка — слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением.
Идеи концепции
Идея индивидуальности - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
Идея развития и самоактуализации личности - oсновной смысл воспитательной работы – развитие личности ученика его индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, личности осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
Идея самовыражения и творчества - в процессе творчества ребенок развивает свои способности и формирует свои потребности и это способствует развитию и проявлению и более полному самовыражению личности ребенка;
Идея выбора и ответственности - осуществление учеником или группой возможности выбрать  наиболее интересные для него виды и формы деятельности для проявления своей активности, ребенок должен научиться нести ответственность за свой выбор;
Идея сотрудничества и педагогической поддержки - cовместная коллективная деятельность детей, детей и родителей и деятельность педагогов по оказанию помощи детям и родителям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении приводит к формированию единого  коллектива
Обеспечение реализации концепции
Реализация воспитательной программы достигается через развитие детского самоуправления, проведение социально направленных акций, различного рода массовых дел, конкурсов, лекториев, тренингов, экскурсий и т.д.
Первичным детским объединением в школе является школьный класс. Ценностные ориентации находят свое непосредственное выражение, в первую очередь, в повседневно реализуемых нормах взаимодействия школьников, законах жизни классного коллектива, нравственных основах межличностного общения.
В целях развития детского самоуправления используются технологии сюжетно-ролевой; игры, стимулирующей детей к творчеству, отвечающие возрастным особенностям подростков, а также разработка циклов индивидуальных и коллективных социально и личностно значимых проектов.
Исходя из основной направленности воспитательного процесса на формирование готовности ребенка к жизненному самоопределению особо актуальным является развитие проектной деятельности детей, предполагающей создание условий для самостоятельного выбора ребенком цели, направления своей деятельности, прогнозирования результатов, планирования действий по достижению поставленной цели, осуществлению своего замысла и анализа результатов.
К основным педагогическим условиям эффективного включения подростков в проектную деятельность относятся:
формирование социального заказа на участие детей в решении тех или иных социальных проблем;
расширение детского опыта участия в различных видах творческой, социально личностно значимой деятельности, их представления о своих возможностях, выбор тематики, содержания проектов;
реализация педагогом позиции консультанта, помощника в процессе реализации ребенком собственного проекта;
создание ситуации успеха в процессе освоения ребенком технологии проектной деятельности.
Одной из главных форм реализации воспитательной работы был и остается классный час. Чем занимается класс, решается совместно учениками и кл. рук.. IV.Место и роль классного руководителя в реализации программы.
Воспитательная система школы – это совокупность определенным образом взаимодействующих структурных и функциональных составляющих (в том числе и педагогических технологий), направленных на развитие личности ребенка.Понятие системности включает в себя изменение системы как с точки зрения развития внешних связей, так и осмысление внутренних процессов. Воспитательная система работает на личностные изменения ребенка. Задача педагога – в своей педагогической деятельности учитывать несколько уровней: личность подростков, интересы обучающихся, диагностику развития отношений «педагог – ребенок». Центром воспитательной системы является линия взаимодействия «Ребенок – Педагог», «Педагог – Ребенок». Тесное взаимодействие, координация и наличие управления – три слагаемых воспитательной системы школы. Деятельность педагога в воспитательной системе имеет два пространства: объективные условия и специальные условия. Объективные условия:
1.Педагог несет в себе воспитывающий потенциал, он влияет на ребенка своими действиями (взаимоотношения с окружающими, речь, поведение, стиль общения, интересы и т.д.); вносит вклад в процесс социализации ребенка, его воспитание и образование.Ребенок – личность со своими интересами и потребностями, уже имеющимся жизненным опытом, привычками и т.д.; поэтому школа дает право каждому ребенку самому найти то пространство, в котором он чувствовал бы себя комфортно.
2.Позиционное определение подростка - при включении его в разные виды деятельности подросток должен найти себя, свое «Я», шанс попробовать себя в совершенно новом социальном статусе.
3.Классный коллектив как фактор адаптивного влияния на подростка, которое обеспечивает ребенку возможность построить межличностные отношения. Задача педагога помочь ребенку быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского коллектива.
Специальные условия – зависят от педагога, его мотивации - средства, формы и методы практической деятельности.
- общие творческие дела различного уровня, как имитационные ситуации для самореализации ребенка;
- круг общения и содержание деятельности как гарантия психологического комфорта;
- изменение социального статуса детей и качеств межличностных отношений в классах через включение в работу органов самоуправления;
- обучение навыкам совместной работы через использование различных видов воспитательной деятельности;
- обучение культуре восприятия информации;
- удовлетворение и расширение познавательных интересов;
- развитие игровой культуры;
- обеспечение двигательной активности;
- освоение форм самоанализа и построение перспектив собственной деятельности.
М. Коллинз в «кодексе учителя» определяет конкретные способы воспитания успешного человека:
твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них;
каждый день собирайте большой урожай успеха обучающихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником; учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит обучающимся соскользнуть на неуспех.
Данная программа может помочь классным руководителям:
наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данного класса.
Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка. Роль классного руководителя в условиях данной воспитательной программы можно определить так: Зажигай «звезду» и давай возможность ей разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды» зажигай новую.
V. Управление воспитательной программой
Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда.
Методическая работа с педагогическим коллективом.
Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными воспитательными технологиями
Основные формы и методы: семинары, деловые игры, тренинги, открытые мероприятия, мастер – классы.
Работа с органами ученического самоуправления.
Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.
Основные формы: Совет школы, Совет старшеклассников, выпуск школьной газеты, совет дела, , общешкольные праздники.
Внешняя среда (связи с внешней социально-культурной, природной средой, связи с государственными и общественными учреждениями и родительской общественностью).
Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.
Формы: договора о сотрудничестве.
Работа с родителями.
Цель: сотрудничество и единство воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами.
Формы: родительские собрания, консультации, лаборатории семейных талантов.

VI. Программа воспитательной работы 5-11класс
«КРЫЛЬЯ МЕЛЬНИЦЫ».
Программа воспитательной работы рассчитана на 7 лет с 5 по 11 класс.
При этом учитываются возрастные и психологические особенности детей.
Стратегическая цель воспитания: создание условий для формирования социально-адаптированной к окружающей действительности личности, носителя интеллектуального и культурного потенциала, сочетающей в себе национальные идеи, гражданские ценности, способность к творческому отношению к миру и активному созиданию.
5-7 классы – программа воспитательной работы «Мы растем как коллектив».
Задачи:
изучение личности каждого ребенка, его физического, психического состояния;
изучение индивидуальных особенностей и способностей каждого ученика;
развитие интеллектуальных способностей;
формирование сплоченного и дружного коллектива;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование культуры общения у детей;
формирование положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим;
создание условий для формирования здорового образа жизни;
воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.
8-9 класс – программа воспитательной работы «Стать человеком».
Задачи :
развитие нравственных чувств и нравственного поведения;
формирование собственных нравственных взглядов, суждений, оценок;
формирование критического осмысления и анализа собственных нравственных поступков, а также поступков других;
развитие интеллектуальных способностей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
формирование культуры общения у детей;
формирование положительной Я-концепции, доброжелательного отношения к окружающим;
создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.

10-11 класс – «Выбери свой путь в жизни».
Задачи:
развитие интеллектуальных способностей;
развитие коммуникативных умений учеников;
развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно меняющихся социокультурных условиях;
формирование и развитие у учеников навыков исследовательской работы;
формирование готовности осознанного выбора профиля обучения в старшей школе и профессиональному самоопределению;
создание условий для формирования здорового образа жизни;
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.















2 . Принципы организации воспитательной работы

1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
7. Принцип возраста. Знание найденных нами базовых потребностей человека говорит педагогу о специфике каждого возраста ребенка и специфике педагогических условий, которые воспитатель обязан создавать, чтобы развитие воспитанника осуществлялось последовательно и здоровым образом.


3. Условия успешной реализации воспитательной программы:
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Конечную цель своей работы как классного руководителя я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:





4. Модель выпускника
Это человек:
овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
наделенный глубокими и прочными  знаниями по различным дисциплинам;
получивший начальные профессиональные навыки по выбранному  им направлению;
способный к продолжению образования и самообразованию;
готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.







VII. Программа воспитательной работы на 2016/2017 учебный год. (9 класс)
«Стать человеком».
Введение.
Программа является реализацией концепции, основанной на личностно-ориентированном подходе. Каждый ребенок - личность. Главное - воспитать эту личность, найти в каждом ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее. Центральной задачей воспитательной деятельности - воспитание социально адаптированного человека, то есть человека, приспособленного к требованиям общества. Школа предъявляет свои требования: своевременное и качественное выполнение домашних заданий, дежурства по школе и классу, участие во внеклассных мероприятиях. Задача , как классного руководителя состоит в репродуцировании этих требований и осуществлении контроля за их выполнением. Программа воспитательной работы отражает характеристику деятельности учреждения в соответствии с образовательными целями и направления совершенствования условий, в которых эта деятельность осуществляется. В связи с этим структура программы воспитательной работы соответствует логике построения целевой программы: общая характеристика учреждения, анализ результатов деятельности и проблем, приоритеты и цели деятельности, характеристика образовательной деятельности и план действий по совершенствованию воспитательной работы в школе Программа воспитательной работы основывается на нормативных документах федерального, регионального и муниципального уровней. Кроме того, программа содержит ряд целевых подпрограмм, реализуемых в образовательном учреждении. Так как данный документ носит стратегическую направленность и создан на несколько лет, то при изменении внешних и внутренних условий во время его реализации возможна корректировка действий. Механизмом реализации программы воспитательной работы является годовое планирование работы на основе анализа деятельности за предыдущий год. План работы содержит идентичные с программой разделы, что позволяет достигать наиболее полной реализации целей воспитания. В свою очередь годовой план работы учреждения конкретизируется планами работы структурных подразделений. В ходе реализации программы воспитательной работы на 2013-2015 годы предполагается:
расширить возможности для творческого, интеллектуального и культурного развития личности ребенка, реализации его интересов;
повысить уровень стимулирования творческой активности ребенка, развития его способности к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
повысить роль школьного ученического самоуправления детей в деятельностиобразовательного учреждения;
обеспечить преемственность в содержании различных видов воспитательной работы с учетом эволюции личностного сознания детей и многообразия форм их жизнедеятельности;
распространить инновационный опыт работы классных руководителей;
обеспечить психологическое сопровождение образовательного процесса;
способствовать нравственному воспитанию детей.
Воспитание человека, умеющего работать над собой, - задача несравнимо более сложная, зато позволяющая человеку решать свои проблемы более эффективно. Способы ее решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, рекомендации по различным вопросам. Главной задачей воспитания сегодня является задача привития, детям, с самого раннего возраста чувства сострадания и любви к ближним. подлинно образованный человек способен видеть не только узкоприкладные стороны наук (то есть умение грамотно считать, складывать буквы, знать имена и помнить даты), но и видеть основу всех этих знаний - гуманизм и цель этих знаний - гармонию.В конечном счете, позиция учителя - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».











1. Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год.
Классным руководителем в этом классе я стала в сентябре 2012 года. И передо мной как перед классным руководителем стояли следующие воспитательные задачи: 1. Изучать личность каждого ребенка, его физическое, психическое состояние, семью , индивидуальные особенности и способности, способствовать адаптации учеников в средней школе. 2. Продолжать традиции, установленные в классе в период обучения в 5-8 классе, и развивать их, добавлять новые;
3. Всемерно способствовать сплочению классного коллектива. 4. Продолжить работу по развитию ученического самоуправления. 5. Активизировать работу классного коллектива через участие в общешкольных мероприятиях.
Задачи решались через сочетание урочной и внеурочной воспитательной деятельности, организацию коллективной творческой деятельности, развитие классного самоуправления, сочетание индивидуальной и групповой деятельности. В целом воспитательная работа была многоплановой и разносторонней Условия для самореализации создавались через разнообразные формы организации жизни класса:
- для развития интеллектуальных способностей проводились классные часы в виде викторин по разным предметам. дети участвовали в олимпиадах. - для развития коммуникативных навыков проводились диспуты, тренинги- для развития патриотических чувств проводились классные часы, посвященные Великой Отечественной войне, поводились конкурсы, викторины посвященные полководцам и битвам.
Также класс активно участвовал в общешкольных мероприятиях не пропустили ни одного мероприятия и занимали 1 и 2 места. В классе была организованна система самоуправления. Каждый совет по окончанию месяца представлял отчет о проделанной работе. Сформировалась группа детей, не требующих контроля с моей стороны при выполнении поручений. Был налажен контакт с работающими в классе учителями-предметниками. Велся дневник поведения и посещения. Сложились добрые отношения с родителями Итак, можно сделать вывод о том, что удается решать поставленные задачи. Но следует внести коррективы с целью устранения недостатков:
- не полностью реализованы возможности учащихся в учебной деятельностью;
- имеются случаи несоблюдения норм и правил поведения.
На основе анализа можно определить цель и задачи на следующий год.


2. Цель и задачи на 2016-2017 учебный год.
Цель воспитательной работы: – создание условий для развития социальных компетенций, формирование коллектива
Задачи воспитательной работы на 2016-2017 учебный год
1. Продолжение работы над сплочением классного коллектива.
Создание условий для самореализации школьника, воспитание в нем чувства взаимоуважения, взаимопомощи, ответственности.
Организация активной жизнедеятельности обучающихся, вовлечение их в творческую работу через кружки и клубы по интересам, через систему классных и общешкольных дел.
Создание благоприятной для самочувствия и настроения детей эмоциональной атмосферы в классе, доброжелательного микроклимата, необходимого для общения.
Формирование эмоционально – положительного отношения к учебе, знаниям, труду.
Развитие интеллектуальных способностей.
Воспитание гражданственности, чувства патриотизма, принадлежности к семье, школе, малой родине, России.
Создание условий для формирования здорового образа жизни, профилактика вредных привычек.
Активное вовлечение родителей в образовательный процесс.







Ожидаемый результат.
Сохранение физического и психического здоровья шестиклассников. Успешное прохождение адаптации к школе.
Создание мотивации учения.
Раскрытие личностного потенциала учащихся в учебной и внеучебной сферах деятельности.
Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.
Формирование собственного поведения в коллективе.
Проявление внутренней позиции ученика.
Выявление потенциальных возможностей школьников.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Характеристика учащихся 9 класса
В классе 10 челове0бучающихся , из них 4 девочки и 6 мальчиков. Для учащихся характерен средний уровень, низкий. Ребята живут в разных по составу, по культурному уровню и материальному положению семьях. Семьи в основном рабочие и полные неполные . Семьи полные-7 Неполные 3
Многодетные-2 Малообеспеченных нет .
У 2 учащихся родители имеют высшее образование, родители имеют среднее специальное- 6, среднее образование-5. Неполное среднее 5 У большинства учащихся хорошее материальное положение. Родители работают, имеют стабильную заработную плату . Условия проживания хорошие, каждый имеет свое рабочее место. В классе работал родительский актив. Он был настоящим помощником классного руководителя. Родители помогали в подготовке и проведении классных мероприятий Внеурочной деятельностью были охвачены все ребята. Ребята отличаются от других своих активностью, которая растет у них из года в год.
Из 10 учащихся на «4» и «5» - учатся 4. Остальные учащиеся занимаются без особого настроения и желания или не имеют больших способностей к обучению. Из этого следует, что одной из основных задач классного руководителя должна быть задача повышения уровня мотивации обучения у учащихся. Ребята принимали участие в Олимпиадах районных и занимали призовые Учащиеся понимают, что это им пригодится в жизни, в дальнейшей учебе, они узнают много интересного, важного, развиваются. Я как классный руководитель считаю, что в будущей школьной жизни поддерживать все эти начинания ребят и развивать их. Ребята этого класса активны сами по себе. Мне как классному руководителю стоило лишь только предложить возможный Совет класса и его структуру. Ребята тут же активно включились в распределение поручений, каждый выбрал дело по душе. . Передо мной как классным руководителем стоит сложная задача: выбрать правильный путь в жизни ,научить ребят уважать, слушать друг друга, жить в коллективе, вместе решать общие вопросы. Беседы, встречи с родителями, выход в семьи, встречи с психологом, анкетирование родителей, естественный эксперимент, социометрические и игровые методы, а также коллективные мероприятия и мероприятия по интересам – всё это и многое другое поможет в становлении личности детей и их развитии, позволит более точно выявить характер внутриколлективных связей и отношений в классном коллективе. 882015387350 4. Основные дела и направления работы класса.








Механизм реализации программ
Для реализации цели весь воспитательный процесс построен на работе 4 основных направлений.
Направление I. «Здоровый образ жизни»  Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью

родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
формирование представлений о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
формирование представлений о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
формирование понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
формирование понимания необходимости выполнения санитарно-гигиенических правил, соблюдения здоровьесберегающего режима дня;
воспитание интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
формирование представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
формирование представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
формирование отрицательного отношения к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
Сотрудничество с медицинскими и профилактическими учреждениями села, с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
Сотрудничество с психологической службой учебного заведения с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей.
Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия направления «Здоровья» в работе с классом
психическое и физическое здоровье;
традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
гигиена и ее значение в жизни человека;
культура сохранения собственного здоровья;
ответственность за здоровье других людей;
гармония души и тела, режим дня и здоровье;
воля и ее значение в сохранении здоровья,
самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы внеклассной работы:
спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, марафоны;
походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города;
встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола

Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Направление II. «Сотрудничество с семьей» 
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Основные моменты деятельности классного руководителя:
изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
Семья, уклад жизни и традиции семей, родительский дом, родословная, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, братья и сестры в семье и их взаимоотношения, младшие и старшие дети, традиции отношения к старшим в семье, положение ребенка в семье.
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;
праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля),
тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,
походы выходного дня, экскурсии.
Направление III. «Нравственное воспитание»  Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
формирование представления о базовых национальных российских ценностях;
формирование умения различать хорошие и плохие поступки;
формирование представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
формирование представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны;
формирование уважительного отношения к родителям, к старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
формирование умения устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
воспитание бережного, гуманного отношения ко всему живому;
воспитание правил вежливого поведения, культуры речи;
формирование стремления избегать плохих поступков, умения признаться в плохом поступке и анализировать его;
формирование представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
формирование отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и с их нравственным подвигом во имя человечества.
Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия направления «Нравственность»:
Нравственный выбор, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные ценности, жизненные ценности, самоактуализация и самореализация
Формы внеклассной работы:
тематические классные часы;
тренинги нравственного самосовершенствования;
театральные и кинопросмотры;
экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
дискуссии по нравственной тематике;
организация цикла нравственных бесед.
Предполагаемый результат:
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Направление IV. «Гражданско-патриотическое.» 
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством и формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим своей страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-создание условий для воспитания личности - гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
-формирование бережного отношения к родному краю, его истории, воспитание сострадания и милосердия у детей к людям, живущим рядом.
-содействие военно-профессиональной ориентации молодежи, приобщение учащихся к изучению военной истории и патриотических традиций Вооруженных сил России.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданско-патриотическое»:
знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам
сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления «Гражданин»:
Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.Формы внеклассной работы:
тематические классные часы, спецкурсы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
конкурсы, викторины по правовой тематике;
читательские конференции по правовой тематике.
5. Методы и приемы воспитательной деятельности
1. Диагностические методы - это изучение, наблюдение, беседа, составление характеристик.
2. Организационные методы:
а) организация коллектива и органов его самоуправления;
б) регулирование ролей;
в) регулирование ответственной зависимости.
3. Коммуникативные методы - это установление с учащимися воспитательного контакта, т.е. взаимопонимания, доверия, согласия и сотрудничества:
а) адаптирование отношений на бесконфликтной основе;
б) переход к доверительным отношениям;
в) ориентация на сотрудничество.
4. Методы формирующего воздействия:
а) создание проблемных воспитывающих ситуаций;
б) формирование сознания, опыта.
5. Методы координации и коррекции:
а) выработка единых требований к учащимся;
б) корректирование.
6. Самоуправление учеников класса.
Личностно-ориентированные технологии  воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, подросток наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Самоуправление в нашем классе представлено командиром класса, советом класса и пятью рабочими органами, позволяющими   решать вопросы дежурства, генеральных уборок, предметных декад, внеклассных и внешкольных мероприятий и многое другое.
Рабочие органы самоуправления:
Совет «Эрудит»
Совет «Порядок»
Совет «Творчество»
Совет «Спорт и здоровье»
Совет «Пресс-центр»
Совет «Творчество» - отвечает за организацию и проведение общешкольных мероприятий, традиционных праздников и добрых дел. Несет ответственность за подготовку к общелицейским  мероприятиям.
Совет «Порядок» - объединяет представителей, отвечающих за порядок, посещаемость учащимися занятий и дежурство.
Совет «Эрудит» - привлекает ребят к учебному труду, исследовательской работе, к участию в городских конференциях,  викторинах, олимпиадах, конкурсах, занимается с отстающимися.
Совет «Спорт и здоровье» - пропагандирует здоровый образ жизни, планирует и организует спортивные мероприятия.
Совет «Пресс-центр» – обеспечивает класс информацией о проведенных мероприятиях, занимается выпуском газеты «Олимпиец», помогает при оформлении мероприятий в классе.

7. Индивидуальная работа с учащимися.
Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории.
организация участия детей в школьных олимпиадах мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)
Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.
организация индивидуальной творческой деятельности
включение в общешкольное воспитательное пространство.
Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями.
собеседование с психологом.
наблюдение и особое внимание, коррекция.
организация деятельности, способствующей расширению круга
общения и повышению статуса детей в классе.
8. Работа с родителями:
Цель: Развитие эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании детей
Задачи:
Расширить сферу участия родителей в организации жизнедеятельности класса
Организовать постоянно действующий педагогический консилиум для родителей для оказания помощи в вопросах воспитания детей.
Способствовать повышению роли семьи в воспитании детей.
Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:
1. Анализ внутрисемейных отношений на основе результатов тестов и анкет для родителей, посещение семей;
2. Анализ роли семьи в развитии культуры личности школьника;
3. Ознакомление родителей с психологическими особенностями подростков;
4. Привлечение родителей к организации классных вечеров, походов, поездок, совместных вечеров отдыха;
5. Индивидуальная работа с родителями по направлениям: особенности характера ребенка, отношения со сверстниками, отношение к учебе.
6. Подведение итогов работы за год.
Тематика родительских собраний: в 9 классе
11 09 16г Знакомство с нормативными документами
Итоговой аттестации обучающихся,.
освоивших образовательные программы основ
ного общего образования. О воспитание безопасного поведения детей в семье (безопасность на дорогах, пожаробезопасность, «, меры осторожного поведения на воде, на ж/д, в лесу…)
«Роль семьи в формировании у ребёнка навыков самоконтроля в процессе обучения» Предотвращение отчужденности между родителями и детьми (применять самооценку). Учебная дисциплина и её значение в жизни подростка. Профилактика ДДТТ и соблюдение правил дорожного движения.
 «Профессиональное самоопределение подростков»
О воспитание безопасного поведения детей в семье (безопасность на дорогах, пожаробезопасность, «, меры осторожного поведения на воде, на ж/д, в лесу…)
Подведение итогов года.
1) Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.
1) Семья и школа. Итоги партнёрства.
2) О воспитание безопасного поведения детей в семье (безопасность на дорогах, пожаробезопасность, «, меры осторожного поведения на воде, на ж/д, в лесу…)
Направления взаимодействия с родителями:
1.Просветительское – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, способствовать повышению психолого-педагогической грамотности родителей: Лекции, Дни открытых уроков, Выступление психолога, родителей, имеющих положительный опыт воспитания
2.Консультативное – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков:
индивидуальные тематические консультации,
консультации по запросу
3.Коммуникативное – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культурного взаимодействия с ребенком, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
родительские собрания,
совместные творческие дела,
помощь в организации жизнедеятельности класса, оформлении кабинета, проведении классных дел
9.Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;