Конспект урока по русскому языку на тему Текст-рассуждение (4 класс)


The plan of the lesson.
Сабақтың жоспары.
Поурочный план.
Class/ Сынып/ Класс: 4
Subgect/ Пән/ Предмет: русский язык
Theme/ Сабақтың тақырыбы/ Тема: Текст – рассуждение.
Aim/ Мақсаты/ Цель:
Educational/ Білімдік/ Образовательная:
формирование умений систематизации, сопоставления, анализа и обобщения имеющихся в тексте идей и информации; освоение алгоритма построения логически связанного рассуждения;
Developing / Дамытушылық/ Развиющая:
развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Brining-up/ Тәрбиелік/ Воспитательная:
воспитывать стремление учащихся к успеху в учебе, умение адекватно оценивать результат своей работы.
The lesson’s type/ Сабақтын түрі/ Тип урока: урок изучения нового материала.
King of the lesson/ Сабақтың түрі/ Вид урока: стандартный
Resources/ Көрнекі құралдар/ Оборудование: ИКТ (презентация), ТСО, НДМ.
Literature/ Әдебиет/ Литература:
1. Учебник – Русский язык, Алматы « Атамура», 2015. С.А.Никитина, А.П. Якунина. 4 класс.
2. http://festival.1september.ruСабақтың жоспары/План урока/The lesson’s plan:
Организационный момент:
Приветствие;
Психологический настрой;
Основная часть:
1. Актуализация знаний;
2.Физминутка
3. Сообщение новой темы;
4. Закрепление нового материала;
Заключительный этап:
Домашнее задание;
Итог;
Ход урока.
Организационный момент:
-Слайд 1. Доброе утро, ребята! Встаньте ровно возле своих парт, настройтесь на урок. Я рада видеть вас. Присаживайтесь! Проверьте, все ли готовы к сегодняшнему уроку? Все ли приготовлено у вас на партах?
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Основная часть:
1. - Слайд 2. Сегодня, мы поговорим с вами о видах текста, но для начала дайте определение термину текст. (Текст - Всякая записанная речь, в словаре Ушинского)
- Какие виды текстов вы знаете? ( описание, повествование)
- Что вы можете сказать об этих видах текста? (беседа)
- Есть еще один вид текста, рассуждение. Сегодня мы о нем поговорим и научимся составлять текст – рассуждение.
Слайд 3. Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что – то, стараясь при этом найти причинно–следственные связи между явлениями, и приходит к какому – либо выводу, суждению.
- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа .2. Физминутка на английском языке с движением.
3. – Предлагаю посмотреть вам обучающее видео по нашей теме, будьте внимательны, найдите особенности текста – рассуждения.
(Видео материал «Текст – рассуждение»)
- Для того, чтобы составить текст – рассуждение нам необходимо знать следующие термины : (беседа о том как ученики понимают данные термины и их краткая запись в тетрадь)
Тезис – главная мысль.
Доказательство – установление истинности высказывания.
Вывод- умозаключение.
На слайде вы видите 3 текста, определите к какому виду относится каждый текст, почему?( тексты раздаются)
Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки — более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая. (описание)  Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (повествование)
Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена. (рассуждение)
4.Для того, чтобы закрепить тему урока, предлагаю открыть ваши учебники на странице 224 и выполнить упр. №603. Будьте внимательны и аккуратны.
- Теперь, вам будут розданы листы с таблицами, которые вам необходимо заполнить. Так мы проверим, кто как слушал на уроке и уровень усвоения знаний в вашем классе.
Вид текста Вопросы Для чего используется
ФИО ученика:
Заключительный этап:
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Вам будет необходимо на двойном листочке написать небольшой текст – рассуждение (7-10 предложений) о Казахстане. На следующий урок вы сдадите мне свои работы, я проверю, как вы усвоили тему и выставлю оценки.
- Какова была тема нашего урока?
- Для чего нам необходим данный вид текста?
Спасибо за урок. Можете быть свободны.
Классный руководитель________________________
Методист ________________________