Учебно-методический план секции журналистики МАН

Учебно-тематический план секции «Журналистика» МАН


Тема
Количество часов



всего
теория
практика
индив.

1.
Вводное занятие
6
4
-
2

2.
Основы творческой деятельности журналиста

2.1. Введение в журналистскую профессию
12
4
4
4

2.2. СМИ: общие положения. Виды СМИ. Печатные виды СМИ
18
6
6
6

2.3. Жанры журналистики
24
9
9
6

2.4. Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста
24
9
9
6

2.5. Основы редактирования
18
6
6
6

2.6. Основы издательского дела
18
6
6
6

3.
Ораторское мастерство и культура речи
18
6
6
6

4.
Практикум по орфографии и пунктуации
18
6
6
6

5.
Теория литературы
12
4
4
4

6.
Психология общения
12
4
4
4

7.
Основы компьютерной грамотности
18
6
6
6

8.
Мастер–классы, тренинги, творческие лаборатории. Участие в городских, республиканских, всеукраинских конкурсах
12
-
9
3

9.
Обобщающее повторение и итоговое тестирование. Подведение итогов работы секции
6
-
4
2

ВСЕГО:
216
74
74
68


Содержание курса
Основное содержание разработанного курса выделяются три содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

1. Вводное занятие (6 часов)
Знакомство с целями и задачами работы секции. Инструктаж по технике безопасности. Положения различных конкурсов и фестивалей, основные критерии отбора конкурсных работ. Основные требования к оформлению творческих взносов для участия в конкурсах.

2. Основы творческой деятельности журналиста (114 часов)
2.1. Введение в журналистскую профессию (12 часов)
Что такое журналистика. Краткий экскурс в историю возникновения журналистики. Истоки журналистики. Традиции публичного выражения собственного мнения по актуальным вопросам в Древнем Риме. Ораторы и риторы. Публичные выступления в средневековые времена. Предпосылки для возникновения журналистики и появления первых печатных периодических изданий. Зарождение и формирование журналистской профессии.
Выпуск первых газет в Китае и в Европе. Первые газеты в России. «Ведомости» при Петре I в XVIII в.
Условия труда журналиста и сложности работы в разные исторические периоды развития.
Практические занятия
Знакомство с материалами периодической печати. Журналисту на заметку. «Мозаика». Чтение статей, их анализ, обсуждение, просмотр иллюстраций. Просмотр видеофильма «Первые газеты и журналы». Подготовка устных сообщений по истории журналистики.
2.2. СМИ: общие положения. Виды СМИ. Печатные виды СМИ (18 часов)
Социальные и технологические предпосылки истоков СМИ. Значение журналистики в жизни общества. Роль СМИ в жизни современного человека. СМИ в России и за рубежом.
Виды СМИ.
Периодическая печать в системе СМИ.
Газета как основной вид периодического издания. Значение газет, их особенности. «Качественные» и «массовые» газеты, тематическое разнообразие печатных СМИ.
Газета: общие положения (структура, объем формат, название).
Типология газет: ежедневные, еженедельные и т.д. Государственные центральные газеты. Независимые газеты. Отраслевые газеты. Республиканские, региональные, массовые. Газеты, выходящие на национальных языках. Местные газеты. Многотиражные ведомственные газеты. Вечерние и утренние газеты. Молодежные и детские. Спортивные. Военные. Экологические. Деловые, финансовые и др. Отличия.
Журнал как тип издания: особенности возникновения, функции, место в СМИ. Типология журнальных изданий.
Отличительные особенности журналов.
Отличительные особенности альманахов, бюллетеней, справочников, листовок.
Что такое «жёлтая» пресса?
Практические занятия
Знакомство с материалами периодической печати. Журналисту на заметку. «Мозаика».
Чтение статей, их анализ, обсуждение, просмотр иллюстраций.
Знакомство с периодическими изданиями. Сравнение различных изданий газет. Определение формата издания, объема, периодичности.
Сравнение различных изданий журналов.
Практикум: рассмотреть, как распределяется обычно объем журнала (число полос) по разделам и рубрикам, какие разделы журнала занимают основной объем.
Знакомство с материалами «жёлтой» прессы, анализ информационных сообщений, обсуждение нравственных и эстетических сторон проблем.
Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.
2.3. Жанры журналистики (24 часа)
Общая характеристика.
Заметка как исходный информационный жанр. Информационная заметка, расширенная заметка. Информационная корреспонденция.
Интервью. Как берут и обрабатывают интервью. Как проводятся опросы.
Репортаж.
Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически оценивать их. Очерки событийные и путевые. Документальность воспроизведения материала.
Зарисовки: зарисовки о природе (зеленые), событийные, портретные, публицистические зарисовки.
Практические занятия
Собирание материала о последних школьных новостях. Написание заметок. Обсуждение работ.
Ролевая игра «Новости».
Упражнение в интервьюировании. Формулировка вопросов для интервью. Проведение блиц-опросов и их анализ. Анкетирование. Анализ анкет. Ролевая игра «Интервью».
Практикум: собирание материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме интервью и беседы. Обсуждение работ.
Творческая мастерская «Интервью. Методы сбора информации».
Чтение репортажей из газеты. Упражнения в составлении репортажей. Подготовка репортажей о проводимых мероприятиях (школьных, внешкольных, городских, республиканских) для очередных номеров печатных изданий. Обсуждение работ.
Собирание информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется подражать». Очерк о друге и т.д. Обсуждение работ.
Написание зарисовок о природе, событийных, портретных, публицистических. Обсуждение работ.
Практикум: найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра и объяснить, по каким признакам определили принадлежность к тому или другому жанру, отметить, какие жанры преобладают, каких явно мало. Какие цели преследует редакция, применяя те или иные жанры? Как это помогает редакции выполнять свои задачи и программу? Привести примеры из различных номеров издания с конкретными ссылками.
2.4. Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста (24 часа)
Информация как основа журналистского текста. Понятие информации. Источники информации. Сбор информации. Основные методы сбора: изучение документов, наблюдение и его виды, работа с людьми. Беседа. Роль журналиста-собеседника. Различие интервью и беседы.
Приёмы самостоятельной работы с печатными источниками информации: чтение разными способами, выделение основного или второстепенного в тексте. Общепринятая система выделения основных положений, идей. Простой план. Составление библиографического описания использованных книг и статей.
Способы фиксации информации. Выписки. Цитаты. Аннотация. Рецензия. Отзыв.
Разные способы подачи информации.
Структура журналистского текста (композиция).
Заголовок – необходимая составляющая структуры журналистского текста.
Преамбула (лид) – вводная часть текста. Виды лидов. Основная часть. Заключительная часть (концовка) текста. Способы лексического и грамматического оформления концовки (средства завершенности). Подпись.
Общее понятие об основных видах текстов и способах изложения: повествование, описание и рассуждение.
Описание. Описание по наблюдению. Деловое и художественное. Особенности публицистического описания природы, местности, обстановки, внешности человека. Повествование. Рассуждение. Рассуждение проблемного характера. Рассуждения на дискуссионные темы, сравнительные характеристики и т.д.
Записная книжка журналиста как форма литературных заготовок. Их значение.
Путевые заметки. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.
Практические занятия
Упражнения «Работа с текстом» (стандартные).
Упражнения «Работа с текстом» (интерактивные).
Составление простого плана.
Выписки, составление аннотаций, рецензий, отзывов.
Практикум: изучение документов, наблюдение и его виды, работа с людьми.
Творческая лаборатория: собирание и систематизация материала.
Оформление библиографического описания.
Практикум: самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.
Творческая лаборатория: работа с журналистскими текстами, анализ их структуры.
Творческая лаборатория: работа с различными жанрами газетных и журнальных материалов (от аналитической статьи и очерка до анонса CD-диска) и их использование в прессе.
Сочинения-повествования, рассуждения, описания природы, обстановки и внешности человека и др. Изложения с творческим заданием.
Практикум: составить путевые заметки о летних поездках или в учебное время (экскурсии).
Практикум: сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и журналистов.
Написание газетных материалов. Подбор нескольких заголовков к написанному материалу.
Ведение записных книжек, блокнотов журналистов, личных творческих дневников, дневников чтения.
2.5. Основы редактирования (18 часов)
Редактирование как один из видов (приемов) работы над текстом, его совершенствование.
Культура письменной речи.
Речевые ошибки. Фактические ошибки. Грамматические и стилистические. Логические ошибки и способы их устранения. Композиционные ошибки (несоответствие текста плану, нарушение последовательности, неудачное начало или концовка текста, отсутствие вывода в тексте-рассуждении).
Литературная правка. Приемы правки рукописи (общая характеристика).
Работа корректоров.
Редактирование текстов.
Практические занятия
Воспроизводящие и творческие упражнения.
Написание газетных материалов. Совершенствование написанного. Оформление рукописей. Литературная правка текстов.
Практикум: приемы правки рукописей. Работа корректоров.
Практикум: взаимное редактирование рукописей.
Задания по литературному редактированию. Вопросы для самоконтроля.
Групповые и индивидуальные задания по литературному редактированию.
Ролевая игра «Редактор».
Тесты.
2.7. Основы издательского дела (18 часов)
Газета: общие положения (структура, объем формат, название).
Дизайн газеты, ее объем и формат. Композиционно-графическая модель. Макет газеты - фундамент издания.
Оформление заглавной части, логотип.
Магическая сила заголовка. Заголовочный комплекс.
Деление полос на колонки. Рубрикация материалов. Работа с текстом: врезы, шрифты, смысловые блоки.
Средства художественного оформления. Роль рисунка и фотографии в газете. Размещение фотографий и иллюстраций.
Дополнительно-графические средства. Колонтитулы и блок «адрес и служебные сведения» (выходные данные).
Практические занятия
Работа над номером школьного издания.
Написание газетных материалов. Подбор заголовков к написанному материалу.
Практикум: систематизация материала по рубрикам в очередные номера печатных изданий.
Практикум: выписать все разделы и рубрики из газетных и журнальных номеров, отметить их повторяемость, определить физическое и содержательное соотношение между ними.
Подбор иллюстративного материала. Фотографирование.
Анализ фотопроектов ведущих журналов. Составление фотопроектов.
Конкурс юных фотолюбителей.
Практикум: определить количество иллюстраций различных типов - цветные и черно-белые фотоснимки, рисунки, диаграммы, схемы и др., а также площадь, которую они занимают в общем объеме журнального или газетного номера.
Компоновка номера из наработанных материалов. Макетирование.
Работа корректоров.
Редактирование текстов.
Выпуск газеты секции, школьных и авторских газет.
Анализ выпущенной газеты.
Встречи с профессиональными журналистами.
Тематические экскурсии в редакции и типографии. Написание отзывов по материалам экскурсии.
3. Ораторское мастерство и культура речи (18 часов)
Традиции красноречия. Роды красноречия.
Подготовка к произнесению речи. Что такое публичная речь.
Структура композиции выступления (рассказа), главное и «неглавное» в выступлении (рассказе), события факты в «логической цепочке» выступления (рассказа), словесное действие.
Интонация, эмоции и смысл, виды логических ударений.
Текст, ситуационные возможности подтекста.
Диалог как способ общения.
Импровизация – законы и возможности.
Оратор – аудитория. Поведение оратора. Техника словесной импровизации. Приемы создания речи-экспромта, законы и возможности.
Речевые стереотипы.
Что говорят нам мимика и жесты.
Как сохранить хладнокровие в споре и научиться спорить с достоинством? Учимся избегать конфликтов.
Специальные приёмы для возбуждения активности аудитории.
Стилистические фигуры речи (риторический вопрос, антитеза, инверсия, оксюморон).
Поздравление, пожелание, благодарность.
Обращение и привлечение внимания.
О культуре говорящего. О культуре слушающего. О культуре пишущего. О культуре читающего. Практические занятия
Пятиминутки речевой гимнастики. Речевые разминки.
Воспроизводящие и творческие упражнения.
Артикуляционно-дикционные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Упражнения для развития дыхания.
Тренинг «Охарактеризуй свой голос».
Практикум: речевая деятельность учащихся (дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т.д.).
Тренинг «Заяви о себе громко, но красиво».
Работа в парах: этикетные диалоги, приветствия разным адресатам, приветствия в разное время дня, приветствия разной степени вежливости (с обращением, с личностным оттенком).
Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты».
Практикум: составить и проиграть ситуации (в незнакомом городе, поздравление друга, звонок по телефону и др.)
Конкурсы «Вежливая критика», «Утешители».
Турнир ораторов.
Анкетирование.
4. Практикум по орфографии и пунктуации (18 часов)
Правописание безударных гласных в корне слова. Чередование гласных в корнях слов. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные. Правописание приставок. Общие правила написания сложных слов. Перенос слов. Употребление прописных букв.
Синтаксис и пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания между однородными членами. Вводные слова. Обращения. Знаки препинания при прямой речи, оформление цитат и диалога.
Практические занятия
Воспроизводящие и творческие упражнения.
Написание диктантов различных видов (проверочные, предупредительные, объяснительные, зрительные, выборочные, распределительные, самодиктанты).
Упражнения «Проверяю себя». Работа с дидактическим и раздаточным материалом.
Интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.
Тестирование.
5. Теория литературы (12 часов)
Тема, идея, композиция, сюжет произведения.
Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении.
Литературные роды: эпос, лирика, драма (общая характеристика).
Понятие жанра. Жанры всех литературных родов (общая характеристика).
Средства художественной выразительности: сравнение и метафора, олицетворение, художественный эпитет. Гипербола и литота как виды образности. Инверсия как одно из средств художественной выразительности.
Юмор и сатира.
Практические занятия
Анализ текстов-образцов.
Анализ текстов художественных произведений.
Работа с памятками.
Литературные и интеллектуальные игры, конкурсы, викторины.
6. Психология общения (12 часов)
Общение как психологическое явление.
Умение журналиста внимательно слушать и запоминать слова собеседника, правильно вести себя с «неразговорчивым» и «болтливым» собеседником, правильно ставить вопрос и получать на него исчерпывающий ответ, умение общаться, знакомиться и заводить разговор, находить взаимопонимание с людьми.
Практические занятия
Воспроизводящие и творческие упражнения.
Психологический тренинг «Приятно познакомиться».
Психологическое упражнение «Здравствуйте!»
Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления и коммуникабельности, навыков вербального и невербального общения.
Тренинг общения: ролевая игра «Испорченный телефон».
Практическое занятие «Знаю ли я себя? Понимаю ли я другого?».
Психологический тест - проверка коммуникативных качеств учащихся и её анализ.
Анализ ситуаций, разработка информационного сообщения.
Деловая игра «Ситуация».
Тестирование.
7. Основы компьютерной грамотности (18 часов)
Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word.
Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
Работа с графическими объектами.
Основы дизайна и верстки: подготовка газетного номера.
Основные приемы макетирования.
Добавление эффектов оформления печатного продукта. Дополнительные возможности в создании публикаций.
Практические занятия
Работа на ПК, печатание материалов, подбор шрифта, оформление заголовков. Воспроизводящие и творческие упражнения.
Практические работы по оформлению статей в соответствии с требованиями к верстке, преобразование графических объектов для внедрения их в издательские программы.
Практические упражнения, направленные на отработку навыков верстки печатного продукта с использованием алгоритмов работы.
8. Мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории МАИиНР, участие в городских, республиканских, всеукраинских конкурсах (12 часов)
Подготовка работ и участие в республиканском конкурсе юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос», молодёжном творческом конкурсе «Зелёный луч», городских и всеукраинских конкурсах по журналистике и литературному творчеству.
9. Обобщающее повторение и итоговое тестирование. Подведение итогов работы секции (6 часов)
Итоговое тестирование.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Просмотр лучших работ. Подведение итогов занятия за год. Награждения дипломами и грамотами.

Обучащиеся должны знать:
- основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики, истоки журналистики;
- виды СМИ, типологию, классификацию;
- специфику газет, журналов, радио-, телевещания, Интернет-СМИ;
- основные жанры журналистики;
- теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского текста;
- методы работы с текстом;
- правила и нормы газетного языка;
- основы издательского дела, этапы создания печатного и электронного издания;
- основы стилистики и литературного редактирования;
- основы компьютерной грамотности;
- психологические и этические аспекты работы журналиста;
- основы риторики, ораторского мастерства и культуры речи;
- сведения по теории литературы;
- орфографический и пунктуационный минимум;
- методику организации самостоятельной научно-исследовательской работы.
Обучащиеся должны уметь:
- быстро реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
- собирать информацию из разных источников и работать с ней;
- владеть теорией газетных жанров, уметь определить жанровую природу газетного мате-риала, его структуру, функцию языковых средств и деталей;
- уметь грамотно изложить информацию в форме заметки, корреспонденции, интервью, зарисовки и др.;
- уметь видеть и самостоятельно конструировать в журналистских текстах авторское от-ношение к героям, событиям;
- уметь проектировать, верстать печатные издания;
- уметь вести беседу, общаться, не бояться выступать перед аудиторией;
- писать и защищать научно-исследовательские работы в секциях журналистики, зарубеж-ной литературы, искусствознания МАН, научно-исследовательские проекты.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146 с.
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учеб. для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.
Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. - М.: МГУ, 1997. – 278 с.
Введение в языковедение: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 266 с. Лингвистика XX века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч.1, 2; Сост. Е.А.Красина. - М.: РУДН, 2004. – 422 с.
Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Владос, 1995. -204 с.
Все богатство нашего языка. - М.: Наука, 1993. - 248 с.
Горшков А. И., Гранин Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М.: Наука, 1995. - 290 с.
Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Наука,1995. - 248 с.
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по рус. яз.: Пособие для учителей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: Русский язык, 1996. - 220 с.
Крупчанов Л.М. Теория литературы. – М.: Флинта, 2000. - 282 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика, 1975.- 288 с.
Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. - М.: Флинта; 2001. - 412 с.
Отечественная лингвистика: от А.А. Потебни до В.В. Виноградова: Хрестоматия. - М.: РУДН, 2006.- 396 с.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 206 с.
Пастухова Л.С. Практический курс речевой культуры: Учеб. пособие для студентов по специальности «Журналистика», «Русский язык и литература». – Симферополь, 1994. – 127 с.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Педагогика, 2000.- 288 с.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина. – М.: Наука, 2000.- 212 с.
Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 384 с. – (Домашний репетитор).
Русский язык: Диктанты для выпускных экзаменов / В.А. Корсаков, О.К. Корсакова, Н.Г. Пронина, Г.В. Содоль. – К.: Райдуга, 1993. – 192 с.
Сборник школьных сочинений / Т.В. Торкунов, Л.Ю. Алиева, Н.Г. Ткаченко. – М.: Рольф, 1997. – 576 с.
Теория литературы: краткое введение / Джонатан Каллер: пер. с англ. А. Георгиева. – М.: Астрель, 2006. – 158 с.
Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М.: Наука, 2000. -310 с.

Словари и справочная литература

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Наука, 1966.- 226 с.
Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: Ок. 13000 слов / А.А. Семенюк, И.Л. Городецкая, М.А. Матюшина и др. – М.: Рус яз., 1994. – 586 с. – (Малая б-ка словарей рус. яз.).
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 284 с.
Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. - М.: Высшая школа, 1996.- 322 с.
Новиков Л.А. Искусство слова. - М.: АСТ, 1991. - 266 с.
Одинцов В.В. Стилистика текста. - М.: Педагогика, 1980. - 286 с.
Розенталь Д., Теленкова М. Словарь–справочник лингвистических терминов. - М.: Книга, 1985.- 322 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. - 2-е изд., перераб. – М.: ООО Издательство Оникс: ООО Издательство Мир и образование, 2007.- 217 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? / Д.Э. Розенталь. - 7-е изд. перераб. и доп. – М.: ООО Издательский дом ОНИКС 21 век, 2005. – 304 с. Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. / Н.И. Новинская – Изд. 4-е. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.- 336 с.
Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - М.: Книга, 2000.- 320 с.
Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Наука, 1993.- 362 с.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.: Педагогика, 1986. - 412 с.
Энциклопедический словарь литературоведа. - М.: Аванта, 1998.- 642 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Русский язык. Сборник диктантов для государственной итоговой аттестации / Составители: Т.М. Полякова, Е.И. Быкова, Ж.А. Кошкина. – К.: Генеза, 2007. – 128 с.
Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Жанры журналистики», «Как подготовить статью к изданию», «Как издавать газету». – М., 2003
Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Основы литературного творчества». – М., 2003
Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Если вы решили издавать журнал». – М., 2004
Журнал «Лицейское и гимназическое образование» и его приложение – серия «педагогические советы»: «Мастер-класс для редактора» и «Мастер-класс для дизайнера» (Советы издателям школьной прессы). - М., 2005
Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов: тексты для устных рассказов, диктантов и изложений. – М.: Классик Стиль, 2002. – 176 с.
Баландина Н.Ф., Гриценко И.Л., Якубенко Е.В. Русский язык. Коммуникативный курс: Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения / Под ред. Н.Ф. Баландино – К.: Мастер-класс, 2007 – 190 с.
Костяева Т.А. тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.- 174 с.
Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.- 96 с.
Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996. - 35 с.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-160 с.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. - М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. – М.: Издательство Дом, 1998. – 126 с.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. – М.: Народное образование, 2001. – С. 24-34  
Организация профильного обучения. Часть 2. Дидактические и методические аспекты. // Авторы-составители Г.Н. Шорникова, С.В. Кривых. – Новокузнецк: ИПК, 2004. – 130 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под. ред. Н.М. Шанского. – 5-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
Богданович Г.Ю., Ничик Н.Н., Петров А.В., Чернобривец С.Г. Орфографический и пунктуационный практикум: Учеб. пособие для студентов филологического факультета. Выпуск 1. – Симферополь: Таврия, 1999. – 242 с.
Богданович Г.Ю., Сапожникова Э.М. Русский язык: Учеб. пособие для учащихся средней общеобразоват. школы. – Симферополь: Таврия, 1998. – 120 с.
Вся зарубежная литература для школьников / Авт.- сост. В. Надеждина. – Мн. Современный литератор, 2007. – 400 с.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - 34-е изд., с изменениями. - М.: Просвещение, 1986.– 256 с.
Еремин В.Н. 100 великих поэтов. - М.: Вече, 2005 – 474 с.
Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5-11 классов / Е.М. Болдырева, Т.Г. Кучина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.
Как написать сочинение. Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. – М.: филол. о-во СЛОВО, АСТ, Компания Ключ-С, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 576 с.
Меженко Ю.С. 60 знаменитых писателей: Судьба и творчество. – Донецк: ООО ПКФ БАО, 2006. – 336 с.
Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Сост.Э. Борохов. – М.: ООО Издательство АСТ, 2004. – 589 с.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Филиппова. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности /Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Запольская Е. Л. Программа курса по выбору «Практикум по культуре речи». - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Курсы по риторике и культуре речи. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. ru/common/message. php?table=message&num=6
Леонтович А.В. О ценностных основаниях исследовательской деятельности учащихся. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи». http://www.wtu.ru/structure/kaf/rusyaz/kurs/ms.php;
Основы ораторского искусства: Практический курс. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Стилистика русского языка. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html;
Типология телевизионных каналов. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. php?bid=1354
Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность - условие развития творческой личности. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915