Проект Развитие творческих способностей младшего школьного возраста в условиях ФГОС



Проект на тему:
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Автор проекта:
Зеленкова Ольга Александровна,
учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии №2 г. Нелидово Тверской области

2014 г.
Содержание Стр.
1. Актуальность проектной идеи………………………………..2-4
Гипотеза проекта……………………………………………. .4
Задачи проекта……………………………………………….. 4-5
Основные концептуальные положения проекта………… . .5-12
Этапы реализации проекта………………………………… 12-13
Приоритетные направления реализации проекта………… 14-15
Финансирование проекта…………………………………….15-16
Новизна проекта………………………………………………16
Практическая значимость проекта…………………………..17
Анализ реализации проекта………………………………….17-18
Список используемых источников…………………………..19-20
Приложения………………………………………………… 20-46

Актуальность проектной идеи.
Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами… Мы и не замечаем, когда и как изменилась окружающая нас действительность. И очень часто будущее не просто входит, оно врывается в нашу устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новыми образовательными стандартами.
Образ будущего образования, создаваемый Стандартом, несомненно, привлекателен. В нем четко прослеживаются черты выпускника завтрашней школы. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готов к постоянному обновлению, преобразованию своего знания. Для любого педагога ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, разработанный в рамках деятельностной парадигмы образования, нацеливает на развитие личности учащегося на основе освоения способов действий. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» (УУД) - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающейся из комплекса показателей. Владение учащимся умением учиться, оперировать тем или иным способом решения задач, сотрудничать; ценностное отношение к собственному здоровью; гражданская и этническая самоидентификация – все это становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.
Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, которое приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути развития, отслеживать эффективность собственной педагогической работы, нужен мониторинг, выяснение, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных универсальных учебных действий. При анализе исследований ключевых компетентностей выпускников начальных классов гимназии 2013 г. были выявлены следующие типичные ошибки у детей при выполнении диагностических заданий:
- нарушение последовательности действий, указанных в инструкции;
- трудности в установлении связи между отношениями, заданными в текстовой и модельной форме;
- отсутствие ответов на все поставленные вопросы;
- трудности в формулировке гипотезы;
- неумение читать диаграммы и графики.
В связи, с этим в 2013-2014 учебном году для обучающихся 4а класса и будущих первоклассников (воспитанников подготовительных дошкольных групп, функционирующих на базе гимназии) мною разработан проект, идея которого заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению мотивации творческой деятельности младших школьников через использование технологии личностно - ориентированного и системно-деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе, объединение учащихся начальной школы и детей дошкольных групп гимназии, учащихся начальных классов и основной школы в процессе единой коллективно – творческой деятельности, реализацию сетевого взаимодействия, совершенствование форм внеурочной деятельности.
Гимназия №2 – базовая инновационная школа, реализующая с 2007 г. программу дошкольного образования, дошкольные подготовительные группы гимназии посещают свыше 130 детей, многие из которых продолжают обучение в начальных классах гимназии. С 2011 г. начальные классы гимназии реализуют ФГОС нового поколения. С 2012 г. гимназия - региональная пилотная площадка по опережающему введению ФГОС основного общего образования. В 2013-2014 учебном году я буду работать учителем в 4а классе по образовательным программам начального общего образования, реализующим федеральный компонент государственного образовательного стандарта, и учащиеся моего класса должны быть готовы к переходу в 5-й класс, где процесс обучения строится по новым стандартам. Через год мне предстоит взять один из первых классов гимназии, поэтому уже сейчас я могу начать работу с воспитанниками дошкольных групп по подготовке к переходу на ФГОС начального образования.
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения на новую ступень образования, позволит развить умение адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей, обеспечит творческую активность и успешное социально-личностное развитие детей, преемственность между ступенями образования. Такую преемственность предлагаю осуществить через:
Совместные мероприятия с обучающимися основной школы и
воспитанниками дошкольных групп гимназии;
Сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, спорта,
дополнительного образования;
Систему внеклассной работы, которая строится по аналогии смоделью внеурочной деятельности в 1-3 классах гимназии в соответствии с требованиями ФГОС;
Дистанционные конкурсы и олимпиады.
Противоречия между новыми требованиями общества, семьи и
государства к формированию личности, обладающей самостоятельным творческим мышлением, и недостаточностью удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения определило цель данного проекта: создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Гипотеза проекта. Процесс развития творческой личности средствами образовательной деятельности будет эффективен, если ее осуществление определяется:
-интеграцией образовательного и индивидуально-личностного пространства;
-использованием педагогических технологий, позволяющих осуществить развитие творческих способностей и социально-значимых качеств личности учащихся;
-культурно и личностно-значимыми ценностями, актуальными для современной социальной среды;
-позицией учителя как организатора деятельности;
-актуализацией индивидуальных предпочтений учащихся в создании творческих продуктов - продукт творческой работы должен быть социально значим.
Задачи проекта:
На основании анализа и обобщения педагогических и психологических
исследований разработать и апробировать модель образовательного процесса, способствующего оптимальному развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
2. Создать условия для развития творческих способностей учащихся через вовлечение в социально-значимую деятельность.
3. Разработать и внедрить программу учебно-воспитательной деятельности учителя, обеспечивающую комплексное внедрение современных технологий обучения и воспитания, позволяющих развивать творческие способности и социально-значимые качества личности, в систему общего и дополнительного образования.
4. Совершенствовать формы и механизмы сетевого взаимодействия в целях развития творческих способностей учащихся.
5. Обеспечить оптимальное использование современного учебного оборудования.
Деятельность и отношения в рамках проекта должны строиться на следующих принципах:
Принцип личностно - ориентированного, дифференцированного
обучения;
Демократизации, гуманизации и толерантности;
Принцип признания уникальности личности, индивидуальности
каждого ребёнка;
Принцип выбора: учащиеся должны жить, учиться в условиях
постоянного выбора цели, содержания, форм процесса жизнедеятельности в классе и школе;
Принцип доверия и поддержки;
Принцип сотрудничества и сотворчества;
Принцип технологизации обучения;
Принцип здоровьесбережения.
Основные концептуальные положения проекта.
Развитие нашей гимназии ориентируется сегодня на построение
открытого информационного пространства, способствующего становлению выпускника начальной школы как компетентной, социально активной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной деятельности.
Модель выпускника начальной ступени гимназии (Приложение №1, №2) (* Модель (научная) – (франц.) modele от лат. «modulus» - мера, образец, норма в методологии – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного природного, социального или культурного явления фрагмента реальности) отражает требования ФГОС НОО. Выстраивая образ выпускника начальной школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать наша гимназия. 
Творческие способности - это индивидуальные способности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое: предмет внешнего мира, построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, чувство, отражающее новое отношение к деятельности.
Все признанные мэтры педагогики сходятся во мнении, что каждый ребенок по своей натуре творец. Необходимо лишь как можно раньше разглядеть в нем творческое начало и развить индивидуальные способности. Основная роль в этом уделяется семье и школе.
Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О. Афанасьев, С.И.Абакумов,  Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно  выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания, По словам педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.
       Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Дьяченко О.М., Ефремов В.И. выделяют шесть основных условий развития творческих способностей детей:
Интеллектуальное развитие.
Создание обстановки, стимулирующей творческую деятельность.
Самостоятельность решения задач, требующих максимального напряжения сил.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности и способов деятельности.
Ненавязчивая, умная помощь взрослых.
Комфортная психологическая обстановка в коллективе.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в
школьной среде является комплексное формирование творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Поиск оптимальных средств организации образовательного процесса привел меня к пониманию того, что для воспитания творческой личности нужны деятельностные, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные технологии, формы и методы, а именно:
. проблемное обучение;
. технология решения изобретательских задач;
.исследовательские и проектные методы;
.игровые методы;
.обучение в сотрудничестве;
.технология развития «критического мышления»;
.ИКТ;
.технология дистанционного обучения и другие.
Проектная деятельность – один из важнейших способов развития
творческих способностей учащихся, предоставляющих ученикам самостоятельность, способствующих развитию целого ряда ценных качеств личности. В этом смысле универсален и исследовательский подход. Каждое исследование включает в себя наблюдение за объектом, процессом или явлением в природе, попытку его собственного объяснения. В какой бы области знаний ни специализировался дошкольник, учащийся начальной школы, навыки исследовательской деятельности пригодятся ему в дальнейшем в начальной и основной школе в выработке собственной точки зрения, умении анализировать, в ориентации в различных социальных ситуациях.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования, обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. (Приложение №3. План мероприятий, обеспечивающих преемственность дошкольной ступени и ступени начального образования «Школа творчества»).Формирование творческой личности продуктивно в условиях интеграции
основного и дополнительного образования. Система внеурочной деятельности, включающая Лабораторию юного исследователя, клуб искусств, клубы спортивно – патриотического воспитания (Приложения №№4,5,6), способствует вовлечению учащихся в различные формы и виды творческой деятельности в соответствии с их интересами, стимулирует творческую и познавательную активность, что в дальнейшем обеспечивает социализацию и успешность выпускника начальной школы.
Внеурочная деятельность – это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное во внеурочной деятельности – осуществить взаимосвязь общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
Внеурочная деятельность должна быть организована в соответствии с ФГОС НОО: .по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность.. в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего выпускному нормативу ученика начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основными умениями учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Изучение запросов на внеурочную деятельность будущих первоклассников ведётся в ходе бесед с родителями, воспитателями дошкольных групп, педагогом-психологом, наблюдения, проведения совместных мероприятий воспитанников дошкольных групп и учащихся начальных классов. Ученики 4а класса и их родители, несмотря на то что учащиеся 4-х классов обучаются в 2013-2014 учебном году не по ФГОС НОО, предъявили свой заказ на такие формы внеурочной деятельности, которые были востребованы обучающимися 3-х классов гимназии. В результате для учащихся 4-х и 3-х классов были созданы совместные объединения (кружки) дополнительного образования, учитывающие способности и потребности каждого ребенка
       
В условиях реализации данного проекта изменяется позиция учителя.   Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы, творчества, самостоятельности. Современный учитель должен сам обладать профессиональными компетенциями. Категория «профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как интегрирование образование, определяющее своеобразие личности учителя не только как многопредметника, но и как педагога-воспитателя и детского практического психолога. В основе ее лежит концептуальное теоретическое осмысление педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив ее развития и своебразия социума (актуальные характеристики общественных явлений, особенности родительской группы и т.п.) Такое концептуальное осознание определяет профессиональную гибкость педагога в выстраивании (а не копировании!) педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель - создать условия для позитивного развития личности младшего школьника, для сохранения его индивидуальности. Чем богаче творческий потенциал  учителя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. (Приложение7. Профессиональные компетенции учителя).
В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении - практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
       Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
       Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.
Родители как участники проекта
Целью сотрудничества учителя и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
• усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей;
• гуманизация взаимоотношений семьи и классного коллектива;
• развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
• освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
• оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
• непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
• развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;
• оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.
Как базовая инновационная школа гимназия может обеспечить
оптимальные условия для развития творческих способностей детей. Большое значение для развития творческой активности и социальной
компетентности имеет сетевое взаимодействие, детские добровольческие (волонтерские) проекты. Волонтерство я рассматриваю как метод развития добровольной, осознанной общественной активности и интеллектуально – творческого потенциала учащихся в условиях непрерывного образования.
Волонтерская (добровольческая) деятельность – это способ самовыражения и самореализации граждан, действующих безвозмездно на благо других людей или общества в целом. Волонтерство - это не только безвозмездный труд, но и его влияние на личностное развитие самого волонтера. Участие в добровольческих программах помогает ребенку ощутить себя нужным и полезным, а также формирует и воспитывает в нем социальную ответственность, развивает коммуникационные навыки и компенсирует недостаток общения, который зачастую он испытывает.  У Дени Дидро есть такое выражение:  «Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей», - и я соглашусь с ним. Невозможно жить радостно при унынии окружающих тебя людей. Только тогда, когда в твоем доме, районе, городе  будет мир и покой, ты сможешь испытать счастье и благополучие, почувствовать жизнь полностью. Волонтёрство - это оказание помощи детям и взрослым, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обучение детей проявлять толерантность во взаимоотношениях друг с другом, облагораживание обелисков, памятников, "шефство" над ветеранами, организация досуга, проведение праздничных мероприятий, концертов, помощь пожилым людям, участие в акциях «Время добрых дел», «Любимый город» и др., а главное в том, что они отдают частичку своей души другому человеку. Совершая добрые поступки, дети понимают, что мир вокруг них меняется к лучшему. Волонтерство - это стиль современной жизни, пример для других. Юный участник волонтерских программ и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, сможет работать в команде,  что немаловажно для построения успешной карьеры в будущем.
Начальные классы гимназии располагаются в отдельном здании, в непосредственной близости с детской библиотекой, Школой №3, реабилитационным центром, Детской школой искусств, другими учреждениями дополнительного образования детей. Начальная школа гимназии является социокультурным центром для детей микрорайона, где созданы все условия для проведения познавательных, культурно - и спортивно-массовых мероприятий с участием социальных партнёров (интеллектуальный марафон, Дни науки и творчества, День Матери, Дни Здоровья, экологические акции, турниры, праздники с приглашением сотрудников Центрально – Лесного государственного заповедника и другие). Трансляции передового педагогического опыта способствуют научно – методические семинары, мастер – классы. Наличие в здание начальной школы кабинетов хореографии, аудиторий для занятий ИЗО, музыкой, театральным искусством, шахматами, декоративно – прикладным творчеством, использование для организации учебной и внеурочной деятельности ресурсов школьного информационного центра, видеоконференцсвязи с Гимназическим Союзом России позволяет начальной школе гимназии выйти на уровень муниципальной и региональной лаборатории творческих идей, обеспечить социализацию учащихся начальной школы.
Моя роль в реализации данного проекта заключается в следующем:
- изучение запросов и потребностей детей и родителей, начиная с дошкольной ступени;
- составление индивидуального маршрута развития ребёнка совместно с родителями, педагогом-психологом;
- создание условий для реализации творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность;
- координация сетевого взаимодействия, организация и проведение совместных мероприятий, повышающих мотивацию к творческой и социально-значимой деятельности;
- мониторинг развития творческих способностей учащихся совместно с педагогом-психологом;
- коррекция индивидуальных маршрутов в соответствии с результатами мониторинга;
- разработка рекомендаций для педагогов, реализующих программы основного общего образования, по обеспечению преемственности в развитии личности ребёнка.
Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия со своими детьми.
Я должна, организуя любую деятельность своего ученика, предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Очень хочу помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья.
Если моим детям удастся добиться успеха в школе, у него будут все шансы добиться успеха в жизни.
Этапы реализации проекта. Прогнозируемые результаты.
1этап (сент.2013-сент.2014)
Проектировочный
Прогнозируемые
результаты:
Диагностика учащихся.
Выявление уровней творческого мышления учащихся и определение возможностей к осуществлению самоактуализации.
Ведущие
критерии анализа:
-беглость
(продуктивность)
творческого мышления;
-гибкость творческого мышления;
-оригинальность как необычность подхода к проблеме;
-точность творческого мышления(данный критерий характеризует стройность, логичность мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели) 2этап (сент.2014-2015)
Организационный
На основе анализа и обобщения полученных результатов на данном этапе проводится внедрение в практику работы классного коллектива и дошкольных групп систему технологий в воспитание, которые обеспечат творческое развитие ребенка и процесс формирования его социальной компетенции.
Прогнозируемые
результаты:
- формирование познавательного интереса как основы социальной компетентности и культуры учащихся;
-обученность учащихся владению способами креативной деятельности;
-развитие креативных качеств мышления учащихся, социальной активности.
Эмоционально-поведенческий аспект
-формирование инициативности, самостоятельности как признаков социального, индивидуального развития учащихся;
-формирование социально-активной позиции личности;
-формирование ценностно-смыслового отношения к процессу познания.
3 этап (2016 гг.)
Контрольный
Проверка эффективности функционирования построенной модели.
Повторная диагностика учащихся. Сравнительный анализ полученных результатов. Апробация результатов исследования и его популяризация через участие в семинарах, научных конференциях, публикации.
Прогнозируемые
результаты:
-системный анализ проведения работы;
-анализ достижений и затруднений в педагогической деятельности, их причины;
-анализ динамики развития творческих способностей ребенка исходя из его индивидуальных психических и образовательных характеристик;
- популяризация полученного опыта.
Проект предлагаю реализовать через следующие формы работы с детьми:
игра-путешествие
викторина
концертные программы для ветеранов войны и труда
экскурсии по родному краю
фотовыставки
литературно-музыкальная гостиная
социально – значимые акции: «Милосердие», «Поздравительная открытка», «Школьный двор», «Птицы – наши друзья», «Добро пожаловать в мир равных возможностей»
флэшмоб - акция
встреча со специалистами МЧС
познавательная беседа
агитбригада
диспут
работа в фокус - группе
вечера встреч
интеллектуальные конкурсы
На мой взгляд, походы, экскурсии, часы общения, совместные праздники - самые эффективные формы работы с классом. Они позволяют решать весь комплекс задач воспитания, когда в нестандартной обстановке по-новому раскрывается каждый воспитанник, т.е. эти формы работы способствуют:
изучению личности каждого ребенка;
сплочению коллектива;
духовному обогащению личности;
развитию познавательных интересов ребят, их любознательности;
воспитанию у детей патриотических чувств гражданина России, своей малой Родины, тех ценностей, которые должны превратиться в ценностные ориентиры личности каждого школьника, ребенка.
Приоритетные направления реализации проекта:
1. Разработка и апробация модели образовательного процесса, способствующего оптимальному развитию творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
2. Создание условий для развития творческих способностей учащихся через активное вовлечение в социально-значимую деятельность.
3.Разработка и внедрение программы учебно–воспитательной деятельности учителя, обеспечивающей комплексное внедрение современных технологий, позволяющих развивать творческие и социально – значимые качества личности.
4. Совершенствование форм и механизмов сетевого взаимодействия.
5.Обеспечение оптимального использования современного учебного оборудования.
Реализация проекта должна привести к приобретению выпускником начальной школы опыта самостоятельной творческой деятельности, развитию информационных, коммуникативных, организационных и проектировочных умений. Проект способствует формированию конкурентоспособной личности, совершенствованию внеурочной деятельности, обеспечению интеграции и преемственности дошкольного, школьного и дополнительного образования, совершенствованию механизмов и форм сетевого взаимодействия, повышению профессиональной компетенции педагога, использованию современного оборудования.
При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

Финансирование проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы Имеются Не имеются Частично имеются
1. Кадровые + 2. Материально – технические + 3. Помещения + 4. Учебно – методический комплекс + 5. Финансирование + Финансовое обеспечение проекта
Наименование этапа Источник
1. Предпроектное исследование Бюджетное финансирование
Привлеченные средства
2. Разработка проекта Бюджетное финансирование
Привлеченные средства
3. Реализация проекта Бюджетное финансирование
Привлеченные средства
4. Внедрение результатов проекта Бюджетное финансирование
Привлеченные средства
5. Анализ опыта
Бюджетное финансирование
Привлеченные средства

Финансирование проекта осуществляется в пределах средств субвенции бюджету области на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.
Возможно привлечение добровольных пожертвований на развитие материально-технической базы объединений внеурочной деятельности и проведение экскурсионных и досуговых мероприятий.
Сметно-финансовый расчёт проекта
№ Мероприятия Сумма Сроки Источники финансирования
 1. Оборудование кабинета (компьютер, интерактивная доска, проектор) 100 000,00 2013-14 субвенции
 2. Дооборудование кабинета для организации игровой и театрализованной деятельности (ширма, игровой инвентарь, реквизиты для кукольного театра) 20 000,00 2013-2015 привлечённые средства
3.  Курсовая подготовка учителя 15 000,00. 2013-14 местный бюджет, привлёчённые средства 
 4. Приобретение канцелярских принадлежностей, призов для организации мероприятий 20 000,00 2013-2016 субвенции, внебюджетные средства
 5. Организация экскурсий 60 000,00 2013-16 внебюджетные средства
Итого 215 000,00 Новизна проекта.
Проект позволяет развивать личность путем активного вовлечения
учащихся в социально - значимую деятельность, расширяя пространство творческого взаимодействия и сотрудничества, организовать работу по индивидуальному образовательному маршруту, в основе которого лежит самоопределение учащегося.  Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута станет выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Практическая значимость проекта.
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский.
Младший школьный возраст представляет собой очень важный этап в процессе формирования личности ребенка. Каждый день ему приходится усваивать массу новой информации в школе, тренируя интеллектуальные способности, абстрактное мышление, память. Именно в этот период очень важно развить творческий потенциал ребенка, так как в дальнейшем сделать это будет намного труднее.
Вовлечение младших школьников в творчество помогает им раскрыть свои психические качества, формирует эстетический вкус, обогащает их внутренний мир. Ребенок, имеющий возможность с раннего детства проявлять свои творческие способности, сохраняет креативность и в зрелом возрасте, именно это качество наряду с деловыми задатками высоко ценится в современном мире.
Анализ реализации проекта.
Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое.Творческая деятельность доступна только человеку. Есть великая «формула» приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности. А я, как учитель, должна спроектировать образовательный процесс, который будет основан на следующих концептуальных положениях:
детоцентризм – приоритетность интересов ребёнка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса;
увлекательность и творческий подход – развитие творческих способностей обучающихся через доминанту творческих начал и отношение к творчеству как к уникальному критерию оценки личности и отношений в коллективе;
сотрудничество – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых;
развитие - стимулирование и поддержка ребенка в духовно – нравственном, интеллектуальном, творческом и саморазвитии;
вариативность – обеспечение выбора индивидуального маршрута;
- открытость образовательной среды - взаимосвязь с социумом.
Моя задача как классного руководителя, тьютора - организовать жизнь детского коллектива, помочь ребенку зафиксировать собственные познавательные интересы, определить предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно реализовать себя, помочь выстроить свою программу, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, школы, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя.Мне хочется, чтобы каждый ребенок открывал новое, чудесное, интересное в себе, в других людях, в природе; внушить осознание того, что он не одинок, что его внутренний свет способен озарить и окружающих. Процесс этот должен быть гармоничным, не разрушающим душу, а созидающим. Я должна помочь ребёнку раскрыть свои таланты. Каждый ученик должен уходить домой с победой. Успех – самый лучший воспитатель, так как он дает ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха!
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития внеурочной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования. Проект:
увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности обучающихся;
позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения;
способствует выявлению способностей обучающихся, невостребованных основным образованием;
повышает роль самостоятельной работы.
Список используемых источников
Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1996 г.
Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.
Браун Р. Межгрупповые отношения // Перспективы социальной психологии. М., 2001. -С.548-578.
Воспитательная работа в школе / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.
Воспитание школьников во внеурочное время / Под ред. Л.К.Балясной. - М., 1980.
Журнал «Директор школы», № 8, 2001.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
Караковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.,1992.
Кульневич С.В. , Т.П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.  
 11.   Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации
12.Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1992.
13.Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М., 2002 г.
14.Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
15.Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
16.Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004 г.
17.Рубин А.А. Юрченко З.В. "Внеурочная работа по общественным предметам". Журнал "Преподавание истории в школе" N 5, 1991.
18.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005 г.-208 с.
19.Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
20.Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
21.Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С.89.
22.Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
23.Титова Е.В. Если знать как действовать. М., 1993 г.
24.ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2011.           
25.ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2010.           
26.Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.
27.Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.
28.Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998 г.

Приложение №1.
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника сформированы:
        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так
и поступков окружающих людей;
        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм,
        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
        установка на здоровый образ жизни;
        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
        принимать и сохранять учебную задачу;
        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в сотрудничестве с учителем;
        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
        осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
        различать способ и результат действия;
        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
        выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.
        Познавательные качества:
        Выпускник научится:
        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и
о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
        использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
        сообщения в устной и письменной форме;
        ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
        основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
        осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
        осуществлять синтез как составление целого из частей;
        проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
        обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
        осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
        устанавливать аналогии;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
        формулировать собственное мнение и позицию;
        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
        задавать вопросы;
        контролировать действия партнёра;
        использовать речь для регуляции своего действия;
        адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Приложение №2. Модель выпускника начальной школы.
Уважающий и принимающий ценности семьи и
общества
Я – ВЫПУСКНИК
Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.
Любознательный, интересующийся, активно
познающий мир
Владеющий основами умения учиться
Любящий родной край и свою страну
Готовый самостоятельно действовать и отвечать
за свои поступки перед семьей и школой
Доброжелательный, умеющий слушать и
слышать партнера
Умеющий высказать свое мнение
Выполняющий правила здорового и безопасного
образа жизни для себя и окружающих

Приложение №

Приложение №3.
План мероприятий, обеспечивающих преемственность дошкольной ступени и ступени начального образования «Школа творчества».
Сентябрь
1. Встреча учителя выпускного 4-го класса с воспитателями дошкольных подготовительных групп. Составление плана совместной работы.
2. Праздник “День Знаний”.
3. Выставка продуктивной деятельности «Удивительное – рядом!». Совместное творчество учащихся 4а класса и детей дошкольных групп.
Октябрь
1. Взаимопосещение воспитателями дошкольных групп уроков в начальной школе и учителя выпускного 4-го класса непосредственной образовательной деятельности в дошкольных группах. Ознакомление воспитателей дошкольных групп с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Знакомство учителей с методами и приёмами, применяемыми в организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Мастер – класс для учителей начальных классов «Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности».
Ноябрь
1. Совместное заседание кафедры дошкольного и начального образования.
Выработка педагогами дошкольных групп и начальной школы общего понимания и требований к готовности ребенка к школе.
2. Совместный праздник для учащихся начальных классов и воспитанников дошкольных групп, посвящённый Дню матери.
Декабрь
1. Семинар-практикум
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя дошкольной группы и учителя начальной школы».
2. Работа школы будущего первоклассника “Всезнайка” (проведение адаптационных занятий с воспитанниками дошкольных групп).
3. Проведение акции «Помогите птицам зимой!».
4. Участие в дистанционных конкурсах и викторинах.
5. Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо».
6. Обмен опытом по организации театрализованной деятельности учителя начальных классов и воспитателей дошкольных групп, созданию условий для проведения праздников, развлечений, досугов, выставок.
Январь
1. Совместное заседание кафедры дошкольного и начального образования «Создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников и учащихся начальной школы».
Февраль
1. Посещение мероприятия в дошкольных группах по физкультурному досугу «День мужества», посвящённого Дню защитника Отечества. Привлечение учащихся начальных классов к проведению праздника.
2. Участие в акциях «Поделись своим теплом», «Ветеран живет рядом».
Март
1. Концерт для мам силами воспитанников дошкольных групп и учащихся начальных классов.
2. Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа”.
3. Праздник «Масленица». Совместная организации праздника учащихся начальной школы и дошкольных групп.
Апрель
1. Проведение тестирования по определению школьной зрелости воспитанников дошкольных групп. Определение пути формирования развития школьнозначимых функций для воспитанников подготовительных к школе групп с низким, пониженным, средним, повышенным уровнем школьной зрелости.
2. Экскурсии воспитанников дошкольных групп в учебные классы начальной школы в рамках «Дня открытых дверей». Демонстрация компьютерных презентаций развития творческих способностей учащихся 4-х классов.
3. Организация тематической творческой выставки “Вот что я умею!”
4. Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка”. Помощь родителям в решении педагогических проблем.
Май
1. Выставка «Мир глазами детей». Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе.
2. Совместный концерт для ветеранов Великой Отечественной войны. 33.2. 3. Ознакомление родителей воспитанников дошкольных групп (будущих первоклассников) с требованиями для выпускников начальной школы, моделью внеурочной деятельности.
4. «Праздник вежливости».
5. Круглый стол “Вопросы преемственности дошкольного и начального образования». Составление примерного плана совместной работы педагогов начальной школы и воспитателей дошкольных групп на будущий учебный год.
Приложение №4 . Лаборатория юного исследователя (отделение 1-4-х классов).
Л Ю И

«Занимательный английский язык»
«Интеллектика»
«Математика в играх и задачах»

«Путь к слову»
«Юный эрудит»


Приложение № 5 . Клуб искусств.
Клуб
искусств
танцевальная
студия
вокальная
студия
литературная
гостиная

изостудия
студия декоративно- прикладного творчества


Приложение №6 . Клубы спортивно- патриотического воспитания.

Владение
навыками обобщения
и передачи своего
опыта
Владение
содержанием
и методологией
предмета

предмета
Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального УВП
проектировании реального УВП
Умение управлять
инновационным
процессом
(построить, провести и проанализировать эксперимент)
Владение
управленческими
технологиями
(постановка целей, планирование, организация)
Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании УВП
Владение приемами
эффективного общения с детьми, коллегами, родителями
Владение приемами,
социализирующими и развивающими ребенка средствами
учебного предмета
Профессиональные
компетенции
учителя
Приложение 7.