Влияние оценки в журнале на психо-эмоциональное состояние учащегося


«Влияние оценки в журнале на психо-эмоциональное состояние ученика»
Савенко Е.И.
Педагог-психолог высшего уровня квалификации
Без категории
При работе в инклюзивном образовательном пространстве, обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый учащийся в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Классы, где обучаются дети с особыми потребностями, как правило, ориентированы на особенности и возможности детей с учетом их физического и психологического здоровья. Здесь важно подобрать методы работы на каждом этапе, так как для таких учащихся характерна несформированность необходимого для данного возраста уровня психического развития – это ведет к тому, что определяемые школьной программой знания, умения и навыки не могут быть усвоены в должной мере.
Вопрос оценки в  классах, где есть дети с особыми потребностями - один из немаловажных вопросов. Помимо всего прочего, необходимо заботиться и о создании спокойного и доброжелательного климата в таких классах – всё это способствует активизации деятельности учащихся, в результате чего возрастает мотивация к учению
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это оценка.
По большому счету, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом.
Преобладание неуспеха в учебной деятельности у детей с особыми потребностями, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведёт к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности. Хотя они и бурно реагируют на задевающие их события, в таком случае у них появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональны реакции, что ведет к нестабильному эмоциональному состоянию детей.
Так же, для детей очень важно, выставляется ли оценка в журнал, т.е., есть ли возможность ее исправить или же нет.
На основании этого, было проведено анкетирование среди учащихся и родителей по вопросу влияния оценок на эмоциональное состояние ребенка, где выяснилось, что для 95% опрошенных детей очень важно, чтоб журнал присутствовал на уроке, также 75% учащихся ответили, что полученная оценка влияет на их настроение и эмоциональное состояние. (данные представлены в таблице ).
А в результате опроса родителей выяснилось что, у 64% опрошенных, дети, получившие плохую оценку приходят домой расстроенными, что опять же оказывает воздействие на психо-эмоциональное состояние ребенка. Так же со слов детей, 64% родителей утверждают, что на уроке часто отсутствует журнал, а как было отмечено выше, для детей это является не мало важным фактором. Еще, 94% родителей ответили, что необходимо давать ребенку возможность исправить оценку. Так же нами были предложены открытые вопросы для родителей, по поводу введения классного журнала и вот какие предложения мы получили. На вопрос: «Как Вы считаете, какие недочеты в ведении классного журнала присутствуют в нашей школе?», 53% родителей ответили:
-исправление оценок;
-несоответствие оценок в журнале и в дневнике;
-часто на уроках не присутствует журнал;
На вопрос: «Как Вы считаете, что возможно сделать для улучшения работы классного журнала?» 48% родителей ответили:
-частые проверки администрации или комиссии школы;
-своевременно заполнять журнал.
На основании всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что оценки, оказывают огромное эмоциональное воздействие на учащегося. Нам с вами необходимо создать благоприятную среду для обучения и воспитания детей. Поэтому при работе с детьми, нужно уделить особое внимание на формы оценивания, а при выставлении оценки в журнал четко аргументировать причины снижения или повышения оценки и предоставить рекомендации по исправлению низкой оценки. Тогда ребенок будет знать что нужно сделать для того чтобы его знания были оценены выше, и соответственно его психо-эмоциональное состояние будет менее подорвано.
Рекомендации:
Изучая данный вопрос, хочется отметить, что для решения данной проблемы эффективно использования критериального оценивания на уроках, а так же при выдаче домашнего задания. Так ребенок точно будет знать, на какую оценку ему рассчитывать, выполнив определенный этап домашнего задания, что также окажет благоприятное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка.