Урок русского языка в 5 б классе на тему «Буквы о – ё после шипящих в корне»


«Средняя общеобразовательная школа №18»
Городской конкурс методических разработок педагогов
по здоровьесбережениюНоминация: лучший «Урок Здоровья»
Урок русского языка в 5 б классе на тему
«Буквы о – ё после шипящих в корне»
ФИО автора, должность, квалификация:
Рыбина Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Тема: «Буквы о – ё после шипящих в корне», 5 класс
Цели урока:
 Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности.Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Оборудование:
учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 38-е изд. – М.: Просвещение, 2011.),рабочие тетради;
компьютер, мультимедийный проектор;
презентация урока;
раздаточный материал
Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.
Структура урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Постановка проблемы и актуализация знаний.
Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Тип урока: изучение нового материала по орфографии.
Ходурока:1. Орг. момент. Вступление учителя и организация внимания.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты
Начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Я рада встрече с вами. Сели правильно и красиво. В далекой сказочной стране живет веселый, озорной и очень любознательный деревянный человечек. Его зовут Буратино. И вот сегодня Буратино пришел к нам на урок (слайд 1)
УБуратиномногодрузей. Когда он разговаривал со своими друзьями, то делал очень много ошибок в словах. И вот однажды между ними разгорелся спор. Они спорили, какая же буква пишется в корнях – раст-, -рос- А или О? Долго спорили, но так и не пришли к единому мнению. Наш герой очень огорчился и попросил вас подсказать ему и его друзьям, в каком случае в корнях – раст-, -рос- пишется буква А, а в каком О?
Для того чтобы напомнить Буратино правописание букв О и А в корнях – раст-, -рос- давайте проверим, насколько внимательно вы слушали меня на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- - -рос- пишется А, а когда О.
2.  Проверка домашнего задания. ( Цель: проверить степень усвоения материала и умение применять его на практике)
Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?
Молодец! На партах у вас лежат карточки, в которых нужно обвести только выбранную букву и выписать ключевое слово. Это задание для 1и 2 группы, а 3 группа поработает со мной
Карточка № 1
1.Слова-исключения?
У) РОСТОК, ОТРАСЛЬ М) ВЫРАСТИ, ВЫРОСЛА
2.В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
М) ВОЗР…СТНОЙ БАРЬЕР К) ВЫР…С3. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
Л) Р…СТОЧЕК Н) ПОДР…СТАЮЩЕЕ
4. Все ли слова относятся к данному правилу о правописании – раст—рос- : растение, ложка.
И) НЕТ П) ДА
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
И) р…стения Ц) ВЫР…СЛА
6. В корне – раст—рос пишется перед ст, щ буква:
А) А М) О
__________________________________________
Какое слово получилось?
Проверка тестов.
Ключевое слово: умница.
Молодцы!
Подсказали мы с вами БУРАТИНО о правописании безударной гласной в корне – раст- - - рос-?
Молодцы! Давайте отдохнём
Бодрость за одну минуту
Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).
Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).
Уши. Потрите уши (5 сек).
Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).
Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).
Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).
Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.4. Актуализация знаний и постановка цели урока.
(Цель: довести до сознания учащихся, что написание буквы е после шипящих зависит от ударения, научить графически обозначать орфограмму).Буратино очень любознательный. Его всегда все интересовало. И вот однажды, когда Буратино шел по лесу и любовался всем, что его окружало, неожиданно ему на нос упал жёлтый лист. Буратино его поднял, рассмотрел внимательно. Произнес вслух слово «жёлтый» и задумался, а как же правильно пишется это слово? Он не знает. Давайте поможем ответить ему на этот вопрос.
Коррекция внимания.
На столах у вас лежат карточки, возьмите их.
Прочитайте слова:
Шёпот Жёлудь Шов
Закройте слова, ответьте на вопросы:
- Сколько всего слов?
- Какой частью речи являются слова?
- Какое было первое слово?
- Какое было последнее слово?
Откройте слова, давайте прочитаем их.
Выделите корень в словах.Поставьте ударение.
После каких согласных стоят ударные гласные?Назовите ударную гласную в первом слове, а какой гласный звук слышится?
Во втором назовите ударную гласную, а какой гласный звук слышится?
В третьем назовите ударную гласную, а какой гласный звук слышится?
Попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока
(Буквы о – ё после шипящих в корне слова) (слайд 2)
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова».
Сформулируйте цель нашего урока?
Совершенно верно, сегодня на уроке мы должны научиться определять, какую гласную необходимо писать после шипящих в корне слова, О или Ё.
4. Объяснение нового материала.
На доске записаны слова.
Пчёлка
Шёрстка
Жёлтый
Выделим корень.
Поставим ударение.
Подберём проверочные слова к нашим словам и запишем их.
Какой вывод?
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е.
Обратите внимание как графически выделяется орфограмма.
Упражнения для глаз:
Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.
Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.
Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.
Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.
Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)
Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.
Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило (слайд 3)В сад забрёл наш Буратино,А в саду крыжовник рос.Он услышал тихий шорохЗа кустом цветущих роз.Сразу стало интересно.Он накинул капюшон.Кто ж за розой? Неизвестно?Но не испугался он.Он вперед шагнул бесстрашно.Треск!.. И разорвался шов.«Мой капюшон! О, так ужасно!»И Буратино был таков.Какие слова вам встретились в этом стихотворение?
Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (слайд 4)
Назовите их.

Поставьте устно ударение в этих словах.
Выделите корень
Какая гласная пишется под ударением? Можно подобрать к ним проверочныеслова?Есть, ребята, такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как и слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами – исключениями. Их написание нужно запомнить.
Запишем в тетрадь данные слова, а один человек у доски.
Крыжовник, шов, шорох, капюшон.
Выделим корень, поставим ударение.
Можно подобрать к ним проверочные слова?
Какой вывод о правописании о и ё после шипящих в корне слова под ударением можем сделать?
Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е;
пишем О по ударением, если проверочного слова нет.
«Чудесная полянка»
Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.5. Закрепление нового материала.
(Цель: формирование умений и навыков применения теории на практике)
Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму). (Двое учеников выполняют задания на карточках)
К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
                        (капюшон)
Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
                            (шёпот)
На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
А кожа на ветке –
Породы ежовой.
        (крыжовник)
Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
Щеголихи любят…
                        (шёлк)
На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он   … (жёлудь).
Справился с заданием? Какую оценку ты себе поставил бы? А одноклассники? Почему?
- У Буратино есть золотой ключик. Этим ключиком он откроет нам еще одну тайну русского языка. А тайна эта состоит в том, что в русском языке встречаются слова, где после шипящих в безударном положении пишется буква О. Это слова с непроверяемой безударной гласной, а также иноязычного происхождения. Правописание их нужно запомнить.
Это такие слова, как шофер, шоколад, шоссе. Жокей, жонглёрДома вам необходимо было найти обозначение слов жокей и жонглёр.
Кто выполнил это задание?
Что обозначают эти слова? ( Словарная работа)
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах (слайд 5)
Жонглёр – актёр цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов. (слайд6)Придумайте словосочетания с этими словами.
Физкультминутка «Весёлые человечки»
Необходимо выбрать правильный ответ и продемонстрировать это соответствующим движением:
Слова с буквой О - «руки вверх»
Слова с буквой Ё- «руки в сторону»
шов                                         шёпот
чёрточка                                 шорты                             
шок                                         дешёвый
крыжовник                             жёрдочка
Дети, внимательно посмотрите по сторонам, найдите слова на наше правило, встаньте и возьмите таблички со словами.
Внимательно посмотрите на данные слова и объясните их правописание.Желтый, шепот, шов, шерстка, шорох, жердочка, чёрный, пшённая, тяжёлый, крыжовник.
А все остальные внимательно слушают объяснение. 
6.Этап подведения итогов урокаСегодня на уроке нам во многом помог Буратино. Он стал нашим другом. С его помощью мы узнали много нового.
Давайте ещё раз вспомним и закрепим то, о чём мы говорили на уроке.
Какова тема урока?
Что нового узнали?
Для чего изучали данную орфограмму?
7.Рефлексия.
Поднимите смайлик, который отражает ваше отношение к сегодняшнему уроку.
8. Домашнее задание и выставление оценок (слайд 8)