План урока на тему: Антивирусные программы, защита информации. Архиваторы

Предмет: Информатика
Дата:________
Класс:_______

Тема: Антивирусные программы, защита информации. Архиваторы.
Цели урока:
Обучающая: познакомиться с видами антивирусных программ, изучить методы защиты информации от вирусов, получить практические навыки работы с антивирусной программой.
Развивающая: развивать интеллектуальные умения: выделять главное  анализировать, сравнивать, делать выводы, расширить кругозор.
Воспитательная: воспитывать внимание, бережное отношение к компьютерной технике и информационным ресурсам; коммуникативные навыки, умение рационально распределять время при выполнении самостоятельных работ, поддерживать интерес к предмету через практическое применение полученных знаний.
Тип урока: изучение новой темы.
Виды работы: беседа, фронтальный опрос, работа с раздаточным материалом, работа в группах.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки.

Ход урока.
Организационный. Приветствие, проверка присутствующих, объяснение хода урока. Проверка явки учащихся и их готовности к занятию. Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Я хочу, чтоб вы запомнили эту фразу, потом мы к ней вернемся и проверим вашу внимательность.
Эпиграф  урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как тут же
происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!»
Льюис Керрол. "Алиса в стране чудес"
Постановка целей и задач.
Разминка.
Для начала я предлагаю вам небольшую разминку. Прочитайте, пожалуйста, загадку и назовите ответ.
Кто  в компьютер к нам попал,
Хоть его никто не звал?
Логин и пароль украл,
Файлы все нам переврал,
Доступ он закрыл на диск, -
И компьютер вмиг завис.
Для работы сплошной минус.
Подозрение на  - Вирус!
Актуализация опорных знаний
И как вы догадались, речь на уроках пойдет о.
Запишем тему урока: Антивирусные программы, защита информации. Архиваторы.
«МЕТОД АССОЦИАЦИИ»
Какие ассоциации у вас возникают с понятием «компьютерный вирус», постарайтесь ответить на вопрос:
- Что такое «Компьютерный вирус»?
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
- Какова цель компьютерного вируса?
Внимание на экран

Что вы увидели? О чем был этот фрагмент?
Цель антивируса?
- Назовите по одному слову с которым ассоциируется у вас понятие антивирус.
Изучение новой темы.
А теперь давайте запишем, что же называют компьютерным вирусом и антивирусом.
Вирус - это программа, способная скрытно внедрять свои копии, размножаться и наносить компьютеру вред.
- Антивирус – Это программа, способная распознавать и уничтожать известные вирусы.
Сегодня на уроке мы должны  научиться защищать компьютер от вирусов, а  для этого необходимо уметь распознавать врага.
-Я предлагаю вам побыть сегодня в роли компьютерных вирусов и антивирусов. Есть желающие?
Итак, нужно разделиться на две команды. Выберите, пожалуйста, по одной картинке себе. А теперь подсядьте друг к другу в соответствии с выбранной картинкой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Те ребята, которые выбрали карточку с доктором – команда «Антивирус». Ребята, которые выбрали карточку с компьютером – команда «Вирус».
Каждому из вас я раздаю лист самооценки. Подпишите свои фамилии и имена.

Сейчас каждой команде я раздам карточки с заданием. Ваша задача команде «Вирус» нужно найти - Признаками появления вируса на ПК.
Команде «Антивирус» - Методы защиты от вирусов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Задание №1
Команда «Вирус»
Найти признаками появления вируса на ПК
замедление работы компьютера.
резервное копирование.
архивация данных.
увеличение количества файлов на диске и их размеров.
обновление системы.
изменение времени и даты создания файлов.
невозможность загрузки операционной системы.
использование лицензионного программного обеспечения.
частые зависания и сбои в работе компьютера.
периодическое появление на экране монитора неуместных сообщений и т.п.
регулярное сканирование жестких дисков.
проверка внешних накопителей при подключении к ПК.

Задание №1
Команда «Антивирус»
Методы защиты ПК от вирусов.
замедление работы компьютера.
резервное копирование.
архивация данных.
увеличение количества файлов на диске и их размеров.
обновление системы.
изменение времени и даты создания файлов.
невозможность загрузки операционной системы.
использование лицензионного программного обеспечения.
частые зависания и сбои в работе компьютера.
периодическое появление на экране монитора неуместных сообщений и т.п.
регулярное сканирование жестких дисков.
проверка внешних накопителей при подключении к ПК.
Каждой команде дается 2 минута на обсуждение вопроса. Вам нужно зачеркнуть, то, что не подходим вам.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками, сейчас я на доске выведу правильные варианты ответов, вам необходимо оценить работу соседней команды по 1 биту за каждый правильный ответ.
Озвучьте и поясните результаты соседней команды.
Ответы.

У каждого на рабочем столе лежат опорные конспекты «Компьютерные вирусы и защита от них. Ваша задача внимательно ознакомится с текстом, и заполнить следующие таблицы Ответ должен быть четким, коротким. На подготовку я даю вам 15 минут.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Компьютерные вирусы и защита от них
Компьютерный вирус – разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).
Компьютерные вирусы, как таковые, впервые появились в 1986 году, хотя исторически возникновение вирусов тесно связано с идеей создания самовоспроизводящихся программ.
Компьютерные вирусы принято классифицировать на следующие типы: по среде обитания:
Файловые вирусы внедряются в программы и активизируются при запуске. После запуска зараженной программы вирусы находятся в оперативной памяти компьютера и могут заражать другие файлы до момента отключения компьютера или перезагрузки операционной системы.
Макровирусы заражают файлы документов, например, текстовые. После запуска зараженного документа в текстовый редактор макровирус постоянно присутствует в оперативной памяти компьютера и может заражать другие документы. Угроза заражения прекращается только после закрытия текстового редактора.
Загрузочные вирусы поражают загрузочные сектора дисков. Инфицирование новых дисков происходит в тот момент, когда в зараженный компьютер вставляют новый диск или флешку и начинают с ними работать. После запуска остаются в памяти компьютера постоянно.
По степени воздействия:
Неопасные (как правило эти вирусы забивают память компьютера путем своего размножения и могут организовывать мелкие пакости – проигрывать заложенную в них мелодию или показывать картинку);
Опасные (эти вирусы способны создать некоторые нарушения в функционировании ПК – сбои, перезагрузки, глюки, медленная работа компьютера и т.д.);
Очень опасные (опасные вирусы могут уничтожить программы, стереть важные данные, убить загрузочные и системные области жесткого диска, который потом можно выбросить).
Антивирусная программа (антивирус)  любая программа для обнаружения компьютерных вирусов, а также нежелательных (считающихся вредоносными) программ вообще и восстановления зараженных такими программами файлов, а также для профилактики предотвращения заражения файлов или операционной системы вредоносным кодом.
Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называют антивирусными.
Основные антивирусные средства:
программы-доктора
программы-ревизоры
программы-фильтры (сторожа)
Ревизоры – программы, в функции которых входит контроль возможных путей распространения инфекции.
Сторож – это небольшая программа, постоянно находящаяся в памяти компьютера и контролирующая операции, которые она считает подозрительными.
Программы-доктора или фаги, не только находят зараженные вирусами файлы, но и «лечат» их, т.е. удаляют из файла тело программы-вируса, возвращая файлы в исходное состояние. В начале своей работы фаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов. Среди фагов выделяют полифаги, т.е. программы-доктора, предназначенные для поиска и уничтожения большого количества вирусов. Наиболее известные из них: Aidstest,   Norton AntiVirus, Doctor Web.




Тип
Объект заражения

По «среде обитания»















Тип
Наносимый вред

По «степени воздействия»






















Самопроверка.
За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 биту. Итоговую сумму битов за Задание внесите в лист оценки.



Закрепление. И так вы изучили материал и заполнили таблицы.
Я предлагаю вам следующее задание.
Найти соответствие. Соедините номер одного из видов антивируса с номером соответствующей ему характеристике.
Итак, отвечаем, что у нас получилось.
- Какие программы называют ревизоры?
- Какие программы называют сторожа?
- Какие программы называют доктора?

Задача на размышление:
Для того, чтобы лучше защитить компьютер, Саша поставил сразу две антивирусные программы, но компьютер стал работать гораздо хуже, а антивирусные программы постоянно с чем-то боролись. Поможем Саше разобраться, в чем  же дело?
Программы занимают много оперативной памяти.
Вирусная атака.
Охотятся за одним и тем же вирусом.
- Давайте вспомним, что входит в состав антивирусных программ? (вернемся к опорным конспектам)
- Антивирусные базы.
- А теперь представьте, что эти программы обнаружили друг у друга в базах коды вирусов Их дальнейшие действия?
- Будут друг с другом  бороться.
- Какой совет дадим Саше?
- Устанавить только одну антивирусную  программу.
Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стоит мне что-нибудь проглотить, как  тут же происходит что-нибудь интересное. Посмотрим, что будет на этот раз!».
-Что произойдет особенного, если вирус попадет в компьютер с установленной антивирусной программой?
- Программа найдет вирус, сообщит о его появлении и обезвредит.
-А что же может произойти «интересного» при попадании вируса в компьютер, где такой программы нет?
- Вирус попадет в компьютер, размножится, может  украсть пароли, удалить файлы, компьютер будет зависать, медленно работать.
- Как информацию, изученную на сегодняшнем уроке, вы будете применять в дальнейшей практической деятельности?
Выставление оценок.
Выставление оценок: подсчитайте количество набранных битов. Набравшие 15 и более битов  получают оценку «5», 14-11 оценку «4», 10-7 оценку «3».
Рефлексия.


Домашнее задание. Изучить конспект урока. Прочитать материал о способах защиты информации путем архивирования.
Виды антивирусных программ



Бђ Заголовок 115