ФГОС его особенности и требования. Особенности преподавания предметов гуманитарного цикла в условиях введения новых стандартов


ФГОС его особенности и требования.Особенности преподавания предметов гуманитарного цикла в условиях введения новых стандартов ФГОСсовокупность трех систем требований - к структуре основной образовательной программы; - к условиям реализации основной образовательной программы; - к результатам освоения основной образовательной программы Направленность ФГОС В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; -построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Этапы и задачи Первый круг задач связан с обеспечением понимания ключевых идей и принципов ФГОС, специфических задач учителя-гуманитария, направленных на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом, с пониманием специфики компетентностного и деятельностного аспектов содержания стандарта применительно к преподаванию школьных курсов. Второй круг задач связан с овладением и совершенствованием учителем- гуманитарием образовательных технологий, отвечающих целям и задачам реализации ФГОС; с формированием умений в коллективной и самостоятельной деятельности разрабатывать планы уроков и рабочие программы. Третий круг задач связан с умением осуществлять рефлексивный анализ, диагностику и мониторинг результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой учебных предметов; осмыслять, анализировать смысл деятельности учителя и ученика с точки зрения задач развития предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий и компетенций субъектов обучения в рамках предметов «Русский язык» и «Литература», а также метапредметных курсов. Задачи ОУ - разработать и утвердить образовательную программу по предмету; - привести нормативную базу ОУ в соответствие с требованиями ФГОС; - уточнить новые квалификационные характеристиками и должностные инструкции педагогов; - определить список учебников и учебных пособий по предмету; - разработать модель организации образовательного процесса и внеурочной деятельности учащихся; - определить план научно-методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС. Уровни усвоения образовательных программ по гуманитарным предметам Личностный уровень отражает готовность и способность учащихся к саморазвитию и самопределению, выбор ценностных установок, определяет жизненную и социальную адаптацию, формирование целостного мировоззрения, так называемых «духовных скреп» - милосердия, сочувствия, сострадания, поддержки, взаимопомощи и т.д. Предметный уровень определяется предметными знаниями, умениями и компетенциями, формированием научного типа мышления, научными представлениями о ключевых теориях, владением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Метапредметный уровень связан с владением учащимися универсальными учебными действиями, владением национальными и общекультурными кодами, пониманием моделей и картин мира, умением самостоятельно учиться и нацелен на перспективу дальнейшего непрерывного образования. Предметные результаты изучения предмета русский язык 1. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2. понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3. использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4. расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8. формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. Метапредметный статус русского языка и ключевые компетенции В новых ФГОСах язык приобретает метапредметный статус. Владение учащимися различными видами речевой деятельности, правильно, точно и логично выразить свою мысль, выдвигать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, соблюдать в коммуникации нормы устной и письменной речи, несомненно, является показателями «надпредметного» развития их личности. Конкретная постановка целей изучения русского языка определяет круг его основных компетенций: коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую, которые формируются в процессе коммуникативно-деятельностного подхода в его преподавании. Основные компетенции литературного образования Читательская компетенция (связана с развитием читательского восприятия, начитанностью и культурой чтения); Интерпретационная компетенция (определяется уровнем восприятия художественного произведения и его интерпретацией); Коммуникативно-культурологическая компетенция (понимание текста как культурного универсума, организация диалога в культуре и диалога культур); Речевая компетенция (овладение различными стилями и жанрами речи); Креативно-творческая компетенция (способность осуществлять творческую деятельность и создавать творческие работы ) Историко-литературная компетенция Метапредметный статус литературыФилологическое образование предполагает формирование у учащихся представление: - об универсальных национальных кодах (изба, дом, семья, храм, дорога и т.д.), - философских, эстетических и исторических кодах - о разных моделях культуры (Античности, Средневековья, Классицизма, Романтизма и т.д.), Модели мира также определяют эстетические формулы, модели поведения героев (например, донжуанство, дендизм), ключевые художественные и языковые концепты. Метапредметный статус литературы Целеполагание и образовательные результаты урока Тема: Пословицы и поговорки. Цели и образовательные результаты: Личностный уровень: воспитание национальных ценностей, национальных духовных традиций, заключенных в пословицах и поговорках; воспитание культуры и образности речи. Предметный уровень. Сформировать у пятиклассников: -знания о пословицах и поговорках русского народа, их тематических разрядах; -умения находить пословицы и поговорки в устной и письменной речи, составлять тексты с их использованием; - владение навыками использования пословиц и поговорок в собственной речи с целью ее обогащения, меткости и точности выражения. Метапредметный уровень: -научить учащихся понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; - в процессе изучения темы помочь учащимся понимать базовые национальные ценности, определяющие национальную картину мира (трудолюбие, любовь к Родине, образование, семья, дружба, любовь и т.д.). Структура образовательной программы по гуманитарным предметам 1. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели изучения учебного предмета; 2 общая характеристика учебного предмета, курса; 3 описание места данного учебного предмета, курса в учебном плане, его связь с системой внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной деятельности; 4 личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса; 5 раскрытие содержания и определение структуры учебного предмета, курса; 6 тематическое планирование с определением учебных целей, форм организации занятий, использования образовательных технологий, раскрытия основных видов учебной деятельности обучающихся; 7 описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8 описание дополнительных курсов, которые обеспечивают углубленный уровень усвоения предмета Учебники русского языка Учебник русский язык 5 класс ФГОС. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд., исправ. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с.Учебник открывает новую линию учебно-методических комплектов по русскому языку для основной общеобразовательной школы. Особенностью учебника является направленность обучения на взаимосвязанное овладение языковой, коммуникативной и информационной компетенциями. При таком подходе каждый урок русского языка становится не только уроком овладения знаниями о системе языка, языковыми умениями и навыками, но уроком развития речи учащихся, уроком формирования метапредметных умений и способов деятельности.Линия учебно-методических комплексов по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и др. 5-9 классы ЛитератураУчебник Литература 5 класс ФГОС. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.— В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 303 с.: ил. Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Примерных программ основного общего образования и Рабочих программ по литературе под ред. В.Я. Коровиной. Спасибо за внимание