Памятка для воспитателей Признаки жестокого обращения и насилия


Формы жестокого обращения с детьми:
  Физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
 Сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
 Психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
 Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
 Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/лиц, их замещающих, или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка.
Пренебрежение нуждами детей – это неисполнение родителем или лицом, его заменяющим, обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребенка или создающее серьезный риск этому.
Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пище, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренебрежение медицинскими нуждами, пренебрежение потребностью в образовании и психологическое пренебрежение (невыполнение родителем или лицом, его заменяющим, минимальной потребности ребенка в поддержке, внимании и любви).
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
«Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 96 «Сосенка»
Признаки жестокогообращения и насилия с детьми
(Памятка для воспитателей)

Хромова Алина Олеговна,
социальный педагог
Архангельск
2016
Признаки жестокого обращения
с детьми
ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
 ребенок, неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет; ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
 у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатком во сне, с плохой концентрацией внимания;
 ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
 ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
 ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
 ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
 ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
 ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
 ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, «взрослое» поведение, интересуется вопросами секса;
 ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
 у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Каждый из данных признаков и особенностей поведения ребенка не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или насилию. Но если признаки проявляются в том или ином сочетании, воспитателю следует обратить на это внимание.
 Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю нельзя:
 показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
 обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
 просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Необходимо обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).