Познай себя рабочая программа по внеурочной деятельности


«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______________/Лукашова Л.А/
ФИО
Протокол № ___ от «__»
____________20___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «Александровская СОШ имени С.В.Васильева»
________________/Добрёнкова С.А/
ФИО
«__»____________20___г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ «Алек-сандровская СОШ имени С.В.Васильева»
____________/Бреднёва Н.В/
ФИО
Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
педагога
Кутяковой Веры Михайловны
первой квалификационной категории
по социальному направлению
кружок «Познай себя»
8 класс
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______20 _ г.
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Кружковая работа по курсу «Познай себя» в 8 классе продолжает реализацию социального направления внеурочной деятельности в школе.
Данная программа способствует приобретению опыта, наиболее важного для ответов на основные вопросы: каким меня видят другие, почему я испытываю смущение, что делать, чтоб меня услышали, что такое критическое мышление и ответственность, как сделать правильный выбор в трудной ситуации и т.д.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г;
-Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897;
- на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования;
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
Локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МОУ « Александровская сош имени С.В..Васильева»; учебного плана на 2016-2017 год;
Примерной программы по психологии (Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология, III-XI класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.)Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике психологии и учебно-методическом пособии, созданном коллективом авторов под руководством И.В. Дубровиной.
Преподавание психологии в 8 классе рассчитано на использование учебника: Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология деятельности, 8 класс. Учебник / М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007г.
Программа рассчитана на 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 45 минут.
Данная программа позволяет учащимся на уроке познавать не только психологию человека вообще, но дает возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность, условия развития личности; сориентироваться в особенностях «психологического» взаимодействия, его целях и результатах. Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь по сути лишь алгоритмом, который каждый ученик наполняет волнующим его содержанием, поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяет открыто работать с теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
в рамках когнитивного компонента:
• готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
в рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в школьном самоуправлении, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Регулятивные универсальные учебные действия
• формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
•осуществление выбора эффективных путей и средств достижения целей;
• контроль и оценка своих действий, как по результату, так и по способу действия;
•внесение соответствующих корректив в их выполнение.
• самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• самостоятельная оценка правильности выполнения действия и умение вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умения работать в группе и приобретение опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулирование собственного мнения и позиции, аргументы и координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• установление и сравнение разных точек зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи;
• адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели и функции участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;
• осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнёра, умение убеждать;
• работа в группе — установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество; интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• основы коммуникативной рефлексии;
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Познавательные универсальные учебные действия:
• практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитие стратегии смыслового чтения и работа с информацией;
• практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное обращение в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
• проведение наблюдения и эксперимента под руководством учителя;
• осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создание и преобразование модели и схемы для решения задач;
• осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• умение давать определение понятиям, установление причинно-следственных связей;
• осуществление логической операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• осуществление сравнения, классификации, самостоятельный выбор основания и критерий для указанных логических операций;
• структурирование текстов, включение умения выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивание последовательности описываемых событий;
• работа с метафорами — понимание переносного смысла выражений, понимание и употребление оборотов речи, построенных на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Предметные результаты
• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики виды потребностей и мотивы деятельности;
• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «деятельность»;
• описывать взаимосвязи мотивов деятельности и цели деятельности;
• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами выполнения действий в деятельности;
• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия видов деятельности в обществе;
• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
• иметь представления о профессионально значимых качествах личности и профессиональных способностях в профессиях;
• использовать накопленные знания, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в профессиональных и специальных способностях.
Содержание тем учебного курса.
8 класс
( 35 часов)
Раздел 1. Введение (1ч)
Общее понятие о деятельности.
Раздел 2. Что побуждает человека к деятельности (4 ч).
Что такое потребность. Виды потребностей. Мотивы. Цель и смысл деятельности.
Практическая работа № 1. Как развить необходимые для деятельности способности.
Свои пять пальцев.
Уличный фотограф.
Биография прохожего.
Раздел 3. Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю (6 ч).
Успех или неуспех в деятельности. Что такое оценка. Притязания на успех и уровень достижений в деятельности. Самооценка и притязание на успех. Как изменяется уровень притязаний. Притязания и достижения в деятельности.
Раздел 4. Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки (7 ч).
Движение и действие. Движение и его свойства. Многообразие движений человека. Как управляется движение. Время двигательной реакции. Связь моторики с другими психическими процессами. Развитие движений. Действие. Что такое действие, знания, умения, навыки.
Практическая работа № 2. Определи скорость своей реакции.
Раздел 5. Психологические особенности основных видов деятельности (6 ч).
Виды деятельности человека. Игра. Для чего нужна игра. История игрушки. Игра и развитие ребенка. Мотивация игровой деятельности. Игры взрослых. Учебная деятельность. Развитие учебной деятельности в детском возрасте. Мотивы учения. Познавательные мотивы учения. Социальные мотивы учения. Трудовая деятельность.
Практическая работа № 3. Провести обследование на определение ориентации на дело или на общение.
Практическая работа № 4. Методика «Геометрический рисунок человека».
Раздел 6. Профессиональная деятельность (8 ч).
Профессия, специальность, занятие. Психологические особенности профессий. Понятие о типах профессий. Психологические особенности профессий «человек-человек». Психологические описания некоторых профессий «человек-человек». Психологические особенности профессий «человек-живая природа». Психологические описания некоторых профессий «человек-живая природа». Психологические особенности профессий «человек-техника». Психологические описания некоторых профессий «человек-техника». Психологические особенности профессий «человек-знаковая система». Примерные описания некоторых профессий «человек-знаковая система». Психологические особенности профессий «человек-художественный образ». Психологические описания некоторых профессий «человек-художественный образ». Психологические особенности труда в экстремальных условиях. Психологические описания некоторых видов труда в экстремальных условиях. Профессиональная деятельность и общение.
Практическая работа № 5. Мои способности и будущая профессия.
Заполнить таблицу «Оценка способностей».
Практическая работа № 6. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения».
Раздел 7. Заключение (2 ч).
Формы организации и виды деятельности: Практикумы, Сюжетно-ролевые упражнения, Проведение самодиагностики, Тестирование и анкетирование Беседа –лекция, тренинговое занятие , Решение психологических задач-ситуации Тематическое рисование Диагностическая процедура Самонаблюдение развивающие упражнения, Упражнения по инструкции, по образцу Решение задач по аналогии Дискуссия, социальные пробы.
Тематическое планирование учебного предмета
№п/п Наименование разделов Количество часов
всего Теоретические занятия Практические занятия
1 Введение 1 1 2 Что побуждает человека к деятельности 4 3 1
3 Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю 6 6 4 Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки 7 6 1
5 Психологические особенности основных видов деятельности 6 4 2
6 Профессиональная деятельность 9 7 2
7 Заключение 2 2 Итого 35 часа 29 6
Приложение к программе курса

п/п Дата Тема учебного занятия Всего часов Форма организации деятельности
план факт Введение (1ч)
1
  2.09 Общее понятие о деятельности» 1 Фронтальный опрос
Что побуждает человека к деятельности (4 ч).
2-3 9.09
16.09 Что такое потребность. Виды потребностей 2 Диагностические процедуры
4 23.09 Мотивы 1 Диагностическая процедура
5 30.09 Цель и смысл деятельности
Практическая работа № 1. Как развить необходимые для деятельности способности. 1 практикум
анализ текста
Отношение человека к деятельности и к себе как к деятелю 6 ч
6 7.10 Успех или неуспех в деятельности 1 Практикум
Самонаблюдение
7 14.10 Оценка деятельности
1 Групповая
Практикум
8 21.10 Самооценка в деятельности
1 Групповая Творческая работа
9 28.10 Притязания на успех в деятельности
1 Групповая
Практикум, развивающие упражнения
10 11.11. Как изменяется уровень притязаний

1 Лекция
Практикум
Упражнения по инструкции, по образцу
11 18.11 Притязания и достижения в деятельности 1 Групповая
Беседа
Самонаблюдение
Какое место в деятельности занимают движения, действия, навыки, привычки 7 ч
12-13 25.11
2.12 Движение и его свойства. Многообразие движений человека 2 Групповая
Выполнение проблемного задания
14-15 9.12
16.12 Действие 2 Решение задач по аналогии
16-17 23.12
13.01 Знания, умения, навыки
Практическая работа № 2. Определи скорость своей реакции.
2 Лекция
практикум
18 20.01 Привычки 1 Групповая
Консультация Самонаблюдение
Психологические особенности основных видов деятельности 6 ч
19 27.01 Виды деятельности человека 1 Индивидуальная
Лабораторно-практическая работа
20-21 3.02
10.02 Игра
Практическая работа № 3. Методика «Геометрический рисунок человека».
2 Групповая
Развивающие упражнения
практикум
22 17.02 Учебная деятельность 1 Лекция
Творческое задание
23 24.02 Мотивы учения
Практическая работа № 4. Провести обследование на определение ориентации на дело или на общение.
1 Групповая
Собеседование Выполнение заданий по алгоритму
практикум
24 3.03. Трудовая деятельность 1 Групповая
Консультация
Профессиональная деятельность 9 ч
25 10.03 Профессия, специальность, занятие 1 Групповая
Работа в группах по алгоритму
26 17.03 Психологические особенности профессий
Практическая работа № 5. Мои способности и будущая профессия. 1 Работа по образцу
практикум
27 24.03 Психологические особенности профессий «человек-человек» 1 Дискуссия, социальные пробы
Рисунок на заданную тему
28 7.04 Психологические особенности профессий «человек-живая природа» 1 Анализ, диагностика
Творческое задание
29 14.04 Психологические особенности профессий «человек-техника» и
«человек-знаковая система» 1 Выполнение проблемного задания
30 21.04 Психологические особенности профессий «человек-художественный образ» 1 Выполнение проблемного задания
31 28.04 Психологические особенности труда в экстремальных условиях 1 Самонаблюдение
32-33 5.05
12.05
Профессиональная деятельность и общение
Практическая работа № 6. Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения». 2 Составление инструкций
практикум
Заключение 2 ч
34-35 19.05
26.05
Психология деятельности 2 Индивидуальная
Лабораторно-практическая работа Составление инструкций
Приложение
Лист корректировки
Дата пропущенных уроков Что скорректировано Причина корректировки Зам. директора по УВР